Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть ССП. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цель – усовершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

Учебное время – 2 ч.

План

1, Запятая в ССП

2. Тире в сложносочиненном предложении.

3. Точка с запятой в ССП

 

Задание №1. Опираясь на данные примеры, воспроизведите правило постановки знаков препинания в ССП.

а) Запятая в ССП ставится, если…

1) Вечерело, и в тихой воде догорали высокие облака.

2) Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде! (Л.)

3) Не то чтобы Дуремар был злым человеком, но он всегда действовал для собственной выгоды. Не только противная Летучая Мышь была заодно с Алисой и Базилио, но и полицейские собаки оказались на их стороне.

б) Запятая в ССП не ставится, если:

1) В зеркальных стёклах качались сосны и плыли грузные серые облака (Гран.)

2) По словам лесника, реки обмелели и вся рыба вывелась.

3) Когда мы вышли из автобуса, шел неприятный косой дождь и было холодно.

4) Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.

5) Откуда приехали ваши друзья и куда они держат путь?

6) Как вкусно пахнет в пекарне и какой чудесный хлеб пекут там!

Однако:

Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и чаек полёт, и пробег бычка, и круглой медузы лёд.

в) Точка с запятой ставится, если…

Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всем только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость … (Чехов)

 

г) Тире в ССП ставится, если…

1) Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин)

2) Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья… (Л. Толстой)

3) Ещё год, два – и старость… (Эренбург).


Задание №2. Определите, имеет ли ССП общий член предложения или придаточную часть, относящиеся к обеим частям ССП, связанным отношениями одновременности. Расставить знаки препинания.

1. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть (Пауст.)

2. По небу голубому проехал грохот грома и снова все молчит.

3. Здесь краски не ярки и звуки не резки (Рыл.)

4. Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень (Пришвин)

5. Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой.

6. Это был хороший, теплый дом где всегда друзья бывали кстати и на всех хватало в доме том одеял подушек и кроватей (М.А.)

 

Задание №3. Определить, простое предложение с однородными членами или сложносочиненное. Объяснить знаки препинания или их отсутствие.

Для справки.

Простое и сложное предложение, с одной стороны, противопоставлены как монопредикативная и полипредикативная единицы. Но, с другой стороны, есть языковые факты, которые можно трактовать по-разному, поскольку в них совмещаются признаки простого и сложного предложения.

Прежде всего, это предложения с двумя или несколькими сказуемыми при одном подлежащем. Сравним два предложения: 1) Он очень волновался и долго не мог заснуть. 2) Он так волновался, что долго не мог заснуть. В традиционной грамматике эти предложения трактуются по-разному: первое – как простое с однородными сказуемыми, второе – как сложноподчиненное. Иными словами, получается, что сочинительная связь – признак простого предложения, а подчинительная – сложного. В то же время с точки зрения отношения к предикативности эти предложения одинаковые: в обоих случаях два предиката и один субъект.

В «Русской грамматике» принята другая точка зрения: предложения с несколькими сказуемыми при одном подлежащем рассматриваются как сложные и при подчинительной, и при сочинительной связи – на основании их полипредикативности. Объяснение таких структур дает М.И. Черемисина: она рассматривает их как особую полипредикативную конструкцию в условиях моносубъектности (сокращенно – моносубъектная конструкция).

Не следует смешивать ССП, состоящие из односоставных предложений, с однородными членами предложения: Кукол в этом театре мучают и не дают им возможности отдыхать между представлениями. Это ССП состоит из 2 неопределенно-личных предложений. Хриплый стон и скрежет ярый! ССП с двумя назывными предложениями.

1. « Необходимо померить ему температуру и надо попытаться дать ему касторку", ‑ согласились оба доктора.

2. Пока Буратино умывался, на столе появился завтрак и запахло свежесваренным кофе и сдобными булочками.

3. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.Некрасов)

4. Туман, ветер и дождь. Темнеет, становится прохладно и все сильнее дует с моря.

5. Я всю жизнь провела около этого озера и знаю на нем каждый островок (Ч.)

6. Темно. Нет огней ни на палубе, ни на мачтах, ни кругом на море (Ч.)


Задание №4. Объясните постановку тире: а) между подлежащим и сказуемым; б) после перечисления однородных членов перед обобщающим словом; в) для выделения обособленного приложения; г) в сложносочиненном предложении.

1) И улицы старых селений, и старые липы в тени – всё дышит покоем, прохладой (Саян.)

2) Люблю я письма – человечью связь (С. Остр.)

3) Управлять людьми – значит предвидеть (Гран.)

4) На одуванчик только дунь – и весь он разлетится (Марш.)

5) Еще сотня шагов – и показались штабеля бревен (Кетл.)

 

Задание № 5. Поставить знаки препинания. Объяснить.

1. Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Св.)

2. Притихли и дядя Коля и Марина и даже маленький сынишка и такая же тишина установилась на подводе следовавшей за ними (Фад.)

3. У нас выпал снег и начался санный путь (Ч.)

4. Я сажусь на трамвай и через двадцать минут я опять в поле. (М. Пришвин)

5. В комнате было душно, и мне захотелось выйти на свежий воздух.

6. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды...(Лерм.)

7. Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

8. Вчера зацвела черемуха и весь город тащил себе из лесу ветки с белыми цветами (М. Пришвин);

9. К нашему удивлению, горы оказались всего в двух километрах от нас и препятствий на нашем пути не было.

Задание №6. Сделать синтаксический разбор

Года мои не те, да и дома желательно было бы побывать (Шол.).


Контрольная точка №1

Задания. Расставить знаки препинания. Подчеркнуть ССП. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

Посадил дед репку и выросла репка большая пребольшая. Огромный овощ был деду почти по пояс и угрожающе высовываясь из земли одним своим видом приводил деда в ужас. "Как же вырвать это из земли и куда я потом это дену?" ‑ думал просыпаясь по ночам дед и расталкивая бабку пытался обсудить с ней вставшую проблему.

К концу лета репка заполнила почти весь огород и тем самым она погубила почти весь остальной урожай. Пока бабка пилила мужа и требовала выкопать овощ оказавшийся единственным продуктом питания семьи на будущую зиму наступили первые заморозки и репка намертво примерзла к грядке. Тогда дед надел теплые перчатки подаренные женой на прошлый Новый Год и пошел извлекать гигантский продукт из земли. Только даже после часа работы репка не поддавалась и измученный дед был вынужден позвать жену. Бабка убежденная как и все женщины что тянуть репку неженская работа долго ворчала и кряхтела и ругала деда за мужскую несостоятельность. Но потом она выглянула в окно и посмотрев на измученного мужа пожалела его и пошла помогать. Дед взялся за репку бабка за дедку и стало ясно что вдвоем они не справятся.

К счастью летние каникулы еще не кончились и гостившая у стариков внучка еще не уехала в город. Надо было звать её на помощь и необходимо было убедить избалованную девицу что её помощь действительно нужна. Поворчав внучка все же пришла в огород и увидев гигантское растение пришла в восторг. "Какая красавица и как здорово будет она смотреться на фотографии!" - воскликнула внучка впервые за три месяца отдыха увидев репку и побежала в дом за фотоаппаратом. Видя активность хозяйки за ней побежала её собачка огромный сенбернар по кличке Жучка и грозно рыча попыталась помочь в вытаскивании репки из грядки. Но все усилия тщетны и репка остается в грядке.

Тогда внучка решается на крайнюю меру и приводит толстого и ленивого кота Ваську. Но даже в такой компании они не в силах окончательно вытащить репку из земли. Через полчаса напряженной работы все устали и дед объявил перекур. Все присели прямо на грядки несмотря на грязь и стали обдумывать дальнейшие действия. И только Васька задремал прижавшись к теплой спине Жучки и впав в блаженное состояние даже заурчал. И тут мимо Васьки пробежала мышка и почувствовав еду котяра незамедлительно проснулся. Правда он забыл про находящуюся рядом спину сенбернара и вцепившись в неё острыми когтями вызвал отчаян…ый вопль Жучки. Несчастная заорала и прыгнула на внучку, а та падая вцепилась в конец бабкиного платка и завязала узел у бабки на шее. Свет померк у бабки перед глазами и она из последних сил ухватилась за руку сидящего рядом мужа. От неожиданности дед заорал и вскочив на ноги схватился за что-то оказавшееся рядом и со всей силой дернул на себя. Через минуту вырванная из земли репка лежала вверх хвостиком на грядке и вся компания танцевала вокруг нее не веря неожиданному счастью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...