На территории Республики Коми
РЕСПУБЛИКА КОМИ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Принят Государственным Советом Республики Коми 2 ноября 2006 года
(в ред. Законов РК от 15.06.2007 N 51-РЗ, от 29.09.2008 N 100-РЗ, от 16.04.2009 N 29-РЗ, от 30.06.2010 N 65-РЗ)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением органами государственной власти Республики Коми мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми.
Статья 1. Правовая основа государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми
Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормами международного права и соглашениями Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Коми.
Статья 2. Цель и задачи государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми
1. Основной целью государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми являются устойчивое экономическое развитие Республики Коми на основе использования ее инновационного потенциала и повышение качественных показателей уровня жизни населения Республики Коми. 2. Основными задачами государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми являются обеспечение рационального сочетания механизмов государственного стимулирования субъектов инновационной деятельности и рыночных механизмов, реализация институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной политики, направленной на:
1) освоение производства принципиально новых для Республики Коми видов продукции и технологий; 2) повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на территории Республики Коми; 3) формирование условий, направленных на создание, развитие и эффективное использование инновационного потенциала Республики Коми; 4) содействие переходу организаций реального сектора экономики на режим устойчивой инновационной активности; 5) увеличение поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней; 6) развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание условий для осуществления экспертного, правового и иного обеспечения инновационной деятельности; 7) вовлечение в экономический и гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности; 8) расширение системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.
Статья 3. Субъекты инновационной деятельности
1. Субъектами инновационной деятельности являются физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность на территории Республики Коми и (или) содействующие ее осуществлению на территории Республики Коми, в том числе: (в ред. Закона РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 1) организации и физические лица, осуществляющие создание и использование инноваций; (в ред. Закона РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 2) технопарки, технологические инкубаторы, информационные и инновационные центры, центры трансфера технологий, иные специализированные субъекты инновационной деятельности, содействующие созданию и распространению инноваций; 3) инвесторы, направляющие средства на финансирование инновационной деятельности; 4) собственники (правообладатели) и создатели (авторы) объектов интеллектуальной собственности, разрабатываемых, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности;
5) организации, оказывающие субъектам инновационной деятельности услуги в сфере консалтинга, маркетинга, образования, информационного и кадрового обеспечения, сертификации, инжиниринга, финансового лизинга. 2. Физические и юридические лица являются субъектами инновационной деятельности только на период фактической реализации ими указанной деятельности. 3. Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется субъектам инновационной деятельности, состоящим на налоговом учете на территории Республики Коми. (в ред. Закона РК от 15.06.2007 N 51-РЗ)
Статья 4. Полномочия Государственного Совета Республики Коми в сфере государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми
К полномочиям Государственного Совета Республики Коми в сфере государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми относятся: 1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми в области инновационной деятельности на территории Республики Коми и осуществление контроля за их исполнением; 2) исключен. - Закон РК от 16.04.2009 N 29-РЗ; 3) иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 5. Полномочия Правительства Республики Коми в сфере государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми
К полномочиям Правительства Республики Коми в сфере государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми относятся: 1) утверждение и реализация долгосрочных республиканских целевых программ, а также иных мероприятий в области инновационной деятельности на территории Республики Коми; (п. 1 в ред. Закона РК от 16.04.2009 N 29-РЗ) 2) осуществление контроля за исполнением субъектами инновационной деятельности принятых на себя обязательств в рамках государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми; 3) формирование в установленном законодательством порядке государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг субъектами инновационной деятельности для государственных нужд Республики Коми, включая закупку инновационной продукции;
(п. 3 в ред. Закона РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 4) содействие субъектам инновационной деятельности в получении грантов; 5) содействие формированию инновационной инфраструктуры на территории Республики Коми; 6) содействие привлечению субъектов малого предпринимательства к участию в инновационных проектах; (в ред. Закона РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 7) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам заключения в установленном порядке соглашений в сфере стимулирования инновационной деятельности; 8) обеспечение создания и развития республиканских информационных систем в сфере инновационной деятельности; 9) содействие привлечению талантливой молодежи в области разработки инновационных программ и проектов; 10) представление положительного опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации; 10(1)) организация проведения экспертиз инновационных проектов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми; (п. 10(1) введен Законом РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 11) иные полномочия, отнесенные законодательством к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области инновационной деятельности.
Статья 6. Формы и меры государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми
1. С целью стимулирования и развития инновационной деятельности в Республике Коми субъектам инновационной деятельности предоставляется государственная поддержка в следующих формах: 1) предоставление из республиканского бюджета Республики Коми субсидий, направляемых на: а) компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами инновационной деятельности для реализации инновационных проектов, а также на компенсацию части лизинговых платежей; б) компенсацию части затрат по обслуживанию облигационных займов, привлеченных субъектами инновационной деятельности для реализации инновационных проектов;
в) компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности на государственную регистрацию и (или) правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации и (или) разработку средств индивидуализации, созданных субъектом инновационной деятельности; г) компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности на участие и представление инновационных проектов на выставках, ярмарках, конференциях и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях; д) компенсацию части затрат на разработку и реализацию субъектами инновационной деятельности программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности; е) компенсацию части затрат на реализацию мероприятий по созданию и развитию инновационной инфраструктуры; ж) компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с оказанием на безвозмездной основе услуг для субъектов инновационной деятельности, в том числе по разработке бизнес-планов инновационных проектов; (пп. "ж" введен Законом РК от 30.06.2010 N 65-РЗ) з) компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности, связанных с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций (гранты); (пп. "з" введен Законом РК от 30.06.2010 N 65-РЗ) (п. 1 в ред. Закона РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 2) предоставление налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, инновационные проекты которых включены в перечень инновационных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Коми, формируемый в целях предоставления налоговых льгот, в порядке, установленном законодательством; (п. 2 в ред. Закона РК от 30.06.2010 N 65-РЗ) 3) участие в установленном законодательством порядке в создании юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность; 4) предоставление средств республиканского бюджета Республики Коми на развитие инновационной инфраструктуры на территории Республики Коми в рамках целевых республиканских программ; 5) предоставление субъектам инновационной деятельности бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми; 6) финансирование в установленном порядке за счет средств республиканского бюджета Республики Коми инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе; 7) предоставление на конкурсной основе субъектам инновационной деятельности государственных гарантий Республики Коми; (в ред. Закона РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 8) содействие созданию инфраструктуры инновационной деятельности;
9) разработка механизмов поддержки инновационной деятельности в соответствии с целью и задачами настоящего Закона; 10) содействие субъектам инновационной деятельности при обращении к федеральным органам государственной власти с целью получения средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ; 11) информационное обеспечение инновационной деятельности; 12) содействие развитию кадрового потенциала в инновационной сфере, в том числе разработка и реализация программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в инновационной сфере, включая специалистов в области инновационного менеджмента; (в ред. Закона РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 13) содействие продвижению инновационных разработок, поддержка участия и представления инновационных проектов субъектов инновационной деятельности на выставках, ярмарках, конференциях и иных информационно-рекламных мероприятиях; (в ред. Закона РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 14) содействие в установленном порядке развитию международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере; 15) иных формах государственной поддержки, предусмотренных законодательством. (п. 15 введен Законом РК от 29.09.2008 N 100-РЗ) 2. В отношении мер государственной поддержки инновационной деятельности, по которым условия и порядок предоставления не определены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, условия и порядок устанавливаются Правительством Республики Коми. 3. Объем государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в финансовой форме определяется законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Статья 7. Инновационные и венчурные фонды
Для поддержки субъектов инновационной деятельности могут создаваться инновационные и венчурные фонды, в том числе с участием иностранного капитала, в порядке, установленном законодательством.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Коми В.ТОРЛОПОВ г. Сыктывкар 15 ноября 2006 года N 104-РЗ
Постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2009 года № 260 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010-2012 годы» Законодательство» Законодательство в области науки и инновации»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 сентября 2009 г. N 260
О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
Правительство Республики Коми постановляет: 1. Утвердить долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) согласно приложению. 2. Министерству финансов Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы. 3. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Гайзера В.М.
Глава Республики Коми В.ТОРЛОПОВ
Утверждена Постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2009 г. N 260 (приложение)
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Главным приоритетным направлением экономического и социального развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Коми, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития обозначена структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе формирование национальной инновационной системы, инновационной инфраструктуры, институтов рынка интеллектуальной собственности, механизмов стимулирования инноваций, формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям. В Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, одной из приоритетных задач признана активизация инновационной деятельности в республике. При этом одним из главных факторов экономического роста станет формирование инновационной системы в республике. В настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Коми складывается неоднозначно. Из 257 обследуемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми крупных и средних организаций инновационно-активными в 2008 году были 25 организаций. Технологические инновации осуществляли 20 организаций с основным видом деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (11% от общего количества таких организаций). При этом на одну инновационно-активную организацию приходилось 8 организаций, не занимавшихся нововведениями. В последние годы среди регионов Северо-Западного федерального округа Республика Коми отличалась незначительной долей организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций. Уровень вовлеченности организаций в разработку и внедрение технологических инноваций был ниже только в Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях. Затраты на технологические инновации в 2008 году составили 754,6 миллиона рублей. Из них затраты, выполненные собственными силами организаций, равнялись 88% от общего объема затрат против 82% в 2007 году. В 2008 году основные затраты на технологические инновации осуществлялись в такие виды инновационной деятельности, как приобретение программных средств (37% всех затрат на технологические инновации), приобретение машин и оборудования (33%), исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов (19%). Наряду с этим на маркетинговые исследования, обучение и подготовку персонала приходилось в совокупности менее 1%. В 2008 году основной объем затрат на технологические инновации (99,6%) был сосредоточен в организациях добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Среди них лидирующее положение, как и в 2007 году, занимали организации с основным видом деятельности "добыча топливно-энергетических полезных ископаемых". Процессные инновации в 2008 году, как и годом ранее, составляли большую часть затрат на технологические инновации. В 2007 - 2008 годах среди источников финансирования затрат на технологические инновации организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды наблюдалось снижение роли собственных средств организаций (с 96% в 2006 году до 48% в 2008 году), одновременно заметно возросла доля прочих затрат (привлеченных кредитов), составив в 2008 году 45%. Остается незначительным государственное участие в инновационных затратах: доля республиканского и местных бюджетов в 2008 году составила 2,4%. Одним из важнейших результатов развития науки, научных исследований и разработок является патентная активность и создание передовых производственных технологий. В 2008 году, по информации Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, было подано 40 заявок на изобретения, 9 заявок на полезные модели. Всего в деятельности организаций в 2008 году было использовано 49 объектов интеллектуальной собственности, в том числе 17 изобретений, 12 полезных моделей, 20 программ для ЭВМ. В последние годы организациями республики было использовано 258 передовых технологий, создано 18 передовых производственных технологий, 11 из которых являются новыми для России. Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в инновационной сфере Республики Коми, в том числе возрастающий объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг (в 2008 году объем составил 10,8 млрд рублей, что почти на 1 млрд рублей больше, чем в 2007 году), постепенное увеличение количества инновационно-активных организаций (в 2008 году в сравнении с 2007 годом на 6 единиц), а также имеющийся в республике научно-инновационный потенциал, уровень научного и инновационного развития в Республике Коми не достаточен для достижения поставленных задач. Это обусловлено прежде всего: недостатком у предприятий собственных средств на инновации; недостаточной финансовой поддержкой со стороны государства; недостатком инвестиционного и венчурного капитала; неразвитостью инновационной инфраструктуры; слабо развитым взаимодействием между наукой и бизнесом; неразвитостью системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы; неразвитостью "инновационной культуры" республики; отрицательным влиянием внешних факторов (в том числе мирового финансового кризиса). В последние годы Правительством Республики Коми был принят ряд мер по укреплению научного и инновационного потенциала: принят Закон Республики Коми "О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми"; утвержден план мероприятий по его реализации; в целях реализации механизмов финансовой поддержки инновационной деятельности принято постановление Правительства Республики Коми от 7 июля 2008 г. N 167 "О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми". В 2008 году впервые 5 субъектам инновационной деятельности оказана финансовая поддержка. В течение 2009 года в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие научной и инновационной деятельности в 2009 году" финансовую поддержку инновационной деятельности планируется оказать не менее чем 17 субъектам инновационной деятельности. Создана Межведомственная комиссия по развитию науки и инновационной деятельности при Экономическом совете Республики Коми. Прикладные научные исследования, финансируемые из республиканского бюджета Республики Коми, фокусируются на актуальных проблемах экономического и социального развития Республики Коми. Отработаны механизмы взаимодействия с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, совместно с которыми финансируются научные проекты Республики Коми. Проводятся республиканские конкурсы инновационных проектов по различным номинациям в различных отраслях экономики и социальной сферы. За научные исследования в области естественных, точных, гуманитарных и технических наук, имеющие фундаментальное и (или) прикладное значение для развития социально-экономической сферы Республики Коми, для научно-педагогических работников из числа научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава научных организаций или образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Коми, для аспирантов и докторантов и для студентов присуждаются премии Правительства Республики Коми в области научных исследований. Необходима дальнейшая реализация мер по поддержке научной и инновационной деятельности. В сложившихся условиях, в том числе в условиях мирового финансового кризиса, одним из основных факторов развития науки и инноваций в республике должна стать системная, целенаправленная государственная поддержка научной и инновационной деятельности. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение наиболее актуальных и острых проблем за счет: определения конкретных целей, задач, мероприятий, ожидаемых результатов и необходимых для достижения этих результатов ресурсов Программы; консолидации бюджетных и внебюджетных финансовых и иных ресурсов поддержки научной и инновационной деятельности; повышения эффективности и результативности государственной поддержки научной и инновационной деятельности; привлечения к реализации Программы как органов исполнительной власти Республики Коми, так и инфраструктурных организаций, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации и других заинтересованных лиц и организаций; осуществления мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности; обеспечения финансовой, правовой, кадровой, организационной, информационной и иной поддержки инновационной деятельности. При этом повышению эффективности решения проблем методом программно-целевого планирования будут способствовать: всестороннее изучение мнения заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми, научных, образовательных, общественных организаций, государственных учреждений в сфере образования и здравоохранения и иных организаций; четкая координация действий участников Программы, обеспечение их взаимодействия при решении задач Программы; комплексный подход к решению всех поставленных задач Программы; обеспечение оперативной корректировки Программы с целью достижения максимального эффективного результата. Программа позволит сконцентрировать меры государственной поддержки научной и инновационной деятельности на решение базовых проблем, консолидировать бюджетные и внебюджетные ресурсы для решения этих проблем, объединить усилия всех заинтересованных участников научного и инновационного развития региона.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы: развитие научной и инновационной деятельности как одного из приоритетных направлений экономического и социального развития Республики Коми. Задачи Программы: организационная поддержка научной и инновационной деятельности; информационно-консультационная поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность; содействие кадровому обеспечению в инновационной сфере; привлечение молодежи к научной и инновационной деятельности; поддержка и развитие научных исследований в Республике Коми; содействие внедрению передовых технологий и инноваций в экономику и социальную сферу.
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2010 - 2012 годы.
4. Система программных мероприятий
|