Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕКЦИЯ 7. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка (2 часа).

Семинары по социальной педагогике

Курс 11, 12 группы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование темы Количество часов
всего лекции семинары сам.
Модуль 1. Научно-теоретические основы социальной педагогики        
1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи        
2. Законодательная база социальной педагогики. Международные и российские правовые акты по защите прав ребенка        
3. Методологические основы социальной педагогики        
4. Основные принципы в социальной педагогике        
Модуль 2. Социальное развитие и социализация человека        
5. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования        
6. Педагогика социального развития, социализации человека        
7. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка        
8. Воспитание как институт социализации   -    
9. Неблагоприятные условия социализации человека – социально-педагогическая виктимология        
Модуль 3. Проблемы предупреждения и преодоления социальных отклонений в развитии и воспитании детей        
10. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних        
11. Особенности социально-педагогической реабилитации маргинальных слоев населения        
12. Социально-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами (детей-инвалидов)        
13. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема        
Итого:        

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Модуль I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

ЛЕКЦИЯ 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи (2 часа).

Понятие социальной педагогики. Социальная педагогика, ее предмет и задачи. Основные категории социальной педагогики. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики. Назначение, основные функции и задачи социальной педагогики. Ведущие направления социально-педагогической деятельности.

 

 

ЛЕКЦИЯ 2. Законодательная база социальной педагогики. Международные и российские правовые акты по защите прав ребенка (2 часа).

Международно-правовая защита детства. Женевская декларация прав ребенка 1924 г. Декларация прав ребенка 1959 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Уполномоченный по правам ребенка. Ювенальная юстиция. Основные направления защиты прав ребенка в Российской Федерации.

 

ЛЕКЦИЯ 3. Методологические основы социальной педагогики (2 часа).

Методология социально-педагогического исследования. Общие основания теоретических и прикладных исследований. Предмет и принципы социально-педагогического исследования. Логическая структура исследования.

Основы методологии познания и оценки качества социально-педагогической действительности с позиции субъекта.

 

ЛЕКЦИЯ 4. Основные принципы в социальной педагогике (2 часа).

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Принципы социальной педагогики как науки. Принципы социальной педагогики как практики. Принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Принципы социальной педагогики, обусловленные объектным фактором: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.

Принципы социальной педагогики, обусловленные субъектным фактором: принцип личностной обусловленности социально-педагогической деятельности. Принцип личностного роста и авторитетности социального педагога. Принцип взаимосвязи профессионализма и результативности деятельности социального педагога.

Принципы социальной педагогики, обусловленные средовым фактором: культуросообразности, социальной обусловленности, средовой обусловленности, педагогизации среды, единства жизни и воспитания, открытости воспитательной среды.

Принципы социальной педагогики, обусловленные технологическим фактором.

 

 

Модуль 2. Социальное развитие и социализация человека

ЛЕКЦИЯ 5. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

(2 часа).

Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса. Внутренний педагогический процесс. Внешний педагогический (образовательный) процесс. Функциональный и структурный подходы к изучению социально-педагогического процесса. Субъект и объект социально-педагогического процесса

Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса. Диагностический этап. Социально-педагогическое прогнозирование. Целеполагание. Выбор технологии и способа ее реализации. Социально-педагогическое проектирование. Планирование деятельности. Материальная подготовка. Апробация технологии. Результативный этап.

ЛЕКЦИЯ 6. Педагогика социального развития, социализации человека

(2 часа).

Социальное развитие человека. Социализация человека как социально-педагогическое явление. Особенности социализации человека на разных возрастных этапах.

Источники и движущие силы социального развития и социализации ребенка, их учет в социально-педагогической работе. Роль ребенка в социальном самосовершенствовании.

Деятельность и ее социально-педагогический потенциал. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность.

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации. Дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодоление. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками.

 

ЛЕКЦИЯ 7. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка (2 часа).

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально-педагогическая среда развития ребенка. Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Типы семей. Семья как субъект социализации и воспитания.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Принципы семейного воспитания. Типы семейного воспитания. Стили семейного воспитания.

Социально-педагогическая работа с семьей. Функции социального педагога. Принципы работы социально-психологических служб. Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

ЛЕКЦИЯ 8. Неблагоприятные условия социализации человека – социально-педагогическая виктимология (2 часа).

Неблагоприятные условия социализации человека – социально-педагогическая виктимология: ее сущность и содержание. Основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации и их предупреждение. Трудная (виктимная) жизненная ситуация для ребенка и необходимость ему социально-педагогической помощи.

Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально-педагогическая среда развития ребенка.

Школа как институт социализации.

Социокультурная среда интернатного учреждения в воспитании детей.

Социально-педагогические возможности детской группы, коллектива.

Улица как среда воспитания. Дети улицы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...