Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №10. Особенности ценообразования в сельском хозяйстве

Вопрос № 9. Товарное предложение на рынках сельхоз продукции

 

Специфические особенности сельскохозяйственного производства отражаются на характере товарного предложения продовольственных товаров.

Основным фактором, влияющим на объем товарного предложения продовольствия, является цена. С повышением закупочных цен, повышается и объем производства, а рост розничных цен ведет к увеличению поставок на рынок.

Реактивность изменения товарного предложения на из­менение цен измеряется показателями эластичности (ана­логично спросу). Эластичность товарного предложения от цен сравнительно низка. Это связано с такими его есте­ственными особенностями, как длительность производствен­ного цикла, зависимость от биологических параметров рас­тений и животных, сезонность сельскохозяйственного про­изводства, зависимость от природно-климатических усло­вий. Высокая эластичность характерна лишь для продук­ции тепличных хозяйств, производства.

Важнейшим фактором, определяющим эластичность товарного предложения продовольствия, является длитель­ность производственного цикла. Для скоропортящихся продуктов эластичность товарного предложения минимальна.

В связи с тем, что эластичность товарного предложе­ния продовольствия положительна, доход производителя и цена реализации изменяются в одном направлении.

Следующим фактором товарного предложения и его эластичности является динамика цен на сельскохозяйствен­ные ресурсы. Повышение цен на них ведет к снижению объе­мов сельскохозяйственного производства и предложения. Нужно отметить, что цена товарного предложения может существенно зависеть от уровня удовлетворения спроса на тот или иной продукт. Другими словами, сокращение предложения вследствие роста цен на производственные ресурсы может породить неудовлетворенный спрос и повышение цен реализации.

Изменение технологии производства также влияет на товарное предложение. Внедрение ресурсосберегающих тех­нологий приводит к снижению издержек производства и ро­сту доходов фермеров, что побуждает их увеличивать пред­ложение.

На объем товарного предложения продукции сельско­го хозяйства существенно влияет соотношение постоянно­го и переменного капитала. В фондоемких отраслях, где постоянные издержки высоки, предложение является бо­лее стабильным и менее реагирующим на изменения цен (животноводство и механизированное растениеводство). Вложив средства, фермер будет пытаться продолжать дело, несмотря даже на неблагоприятные условия, т.к. вложен­ные средства надо пытаться окупить.

 

Вопрос №10. Особенности ценообразования в сельском хозяйстве

 

 

Численность населения постоянно увеличивается, а реальные доходы людей постоянно растут. Это обстоятельство позво­ляет при тех же ценах предъявлять спрос на большое ко­личество продуктов питания. Однако численность населе­ния и его доходы растут, как правило, очень медленно, по­этому кривая спроса смещается вправо незначи­тельно. Сдвиг же кривой предложения за аналогичный пе­риод времени, как правило, значительно больший за счет большей эластичности. Это определяет понижающую тенденцию равновесных рыночных цен на продукцию сельского хозяйства.

Такое положение – большая проблема для сельского хозяйства. Когда средние цены в экономике стра­ны имеют тенденцию к повышению, а в сельском хозяйстве к понижению, неизбежно возникают проблемы нарушения паритета цен. В ресурсопроизводящих отраслях АПК, ра­ботающих в условиях олигопольного рынка, цены могут вре­мя от времени повышаться, в маркетинговой сфере они так­же могут возрастать, а вот в сельском хозяйстве это де­лать трудно. Возникают так называемые «ножницы цен». До прихода рыночной экономики соотношение между ценами в сельском хозяйстве и другими отраслями и сферами, кон­тактирующими с ним, удерживалось директивным путем. Трактора, комбайны, ХСЗР, удобрения распределялись по фондам волевыми решениями, из бюджета выделялись до­тации, поддерживающие сельское хозяйство. Это было возможно лишь в условиях всеобщего безразличия к та­ким категориям, как цены, доход, прибыль. Рыночная эко­номика ставит все по своим местам, и «ножницы цен» проявляются очень быстро. Их проявление настолько очевидно и беспощадно, что сегодня практически ни одно сельскохозяйственное предприятие (не говоря уже о фер­мерах) не в состоянии купить трактор или комбайн, что и привело сельское хозяйство России к глубокому кризису.

Решение проблем ценообразования в сельском хозяй­стве может быть двояким. Первый путь: не вмешиваться в естественный ход событий. Тогда большинство хозяйств разорится за счет жесткой конкуренции, люди потеряют работу, найти которую в условиях сельской местности прак­тически невозможно. Второй путь: государственное регулирование и государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий, которые могут воздействовать на объем спроса и товарного предложения продовольствия, на уровень розничных цен. Понятно, что требования рынка в этом случае игнорируются. Здесь могут также быть два варианта: снижение спроса за счет льготного или бесплатного школьного питания, выдача по­собий малообеспеченным семьям и безработным, бесплат­ное питание в лечебных учреждениях. Второй вариант свя­зан с ограничением посевных площадей, субсидиями госу­дарства на покрытие разницы между закупочными и ры­ночными ценами, т.е. в одном случае государственная по­мощь оказывается потребителям, в другом – производи­телям.

Таким образом, ценовая политика в сельском хозяй­стве и других сферах агробизнеса должна проводиться с учетом указанных особенностей.

 

Вопрос №11. Особенности маркетинга в агробизнесе

 

. Особенности агромаркетинга определяются особеннос­тями рынков в системе агробизнеса и особенностями спроса и предложения, цен в агропродовольственном комплексе. Комплекс агробизнеса включает в себя четыре основные части (рис.2).

 

 

 
 

 


Рис. 2. Агробизнес в Российской Федерации

Ядро, основа комплекса агробизнеса в РФ – сельское хозяйство, которое производит продукты пита­ния для населения и сырье для многих отраслей промыш­ленности. Все остальное обслуживает сельское хозяйство, хотя каждая из них имеет самостоятельное значение.

В ресурсы входят отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, кормами, семенами, удобрениями, химическими средствами защиты растений и животных и другими материальными факторами производства. Сюда же входят кредитные учреждения, без которых сельское хозяйство (как никакая другая отрасль) существовать не может. Она же формирует рынок ресурсов сельского хозяйства, определяет его технический и технологический уровень, через цены и условия кредитования влияет на величину его издержек.

Агросервис включает в себя широкий спектр деятельности: обеспечение сельскохозяйственных предриятий техникой на условиях аренды или лизинга, ремонт сельхозтехники и обеспечение запасными частями, мелиоративные работы, агрохимия, научные исследования и внедрение новых технологий, управление, координация работы сельскохозяйственных предприятий, подготовка и переподготовка кадров. Он обеспечивает улучшение деятельности комплекса в целом и его отдельных отраслей. Сюда входят как государственные, так и частные структуры, которые с углублением рыночных отношений приобретают все большее значение.

Маркетинг агробизнеса включает в себя все отрасли, обеспечивающие движение сельскохозяйственного продукта от поля (фермы) до потребителя, т.е. сбор, хранение, переработку и реализацию продукции. Здесь определяются потребности государства и населения в продуктах сельского хозяйства, т.е. отвечает на три важных вопроса рыночной экономики: что производить? сколько производить? по какой цене продавать? Сюда входят предприятия оптовой и розничной торговли, хранилища, заготовительные предприятия, перерабатывающие предприятия, биржи, аукционы и т.д.

Роль маркетинга достаточно велика и продолжает возрастать по мере развития рыночных отношений. В итоге маркетинг станет важнейшим в агробизнесе. Например, в США в структуре конечно­го продукта АПК на маркетинг приходится 75 % его стоимости, а в РФ – пока около 25 %. И этому есть как субъективные, так и объек­тивные причины: отсутствие эффективной государственной программы поддержки отечественного сельхозпроизводителя; слабо отлажен механизм лизинга сельскохозяйственной техники для фермеров; существенные сбои в кредитовании сельскохозяйственных предприятий и фермеров и т.д.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...