Тема 3. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции
Типовые задачи с решениями
№ 1. На рынке совершенной конкуренции установилось равновесие при спросе QD = 150 – 3 P и предложении QS = –15 + 12 P. В результате увеличения доходов потребителей они стали покупать на 30 ед. товара больше при каждой цене. 1. Насколько возрастет: а) цена в мгновенном периоде? б) цена в коротком периоде? в) объем продаж в длительном периоде при неизменных ценах на факторы и технологии производства? 2. Рассчитайте коэффициенты эластичности спроса и предложения по цене: а) до увеличения доходов потребителей; б) после увеличения их доходов в коротком периоде.
Решение 1а. В исходных условиях 150 – 3 P = –15 + 12 P Þ P = 11; Q = 117. В мгновенном периоде объем предложения не изменится; поэтому 180 – 3 P = 117 Þ P = 21; D P = 10. 1б. В коротком периоде 180 – 3 P = –15 + 12 P Þ P = 13; D P = 2. 1в. Цена вернется к исходному уровню; поэтому Q = 180 – 3×11= 147; D Q = 30. 2а. eD = –0,282; eS = 1,128; 2б) eD = –0,351; eS = 1,106.
№ 2. На рынке установилось равновесие при спросе QD = 20 – P и предложении QS = –4 + 2 P. Для пополнения бюджета государство обязало производителей платить 3 ден. ед. с каждой единицы проданной продукции. Определите: а) насколько изменились цена и объем продаж; б) на сколько сокращение суммы излишков производителей и потребителей превышает сумму собранных налогов; в) долю налога, уплачиваемую потребителями; г) чистые потери общества от введения налога.
Решение
а) До введения налога 20 – P = –4 + 2 P ® P = 8; Q = 12; после введения налога 20 – P = –4 + 2(P – 3) ® P = 10; Q = 10. Следовательно: D P = 2; D Q = –2. б) Собрано налогов 3×10 = 30. Сумма излишков до введения налога: (20 – 8)×12/2 + (8 – 2) ×12/2 = 108; после (20 – 10)×10/2 + (7 – 2) ×10/2 = 75. Следовательно:
(108 – 75) – 30 = 3. в) D P/t = 2/3. г) Чистые потери общества: (10 - 7) ∙ (12 - 10)∙1/2 = 3
Рис. 5. Последствия введения акциза № 3. Функция спроса на товар имеет вид: QD = 9 – P, а функция его предложения – QS = – 3 + 3 P. 1. Сколько единиц товара будет продано, если установить такую ставку налога на единицу товара, чтобы сумма собранного налога была максимальной? 2. Какова будет сумма налогов?
Решение
Пусть с каждой проданной пачки взимается t ден. ед. Тогда условие равновесия на рынке достигается при 9 – P = – 3 + 3(P – t); P = 3 + 0,75 t; Q = 6 – 0,75 t. Сумма собранных налогов равна T = tQ = 6 t – 0,75 t 2. Она достигает максимума при 6 – 1,5 t = 0 Þ t = 4. Тогда P * = 6; Q * = 3, а сумма T = 4×3 = 12.
№ 4. Потребности в благе А 200 покупателей с одинаковой у всех функцией полезности
Решение
а) Выведем функцию спроса на благо А каждого покупателя из условия равновесия потребителя и бюджетного уравнения (см., например, решение задачи №4 темы 2): и функцию предложения каждой фирмы из условия максимизации прибыли (см., например, решение задачи №4 темы 1):
б) Спрос каждого покупателя
№ 5. Функция спроса на розы имеет вид t = 0, 1,...,6 (дни недели от понедельника до субботы). 1. Определить равновесную цену роз. 2. Какие цены на розы будут по дням недели, если в воскресенье на рынке была равновесная цена, а в понедельник спрос возрос таким образом, что при каждом значении цены покупали на 30 роз больше? 3. Какова равновесная цена после увеличения спроса?
Решение 1. Цену равновесия найдем из равенства
2. Понедельник: P 1= 230 – 60 = 170. Вторник: P 3= 230 – 67,5 = 162,5. Четверг: 3. Равновесная цена определяется из выражения 0,5 P – 10 = 230 – P Þ P * = 160; Q * = 70. № 6. Отраслевой спрос на продукцию характеризуется функцией QD =120 – 3 P. 1. По какой цене и сколько единиц продукции будет продано, если в отрасли работают 20 конкурирующих фирм с одинаковой у всех функцией общих затрат TC = 10 + 8 Q – 4 Q 2 + Q 3? 2. Сколько таких фирм будет в отрасли в длительном периоде? Решение 1. Выведем функцию предложения фирмы по цене из условия максимизации прибыли MC (Q) = P:
Когда в отрасли будет работать 20 фирм, тогда функция отраслевого предложения примет вид При заданном спросе на рынке установится равновесие с ценой, обеспечивающей равенство 120 – 3 P = 2) В условиях совершенной конкуренции в длинном периоде отраслевое равновесие устанавливается при P = MC = AC min. Определим, при каком значении Q средние затраты минимальны: (AC)¢ = 2 Q – 4 –10/ Q 2 = 0 ® Q = 2,69. При таком объеме выпуска AC = 2,692 – 4×2,69 + 8 + 10/2,69 = 8,2. Следовательно, в длинном периоде цена будет равна 8,2 ден. ед., а объем спроса составит 120 – 3×8,2 = 95,4 ед. Число фирм, удовлетворяющих при такой цене отраслевой спрос, определится из равенства
Рис. 6. Равновесие фирмы и отрасли № 7. В зависимости от объема используемого капитала общие затраты фирмы, продающей продукцию в условиях совершенной конкуренции, равны либо ТС 1 = 4 + 6 Q + Q 2, либо ТС 2 = 256 – 25 Q + Q 2. Определите цену и объем продаж в длительном периоде при отраслевом спросе; а) QD = 12,5 – 0,25 Р; б) QD = 35,5 – 0,5 Р.
Решение а) В длительном периоде P = min AC. Минимум AC 1 достигается при
то есть min AC 1 = 4/2 + 6 + 2 = 10. Минимум AC 2 достигается при
то есть min AC 2 = 256/16 – 25 + 16 = 7. Следовательно, при P = 10 объем спроса должен быть не меньше2 единиц, а при P = 7 – не меньше16 единиц. При заданном спросе по цене P = 7 спрашивают только 10,75 ед. Поэтому фирмы будут использовать технологию с затратами TC 1. Равновесие установится при P = 10; Q = 10.
б) Теперь по цене P = 7 спрашивают 32 ед. Равновесие установится при P = 7; Q = 32.
![]() ![]() Рис. 7. Последствия изменения отраслевого спроса
№ 8. Спрос на морковь отображается функцией QD = 30 – P. Ее продают в условиях совершенной конкуренции 3 группы фермеров. Из-за различий в плодородии земли они имеют разные затраты. Первая группа может произвести 6 ед. моркови при TC 1 = 8 q, вторая – 7 ед. при TC 2 = 10 q, третья – 9 ед. при TC 3 = 12 q. 1. Определите: а) общую сумму экономических затрат на проданную морковь; б) сумму альтернативных затрат. 2. На сколько возрастут средние экономические затраты и сумма альтернативных затрат, если покупатели из-за увеличения доходов при каждой цене будут спрашивать на 3 ед. моркови больше?
Решение 1. В заданных условиях функция цены предложения имеет вид:
Кривая отраслевого спроса пересекает кривую предложения при P = 12; Q = 18. Следовательно, 1-я и 2-я группы фермеров смогут продать весь свой урожай, а 3-я группа только 5 ед. моркови. Общие экономические затраты: 12×18 = 216. Альтернативные затраты (ренту) имеют только 1-я и 2-я группы фермеров в виде разницы между ценой и фактическими затратами; сумма альтернативных затрат: (12 – 8)6 + (12 – 10)7 = 38.
2. Теперь кривая отраслевого спроса пересекает кривую предложения при P = 12; Q = 21. Прирост спроса удовлетворяется 3-й группой фермеров. Поэтому ни средние экономические затраты, ни сумма альтернативных затрат не изменятся.
Рис. 8. Альтернативные и экономические затраты
Задачи
№ 1. На рынке совершенной конкуренции установилось равновесие при спросе QD = 200 – 2 P и предложении QS = –10 + 6 P. В результате увеличения доходов потребителей они стали покупать на 40 ед. товара больше при каждой цене. Насколько возрастет: а) цена в мгновенном периоде? б) цена в коротком периоде? в) объем продаж в длительном периоде при неизменных ценах на факторы и технологии производства? 2. Рассчитайте коэффициенты эластичности спроса и предложения по цене: а) до увеличения доходов потребителей; б) после увеличения их доходов в коротком периоде.
№ 2. На рынке пива установилось равновесие при спросе QD = 200 – 5 P и предложении QS = –10 + 5 P, а на рынке минеральной воды – при QD = 150 – 8 P и предложении QS = –4 + 2 P. Государство обязало производителей пива платить 4 ден. ед. с каждой проданной бутылки, а производителям минеральной воды стало доплачивать 2 ден. ед. за каждую проданную бутылку. Определите чистые экономические потери общества в результате указанных фискальных мероприятий государства.
№ 3. На рынке с линейными функциями спроса и предложения установилось равновесие при P = 20; Q = 150; eD = –2; eS = 1,5. Определите: а) излишки потребителей; б) излишки производителей; в) акциз на единицу продукции, максимизирующий сумму налогов.
№ 4. На рынке с линейными функциями спроса и предложения установилось равновесие при P = 20; Q = 80; eD = –2; eS = 1,25. Определите: а) излишки потребителей; б) излишки производителей; в) акциз на единицу продукции, максимизирующий сумму налогов; г) цену и объем продаж после введения такого акциза д) чистые экономические потери общества от акциза.
№ 5. Потребности в благе А 200 покупателей с одинаковой у всех функцией полезности вида № 6. В двух соседних регионах выращивают и потребляют картофель при следующих функциях спроса и предложения:
Перевозка единицы картофеля из одного региона в другой обходится в 9 ден. ед. 1. Насколько больше выращивается картофеля, когда его перевозка разрешена по сравнению с тем, когда она запрещена? 2. Какая цена транспортировки картофеля эквивалентна запрету на его перевозку?
№7. Рыночный спрос отображается формулой 1. Определите цену и объем продаж в 3-м периоде в соответствии с паутинообразной моделью ценообразования. 2. Насколько возросла равновесная цена в результате увеличения спроса?
№8. Отраслевой спрос на продукцию характеризуется функцией QD = 270 – 5 P. 1. По какой цене и сколько единиц продукции будет продано, если в отрасли работают 31 конкурирующих фирм с одинаковой у всех функцией общих затрат TC = 48 + 10 Q – 5 Q 2 + Q 3? 2. Сколько таких фирм будет в отрасли в длительном периоде? 3. По какой цене и сколько единиц продукции будет продано в длительном периоде?
№ 9. Рыночный спрос – Определите цены на рынке с 1-го по 5-й периоды включительно в соответствии с паутинообразной моделью ценообразования. № 10. Отраслевой спрос отображается функцией QD = 250 – 10 Р. Отрасль функционирует в условиях совершенной конкуренции. 1. Какое количество фирм будет работать в этой отрасли в длительном периоде, если общие затраты на производство продукции равны LTC = 30 Q – 10 Q 2 + Q 3? 2. Определите цену и объем продаж на рынке в длительном периоде.
№ 11. Рыночный спрос отображается функцией: QD = 12,5 – 0,25 Р. В зависимости от объема используемого капитала общие затраты фирмы, продающей продукцию в условиях совершенной конкуренции, равны либо ТС 1 = 4 + 6 Q + Q 2, либо ТС 2 = 98 – 10 Q + 0,5 Q 2. На сколько возрастет объем продаж в длительном периоде, если в результате увеличения доходов потребителей они будут спрашивать на 16,5 ед. больше при каждой цене? № 12. Спрос на огурцы отображается функцией QD = 50 –2 P. Выращивать огурцы и продавать их в условиях совершенной конкуренции могут 3 группы фермеров. Из-за различий в плодородии земли они имеют разные затраты. Первая группа может произвести 10 т огурцов при TC 1 = 5 q, вторая – 15 т при TC 2 = 8 q, третья – 20 т при TC 3 = 10 q. Определите средние экономические и предельные затраты на проданные огурцы.
№ 13. Какую сумму налогов получит государство при введении акциза на сахар в размере 2 руб за кг., если известно, что: а) сахар производят 120 конкурентных фирм; фирмы работают по технологии
№ 14. На рынке подсолнечного масла имеется 50 бедных покупателей с бюджетом 80 ден. ед. у каждого и 25 зажиточных покупателей, у каждого из которых бюджет равен 120 ден. ед. Предпочтения подсолнечного масла растительным жирам у всех покупателей одинаковые и характеризуются функцией полезности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|