Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Классификация по типу артефакта

План статьи

Вопросы к основной части

I. Классификация по типу СО

1. Какие объекты встречаются чаще всего? Почему? Есть ли СО, недоступные для проникновения посторонних объектов?

Жизненно важные органы: мозг, сердце, органы чувств (за исключением сенсорных)
+ ноги/шея (функция передвижения и ноши), живот/задница, горло

Примеры же нахождения артефакта исключительно в пространстве СО, не на поверхности, не внутри, и даже не касаясь, в нашем материале встретились только в немецком языке. Brett von dem Kopf. Чепчик to have a bee in one bonnet

Нож у горла

Разные объекты в одном СО – разные значения (заноза = одна засевшая мысль, мешающая функционировать / думать всей голове (ср. эта мысль засела у мен как заноза в мозгу, экзамены – как заноза, ни о чем больше думать не могу), солома, опилки,

каша (будем ли брать ее???) - отсутствие четких мыслей,

Каша в Х – посторонний объект ‘каша’

Состояние СО = ‘каша’

Тараканы в голове – в голове много странных (?) мыслей, возможно в негативном контексте,

Приятных-неприятных

Привычных-необычных (для большинства людей)

Полезных – мешающих/пустых

Какие ассоциации вызывают тараканы? Мелкие, противные, мешают (мысли, которые мешают)

моча – совершение необдуманного поступка, под влиянием ‘мочи’ = жидкости ‘телесного низа’, которой в голове в норме быть не должно. Моча = внезапный, резкий (+/-?)

кровь – (статья А.Д. Шмелёв про кровь в книге «материалы для … словаря русского языка») см кровь ударила в голову

Голова является объектом, отвечающим за мыслительные процессы (функция – мыслительная, в голове находится мозг). Такое СО как мозг довольно редко употребительное – привести примеры (заноза в мозгу), но менее употребительное, чем голова. Почему?

- потому что мозг – внутренний орган, его не видно

- в мозг труднее проникнуть.

 

Когда голова = мозг?

Так как зачастую заменяется головой. (Оба СО отвечают за мыслительные процессы, но у головы есть какой-то приоритет перед мозгом???) в то

 

 

Шило в …

Вожжа под хвост.

Задница /одно место и т.п. – потому что ты на ней сидишь. Шило – заставляет встать и начать что-то делать.

 

2. К каким типам относятся эти объекты? Почему в случае с головой, глазами, ушами где-то упоминается часть тела – голова, а где-то – отдельные её части – уши, глаза и т.п. --- (т.к. органы чувств=каналы поступления информации)

3. За что/за какие функции отвечают данные СО? (главные для жизнедеятельности, органы чувств, …???)

- мыслительная

- восприятие информации

- сидеть

- ходить (двигательная)

- речь

- носить тяжести, быть опорой

- испытывать чувства, переживать

- держать, хватать (руки)

 

4. Где расположены эти объекты относительно оси тела? Есть ли противопоставления левой и правой частей? Верха и низа? (задница с противопоставлением ее голове???)

Органы ‘телесного верха’ (голова и органы чувств) и ‘телесного низа’

Очень много чего расположено на/в голове (сама голова, мозг, органы чувств)

5. Какие номинации обычно употребляются? Есть ли примеры, где использовались нестандартные номинации СО? См. данные иностранных языков

Башка, репа, груша, чепчик…

6. Наличие синонимичных выражений с разными СО (контекстное употребление: голова/груша/репа и табуирование СО) (один и тот же смысл с помощью разных посторонних объектов.)

Крысы и тараканы

Палка – шило

Песок в глазах – вата на глазах

Примеры из параллельных корпусов (параллельный корпус ruscorpora)

8. Четкий переход от буквального к образному выражению / неизвестная этимология / этимология, объяснимая в культуре языкового источника

Про гири

II. Классификация по типу артефакта

 

1. На какие группы подразделяются артефакты?

Среди артефактов, упоминающихся в рассмотренных нами фразеологических соматизмах, мы можем выделить следующие основные группы: вязкие субстанции (каша), живые существа (бабочка), мелкий сор (пыль), острые предметы (шило), посторонние жидкости (моча), тяжести (гири). Другие объекты не поддаются классификации ввиду своей немногочисленности (?)

Солома, опилки – связаны с деревом и выражают идею глупости+являются наполнителями, мешающими функционированию СО

 

2. Как внешний вид артефактов и их физические признаки определяют тип их влияния на соматический объект? (например, бананы как затычки; пыль, песок и сор в глазах – как некая преграда ‘пелена’ для зрения)

Внешний вид артефактов, их основные функции в сознании наивных носителей языка определяют их влияние на соматический объект. Так, артефакты типа «вязкие субстанции» заполняют собой СО, передавая им такое свойство, как бесформенность, и мешая четко выполнять свои функции.

 

 

Живые существа, попадая в пространство СО, вызывают некоторое движение, активность внутри них – бабочки в животе ассоциируются с взволнованностью и взбудораженностью, а тараканы в голове – с движением мысли.

 

 

Много, копошатся, роятся, нельзя отделаться, идея навязчивости

Поиск тех же глаголов, схожих контекстов (мысли роятся и т.п.)

Вожжа, блоха, пчела, жук – одна конкретная идея, уподобляющаяся живому существу, «живая» заноза в мозгу

Побуждение ли к действию (выяснить по поводу блохи в ухе ~ совет/шило в одном месте, если второе, то они все одного типа, а если нет, то она ближе к занозе – тому, что трудно вытащить, от чего трудно избавиться, то, что за раз крепко засело)

Тараканы, крысы, но ПАУК (идея дома, голова – вместилище, ссылка на статью голова=дом, статья про голову Летучий, ГЕК) – много
«Оправдательные», нейтральные выражения типа «у всех свои тараканы» в др. языках или только в русском у всех свои тараканы?
(мысли не такие, как у всех остальных)

 

 

Мелкий сор вроде песка и опилок «захламляет» пространство СО, тем самым нарушая ясность их функционирования.??? Острые предметы, благодаря своей способности проникать внутрь СО и застревать там, могут оказывать на них глубокое влияние (заноза в мозгу означает навязчивую идею, а сучок в глазу - недостаток, от которого трудно избавиться). Посторонние жидкости во фразеологических соматизмах несут идею внезапного порыва, которая связана с текучестью и циркуляцией (способностью перемещаться (показать, что кровь застывает, переходит туда, где ее не должно быть (так много) в норме) внутри организма, свойственным жидким веществам. Так, кровь и моча, ударяя в голову, могут провоцировать необдуманные поступки. Наконец, тяжести, такие как камень (на сердце) или гири (на ногах), оказывают наиболее близкое к своим реальным физическим характеристикам влияние: их материальный вес выражает душевную тяжесть. Принцип переноса (предположения для всех артефактов в данной классификации) – в реальности может приливать к голове в волнительных ситуациях (краснеет), моча – жидкость, в которой находится весь вред, приливает в голове, что ничем хорошим не кончается, архиглупость, та жидкость, нахождение в голове точно невозможно:ссс Оппозиция верха и низа, такое ощущение, что думает задницей. Поведение человека абсурдно до крайней степени так же, как нахождение мочи в голове. Верх работает не так, как нужно, употребляют прямо противоположные соматические объекты, органы телесного верха и телесного низа

Ударяет ли в голову желчь?

3. Как в норме оцениваются эти артефакты? (например, бананы в норме оцениваются нейтрально, но бананы в ушах – отрицательно, тараканы в норме оцениваются отрицательно, а тараканы в голове – в зависимости от контекста; бабочки в норме скорее положительно, но всегда ли положительно оценивается ощущение, возникающее от бабочек в животе?)

 

4. Куда и как попадает артефакт: в сам объект, на его поверхность, в его пространство, как это определяет влияние артефакта на СО и глубину этого влияния? Артефакт оказывается там временно или навсегда?

5. Какие аналоги в других языках и равноценна ли замена? По каким принципам она происходит? Ср. тараканы – крысы, шило – палка, вожжа – жук – пчела, тут же можно сказать, что ударяющие в голову жидкости – типично русская ситуация (но хорошо бы проверить), с чем это связано?

6. Проблемы перевода

Живые (разные в различных культурах), сор, острые, жидкости, с идеей тяжести (где? всегда ли отрицательно?)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...