Определите тип реакции на болезнь:
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задание № 1. Больная Н. Возраст – 10 лет. Диагноз: бронхиальная астма. Ни на шаг не отпускает свою маму. Боится, что, как только она останется одна – с ней случится приступ. Девочку мучит бессонница из-за страха ночных приступов. Постоянно думает о своем заболевании. Мама вынуждена была уволиться с работы. Постоянный страх девочки перед приступами мешает ей нормально учиться, общаться с друзьями: девочка не может ходить в школу, не приглашает в гости друзей (боится подхватить простуду, которая спровоцирует приступ). Задание № 2. Больная М. Возраст 26 лет, по специальности – врач. Поступила в больницу с приступом аппендицита, После операции, прошедшей успешно, больная стала требовать введения больших доз активных антибиотиков, хотя объективных показателей для их назначения не было. Больная решила, что у нее сепсис, возникли обвинения в адрес врачей. Неприятные ощущения в организме, связанные с периодом восстановления в послеоперационный период, больная восприняла как признаки инфекционного процесса. Задание № 3. Больной Г., 19 лет. Имеет незначительный кожный дефект на носу – след перенесенного в детстве абсцесса. Больной испытывает чувство собственной неполноценности, не может сосредоточиться на учебе. Хирурги отказываются делать пластическую операцию, поскольку дефект совсем незначителен. Задание № 4. Больной Л., 68 лет, пенсионер. Диагноз: глаукома левого глаза. Себя считает спокойным, добродушным. Кздоровью всегда относился беспечно. Обращение к врачам связано с ощущением неловкости, периодическим потемнением в глазах, ухудшения зрения. Свое заболевание расценивает как легкое, не грозящее серьезными последствиями. При разъяснении врачами всей серьезности заболевания и необходимости продолжительного лечения соглашается с доводами врачей, регулярно лечится. Через несколько дней вновь начинает считать свое заболевание несерьезным, пропускает лечебные процедуры.
Задание №5. По наблюдению одного из сотрудников онкологического института г. Брно, многие больные, находящиеся в этом институте, упрямо считают, что у них не обнаружено злокачественного заболевания, хотя овновь поступивших больных говорят, что они больны раком. Каков тип отношения к болезни? Почему наличие заболевания приписывается другим людям? Задание № 6. Клиентка М., 20 лет. Не желает иметь нос картошкой. Настоятельно требовала, чтобы хирурги исправили его. После операции недовольна результатом. Реакция была очень эмоциональной. Перенесла еще 3 операции и ни одной не осталась довольна. Подала на врача в суд за «небрежную работу». Задание № 7. Больной с параличом левой конечности утешает себя тем, что левая сторона всегда слабее и менее ловкая. Он даже считает, что «раньше был болен, а теперь все в порядке». Свою точку зрения он навязывает родственникам. Задание №8. Врач, страдающий эпилепсией, отказывается принимать противоэпилептические препараты и, вообще, не чувствует себя больным. Задание № 9. Какому из вариантов отношения к болезни соответствуют следующие примеры: Задача 1. Больному свойственно ухудшение настроения, возникновение напряженности, снижение самооценки, ослабление побуждений к деятельности, пессимистическая оценка перспектив. Для больного характерны такие утверждения: «Мне не хватает уверенности в себе...», «Меня одолевают мрачные мысли...», «Я недостаточно способен и сообразителен...». Задача 2. У больного присутствует беспокойство за состояние своего здоровья, которое возникает на фоне высокого уровня тревоги. Пациент испытывает ощущения неблагополучия, неопределенной угрозы, немотивированного опасения. Характерны следующие высказывания: «Я не разбросал начатое дело, потому что считал, что не справляюсь с ним», «У меня есть привычка считать разные ненужные мне вещи – например, лампочки, освещенные окна и т.д.»
Задача 3. У больного присутствуют постоянная озабоченность своим физическим состоянием, пессимизм, склонность к жалобам, неверие в успех лечения, постоянное самонаблюдение. Исходное повышенное внимание к себе сочетается с недостаточной способностью контролировать свои эмоции. По отношению к окружающим характерны несговорчивость, упрямство. Задача 4. Больным свойственно отрицание эмоциональных затруднений и напряженности в межличностных контактах. Склонность предъявлять соматические жалобы проявляется в следующих утверждениях: «Мне случалось падать в обморок...», «У меня бывает чувство, будто гoлова связана повязкой или обручем». Переживания больных ориентированы на стороннего наблюдателя. Характерна демонстративность поведения. Иногда отсутствует умение строить свое поведение на основе предшествующего опыта; поведение строится исходя из удовлетворения появляющихся в данный момент желаний. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Заполните пропушенные места: l._________________ – это адекватная оценка больным своего состояния и перспектив выздоровления. 2. Внутренняя картина болезни складывается на _____________________ этапе формирования личностных реакций по отношению к болезни. 3. Тревожно-депрессивный синдром возникает, как правило, на _________________стадии развития заболевания. Верны или неверны следующие утверждения: 4. Появление фобий у больного возможно в объективно безопасной ситуации. 5. В подростковом возрасте преобладающим типом отношения к болезни является гипосоматонозогнозия. 6. Алгический компонент является составляющей сенсологического этапа отношения к болезни. Выберите верный o тв e т: 7. Структура оценочного этапа отношения к болезни включает в себя: а) витальный компонент б) эстетический компонент в) этический компонент 8. Оценочный этап отношения к болезни – это: а) результат интрапсихологической переработки сенсологических данных
б) эмоциональное отношение к болезни в) рациональное, рассудочное отношение к болезни 9. Нарушения в социальной адаптации больного возможны а) на сенсологическом этапе отношения к болезни б) на оценочном этапе отношения к болезни в) на любом из этапов отношения к болезни Установите соответствие: 10. Сенсологический этап А. состоит из дискомфортного, алгического, дефицитарного компанентов 11. Оценочный этап отноше- Б. состоит из витального, общественно– ния к болезни... профессионального, этического, эстетического компонентов; В. компонента, связанного с интимной жизнью. 12. Психологический Г. неосознаваемая условная желательность смысл... болезни; 13. Соматонозогнозия – это... Д. переживания, высказывания, связанные с заболеванием. 14. Каков психологический смысл болезни? Осознаваем ли он? Мальчик С., l4 лет. Диагноз – гастрит. Резкие боли в животе, возникают, главным образом, по дороге в школу. Родители требуют от ребенка только отличных оценок, а у мальчика трудности в математике, он очень боится получить плохую оценку по этому предмету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|