Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка




ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА.. 5

Тема 2. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ... 7

Тема 3. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 10

Тема 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ школы... 12

Тема 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 15

Тема 6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18

Тема 7. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 21

Тема 8. ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ школьников.. 25

Тема 9. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 30

Тема 10. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ школьников.. 33

Тема 11. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 35

Тема 12. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38

Тема 13. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 42

Тема 14. ОСОБЕННОСТИ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 48

Тема 15. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 53

Тема 16. ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 58

Тема 17. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 63

Тема 18. ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 66

Тема 19. ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.. 69

Тема 20. ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.. 73

Тема 21. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА.. 78


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

На дефектологических факультетах педагогических институтов для будущих олигофренопедагогов читается курс «Психология умственно отсталого ребенка». Усвоение этого предмета имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание своеобразия психического развития умственно отсталого ребенка помогает олигофренопедагогу квалифицированно решать вопросы обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы, преодолевать либо компенсировать нарушенные психические функции.

Углублению знаний в области специальной психологии способствуют семинарские, лабораторные и практические занятия по психологии умственно отсталого ребенка. Эти занятия должны способствовать усвоению теоретических основ специальной психологии и формированию у студентов устойчивых интересов к психологическим знаниям и их применению на практике.

В предлагаемом вниманию студентов пособии излагается содержание практикума по психологии умственно отсталого ребенка.

В пособии освещается каждая из тем курса. Среди этих тем: «Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка», «Методы изучения психики умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста», «Особенности межличностных отношений в группах и коллективах умственно отсталых школьников» и др.

После краткого изложения содержания темы дается описание занятий (семинарских, лабораторных). Раскрывается методика проведения лабораторных занятий. Многие занятия проводятся непосредственно во вспомогательной школе под руководством педагога или самостоятельно. Почти к каждой из тем подобраны психологические задачи. Они предлагаются студентам с целью научить их психологически думать — понимать не только закономерности психической деятельности, но и, опираясь на знание этих закономерностей, правильно объяснять те или иные проявления личности школьника, давать правильную оценку его поступкам и действиям.

Кроме того, приводятся темы рефератов или докладов. Работая над ними, студенты могут использовать, кроме рекомендуемой литературы, дополнительные источники. При работе над рефератом или докладом студент должен проявить большую инициативу и самостоятельность в подборе литературы, проведении наблюдений и экспериментов, составлении плана работы и ее оформлении.

Наконец предлагается литература для конспектирования.

В подготовке данного пособия участвовали кандидат психологических наук, доцент А. Д. Виноградова (темы 9, 17, 18); кандидат педагогических наук Е. И. Липецкая (темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13, 14, 20, 21); кандидат психологических наук, доцент Ю. Т. Матасов (темы 12, 15, 16); кандидат педагогических наук, доцент И. П. Ушакова (темы 7, 8, 10, 11, 19).

Пособие предназначено для студентов дефектологических' факультетов педагогических институтов. Оно может быть использовано и учителями вспомогательных школ.

 


Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА

 

Специальная психология изучает закономерности развития психики аномальных детей: умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, слепоглухонемых, с нарушением речи и др.

Психология умственно отсталого ребенка является одним из наиболее разработанных разделов специальной психологии.

Мысль о возможности и необходимости изучения, воспитания и обучений умственно отсталых детей зародилась одновременно с развитием медицины (преимущественно психиатрии) и педагогики. К концу XVIII - началу XIX века сложились определенные взгляды на целесообразность использования лечебных и педагогических средств применительно к умственно отсталым. Дети с легкой степенью умственной отсталости стали объектом изучения и воспитания лишь со второй половины XIX века. В русской педагогической литературе на своеобразие умственно отсталого ребенка впервые было указано Н. А. Добролюбовым. Он отмечал, что для умственно отсталых детей характерны пониженная активность, замедленность восприятия, склонность к механическим стереотипным действиям, плохая ориентировка в новой обстановке, отсутствие умения опери­ровать приобретенными знаниями.

Во второй половине XIX — начале XX века в России (Рига, Петербург, Москва, Киев) открывается ряд лечебно-педагогических учреждений, в которых изучают, воспитывают и обучают умственно отсталых детей. В 1910 году в Москве Н. П. Постовский и М. П. Пос-товская открывают вспомогательные классы в начальном училище и создают экспериментальные психологические кабинеты по изучению умственно отсталых детей. В 1911 году профессор Г. И. Россолимо создал в Москве институт детской психологии и невропатологии, в котором осуществлялось изучение своеобразия психики умственно отсталых детей.

После Великой Октябрьской социалистической революции специальная психология (и в частности, психология умственно отсталого ребенка) выделилась в самостоятельную науку, а организация изучения, воспитания и обучения умственно отсталого ребенка вошла в состав государственных мероприятий по народному образованию.

В Москве в 1925 году был создан Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ). В конце 20-х годов под руководством профессора Л. С. Выготского (1896-1934) было начато планомерное и систематическое исследование психологических особенностей умственно отсталых детей. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский оставил большое теоретическое наследие в области специальной психологии и по праву считается основателем советской олигофренопсихо-логии.

В 1935 году экспериментальную психологическую лабораторию по изучению психики умственно отсталых детей возглавил Л. В. Занков. В 1943 году Экспериментальный дефектологический институт был преобразован в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР.

Теоретические исследования советских и прогрессивных зарубежных дефектологов, а также опыт работы вспомогательных школ в нашей стране раскрывают большие потенциальные возможности развития умственно отсталых детей в условиях специально организованного обучения и воспитания.

Данные специальной психологии позволяют научно обосновать теорию обучения и воспитания умственно отсталых детей. Целенаправленное воздействие на аномальных детей можно оказывать лишь в том случае, если известно своеобразие их психического развития. Это своеобразие является предметом одной из отраслей психологии - психологии умственно отсталого ребенка.

Психология умственно отсталого ребенка опирается на ряд смежных дисциплин и использует их данные при разработке теории и в повседневной практике.

Психология умственно отсталого ребенка тесно связана с общей и детской психологией. Знание закономерностей генеза психики в норме дает возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития умственно отсталого ребенка, в том влиянии, которое оказывает на ход психического развития поражение или недоразвитие мозга. Сопоставление данных, полученных в процессе изучения умственно отсталого ребенка, с данными общей и детской психологии позволяет утверждать, что умственное развитие детей-олигофренов при всем его своеобразии протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. К числу таких основных закономерностей следует отнести зависимость развития психики ребенка от его обучения и воспитания взрослымии.

Педагогическая психология ориентирует специальную психологию на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей в целях достижения наилучших результатов.

Специальная психология учитывает данные клиники олигофрении, невропатологии и физиологии.

Клиника олигофрении дает возможность установить этиологию умственной отсталости, невропатология — анатомические, органические отклонения центральной нервной системы, физиология — функциональные изменения в центральной нервной системе. Все это позволяет понять своеобразие психики умственно отсталого ребенка.

Специальная психология исходит из учения И. П. Павлова о пластичности центральной нервной системы. Благодаря этой пластичности оказывается возможным осуществить компенсацию и коррекцию отклонений в психическом развитии, обусловленных органическим поражением головного мозга.

Психология умственно отсталого ребенка опирается и на достижения детской психиатрии. Советские психиатры внесли большой вклад в клиническое изучение умственно отсталых детей. Ими изучены вопросы этологии, патогенеза и лечения последствий заболеваний центральной нервной системы. Кроме этого, установлено своеобразие психики умственно отсталого ребенка в зависимости от перенесенного заболевания, дана клинико-педагогическая классификация детей-олигофренов, определены типологические особенности их психики, раскрыта динамика развития детей-олигофренов. Наконец предметом их изучения являются сходные с олигофренией состояния. Психиатры, педагоги и психологи проводят совместные исследования с целью определения клинических, психологических и педагогических диагностических критериев умственной отсталости.

Специальная психология связана с такими науками, как специальная педагогика, специальные методики и логопедия. Эти науки используют данные психологии умственно отсталого ребенка. Знание закономерностей развития психики умственно отсталых детей дает возможность научно обосновать теорию их обучения и воспитания. В логопедической работе также необходимо исходить из своеобразия психики умственно отсталых детей при определении содержания и методов коррекции дефектов речи учащихся вспомогательной школы и умственно отсталых дошкольников.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...