Силовые качества и методика их развития
Е.П. Ильин, 1979. Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах. Оба термина – «двигательные» и «физические качества» – правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Наконец, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций физиологического и психологического регулирования (проявление воли человека), употребляется третий термин – «психомоторные качества». Используется психологами и, в соответствии с традицией рассмотрения способностей, главный акцент делается на центрально-нервных процессах, на регулятивных характеристиках движений, на обусловленности движений ощущениями, мотивами, волей. 2003г. (Е.П. Ильин. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.). Термин «двигательные качества» скорее акцентирует внимание на характеристиках мышечного сокращения – силе (степени напряжения), быстроте и длительности (С. 126). То есть: 1979 – это качественные особенности движений, а 2003 - характеристика мышечного сокращения. Применяется ещё термин «психофизические качества» – Н.А. Бернштейн («О ловкости и её развитии»). Таким образом, в данном случае разные термины описывают одно и то же явление с разных точек зрения. Поэтому целесообразно, говоря о психомоторных (физических, двигательных) качествах, рассматривать их как интегральную характеристику имеющихся на данный момент двигательных возможностей человека, обусловленную его анатомо-морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями.
Двигательные качества или способности? Многие авторы предпочитают говорить о двигательных (психомоторных) способностях, а не качествах (Б.В. Евстафьев, 1986; В.Б. Иссурин, 1986; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002). Е.П. Ильин говорит о качествах, разделяя понятия «способности» и «качества» (Е.П. Ильин, 1981). Способности являются врождёнными, в данном случае двигательными, возможностями, а качества – это возможности, обусловленные сплавом врождённого и приобретённого (фенотип, по И.П. Павлову). Такое разделение имеет, с его (Е.П. Ильина) точки зрения, принципиальное значение, так как качества можно измерять в каких-то единицах (килограммах, секундах, минутах, баллах), а способности, как не вычленяемые из качеств составляющие, могут только прогнозироваться на основе выделения задатков. Кроме того, уровень проявления качеств в значительной мере зависит от антропометрических (росто-весовых) характеристик человека, существенно изменяющихся в онтогенезе, в то время как задатки, определяющие способности, практически стабильны. Измеряя двигательные качества, мы не знаем, какая в них доля врождённого (способностей) и приобретённого. В то же время, обсуждая общетеоретические вопросы психомоторных возможностей, в частности – их классификацию, можно говорить как о двигательных качествах, так и двигательных способностях, так как и те и другие имеют одно и то же наименование (качество силы или силовые способности, качества быстроты или скоростные способности) и т.д.).
ДД – двигательное действие.
Способности – сочетание врождённых функциональных факторов – психических и физиологических (двигательных) функций с индивидуально-типологическими свойствами нервной системы.
А.П. Матвеев, 1990. Воспитание физических качеств. Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2001. Физическими качествами принято (кем? ТАМ) называть врождённые (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, выносливость, гибкость и ловкость. Применительно к динамике изменений показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. В современной литературе используют термины «физические качества», и «физические способности». Однако они не тождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. (В.И. Лях, 1996). (То есть, способностей как таковых нет, а есть способности Иванова, Петрова…? ТАМ). Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
Ю.Ф. Курамшин, 2004. Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.
Физические качества – свойства мышц (врождённые и приобретённые), обеспечивающие их функционирование в соответствии с требованиями выполняемого двигательного действия (ТАМ). А так? Физические качества – совокупность врождённых и приобретённых факторов, обеспечивающих такие свойства мышц, которые определяют силовые, временные и пространственные характеристики движений (быстрота, сила, выносливость, гибкость, координированность). (ТАМ) СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА И МЕТОДИКА ИХ РАЗВИТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|