Темы лабораторных работ (не предусмотрены)
Костанайский филиал
Кафедра филологии
УТВЕРЖДЕНО
решением ученого совета филиала
Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.
Председатель ученого совета
_________________ Р.А. Тюлегенова
Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи
Направление подготовки
40.03.01 Юриспруденция
Направленность
Уголовно-правовая, гражданско-правовая
Присваиваемая квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения очная
Для группы КЮ-ИУП
Костанай, 2015 г.
Рабочая программа дисциплины составлена: Блиновой Ю.И., старшим преподавателем кафедры филологии _____________________
На основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры филологии
Протокол № __ от «___» _________ 2015 г.
Заведующий кафедрой __________________ К. С. Шалгимбекова
Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Протокол № __ от «___» _________ 2015 г.
Председатель УМС __________________ Н. А. Нализко
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины: Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека. Данная дисциплина рассматривает специфику и виды речевой деятельности, основные механизмы речи, обеспечение процесса создания и восприятия текстового сообщения языковыми, речевыми, этическими и коммуникативными нормами.
1.1.1 Назначение дисциплины: актуализировать знания школьной программы, создать базу для изучения стилистики английского языка, сформировать навыки осознанного восприятия звучащей и произносимой речи, соответствия собственного речевого поведения ситуации общения, воспитывать бережное отношение к языку.
1.1.2 Цели дисциплины: повышение уровня культуры речи будущих специалистов в процессе освоения и совершенствование коммуникативно-речевых умений.
1.1.3 Задачи дисциплины: получение знаний о культуре общения и искусстве речи как о специфической системе, имеющей свои законы существования и пути развития;
· ознакомление с историей возникновения и формирования науки о речемыслительной деятельности человека и культуре общения;
· формирование понимания роли культуры общения и искусства речи в современном обществе и через это активизировать потребность в изучении данной науки.
· активизировать мыслительную деятельность студентов, формировать речевые умения аналитического характера.
1.2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ОП Дисциплина по выбору «Русский язык и культура речи» относится к Блоку 1, индекс Б1.ДВ3.
1.2.1 Пререквизиты: базовые знания школьной программы по предметам «Русский язык», «Русская литература».
1.2.2 Постреквизиты: « Конституционное право», «Уголовный процесс», грамотно владеть языком, использовать полученные знания при написании и защите курсовых работ, выпускной квалификационной работы.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС)
| Результаты освоения ОП
Содержание компетенций согласно ФГОС
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
|
ОК-4
| способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
| Знать: основные принципы аргументирования
Уметь: аргументировать и обобщать
Владеть: навыками устной и письменной речи
|
ОК-5
| обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| Знать: об этике делового общения
Уметь: идти на компромисс
Владеть: навыками делового общения
|
ОК-7
| стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
| Знать: о значимости саморазвития
Уметь: самосовершенствоваться
Владеть: навыками коррекции проблем собственной речевой практики
|
1.4 Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция с целью реализации компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе технологии учебного сотрудничества с различными формами работы активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины
|
Всего часов
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
|
|
в том числе, аудиторная работа (всего):
|
|
Лекции
| -
|
Практические занятия
|
|
Практикумы
| -
|
Лабораторные работы
| -
|
Внеаудиторная работа (всего):
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
|
|
Вид рубежной аттестации
| бланочное тестирование
|
Вид промежуточной аттестации
| зачет
|
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
№ п/п
| Наименование темы
| Количество часов
|
ЛЗ
| ПЗ
| ЛР
| СРС
|
-
| Предмет и основные понятия курса «Русский язык и культура речи».
|
|
|
|
|
-
| Норма как центральное понятие культуры речи.
|
|
|
|
|
-
| Основные качества речи. Богатство и разнообразие словаря говорящего.
|
|
|
|
|
-
| Основные качества речи. Чистота речи.
|
|
|
|
|
-
| Основные качества речи. Выразительные средства языка.
|
|
|
|
|
-
| Функциональные стили русского языка.
|
|
|
|
|
-
| Язык и стиль документов.
|
|
|
|
|
-
| Основы ораторского искусства и полемического мастерства.
|
|
|
|
|
Всего:
|
|
|
|
|
|
Программа дисциплины
Темы лекционных занятий (не предусмотрены)
Темы практических занятий
№ п/п
| Тема ПЗ
| Содержание ПЗ
| Кол-во
часов
| Кол-во баллов
| Методы
|
1.
| Предмет и основные понятия курса «Русский язык и культура речи».
| Специфика культуры речи как научной дисциплины. Культура речи в системе гуманитарных наук. Культура речи и смежные дисциплины (“Риторика”, “Стилистика”). Язык и речь. Функции речи: общение, сообщение, воздействие.
Прошлое и настоящее русского литературного языка. Общая характеристика основных этапов становления русского литературного языка.
|
|
| Занятие с применением затрудняющих условий
|
2.
| Норма как центральное понятие культуры речи.
| Литературный язык как основа культуры речи. Нормативность литературного языка. Относительность и изменчивость литературной нормы. Источники изменения норм литературного языка. Нормы произношения. Особенности русского ударения. Нарушение грамматических норм.
|
|
| Семинарское занятие с элементами дискуссии
|
3.
| Основные качества речи. Богатство и разнообразие словаря говорящего.
| Активный и пассивный словарь. Омонимы, синонимы и антонимы. Состав лексики с точки зрения его формирования. Стилистические пласты лексики современного русского литературного языка. Общеупотребительная лексика, территориально или социально ограниченная лексика.
|
|
| Занятие с применением затрудняющих условий
|
4.
| Основные качества речи. Чистота речи.
| Чистота как отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, или отвергаемых нормами нравственности. Территориальные диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова- паразиты, вульгаризмы.
|
|
| Семинарское занятие с элементами дискуссии
|
5.
| Основные качества речи. Выразительные средства языка.
| Выразительность речи. Тропы и фигуры речи. Метафора и ее виды. Метонимия.
Рубежный контроль
Сравнение. Гипербола, литота, оксюморон, синекдоха, аллегория.
|
| 2,5
2,5
| Занятие с применением затрудняющих условий
|
6.
| Функциональные стили русского языка.
| Основные стили современного русского языка. Разговорный стиль. Научный. Публицистический. Художественный. Официально-деловой стиль. Стилистическая вариативность. Эпистолярный стиль. Его своеобразие. Подстили официально-делового стиля: законодательный, административно-канцелярский, дипломатический. Жанровые разновидности подстилей: 1) официально-делового стиля; 2) научного стиля. Проблема точности словоупотребления. Использования терминов. Виды терминов. Гармонизация, унификация, благозвучие терминов. Возможность устного существования текстов официально-делового стиля. Проблема речевого стандарта и канцеляризмов. Средства массовой информации и культура речи. Информация, информационная норма, информационное поле. Полистилизм (стилевая полифония) как важнейший признак языка средств массовой информации.
|
|
| Семинарское занятие с элементами дискуссии
|
7.
| Язык и стиль документов.
| Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Культура составления документа: способы изложения материала, соразмерность частей, отбор речевых форм. Аргументация в разных категориях деловых документов. Диапазон используемых речевых средств. Ясность и лаконичность стиля.
|
| 7,5
| Занятие с применением затрудняющих условий
|
8.
| Основы ораторского искусства и полемического мастерства.
| Основы ораторского искусства. Что такое ораторское искусство. Ораторское искусство и политика. Виды ораторского искусства. История ораторского искусства. Риторика древней Греции. Риторика Древнего Рима. Развитие риторики в России. Риторические навыки и умения. Индивидуальные особенности оратора
Рубежный контроль
|
| 7,5
| Семинарское занятие с элементами дискуссии
|
Итого
|
|
|
|
Темы лабораторных работ (не предусмотрены)
Воспользуйтесь поиском по сайту: