Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники. Историография. Литература по теме. Культура Греции архаической эпохи. Становление культуры в период архаики




Источники

Аристотель был не только крупнейшим философом античности, но и видным политическим теоретиком, разрабатывавшим (прежде всего в классическом труде «Политика») проблемы греческого полиса. Для большей репрезентативности своих теоретических выкладок Аристотель вместе со своими учениками сделал всесторонний анализ политической и конституционной истории конкретных полисов. Результаты этих изысканий были обобщены более чем в 150 трактатах о государственном устройстве различных полисов Эллады.

К сожалению, из этих трактатов до наших дней сохранился только один трактат – «Афинская полития» (он был найден в конце XIX в. в Египте записанным на папирусе). В этом произведении государственное устройство рассматривалось с исторической точки зрения, в последовательности основных политических преобразований. Кратко, но очень содержательно в трактате рассказывается о законодательстве Драконта и реформах Солона, тирании Писистрата и демократических реформах Клисфена.

 

Историография

Деятельность Писистрата и других представителей Старшей тирании изучалась в исторической науке с разных точек зрения. Наиболее дискуссионным оказался вопрос о социальной направленности режимов, созданных архаическими тиранами. Одни ученые считают этих политических деятелей выразителями интересов демоса [Э. Эндрюс (A. Andrewes), К. Моссе (C. Mosse)], другие – защитниками интересов «торгово‑ промышленного класса» [П. Юр (P. Ure)], третьи – представителями аристократической идеологии и системы ценностей [Г. Берве (H. Berve), Р. Дрюс (R. Drews), М. Шталь (M. Stahl), И. А. Макаров].

 

Литература по теме

 

Берве Г. Тираны Греции. Ростов‑ на‑ Дону, 1997.

Доватур А. И. Рабство в Аттике VI–V вв. до н. э. Л., 1980.

Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э. М., 1964.

Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.

Макаров И. А. Идеологические аспекты ранней греческой тирании // Вестник древней истории. 1997. № 2.

Суриков И. Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.

Andrewes A. The Greek Tyrants. N. Y., 1963.

Bengtson H. Einzelpersonlichkeit und athenischer Staat zur Zeit des Peisistratos

und des Miltiades. MU nchen, 1939.

DaviesJ. Athenian Propertied Families, 600–300 B. C. Oxford, 1971.

Drews R. Basileus. New Haven, 1983.

Mosse C. La tyrannie dans la Grace antique. P., 1969.

StahlМ. Aristokraten und Tyrannen im archaischen Athen. Stuttgart, 1987.

Ure P. The Origin of Tyranny. N. Y., 1962.

Woodhouse W. Solon the Liberator. N. Y., 1965.

 

 

ГЛАВА 10

Культура Греции архаической эпохи

 

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД АРХАИКИ

 

Развитие полиса – нового социально‑ политического феномена, гражданской общины, центром которой был город, и распространение полисного строя по всем регионам Средиземноморья вызвало радикальные преобразования буквально во всех сферах жизни греческого общества. Особенно разительными были изменения в духовной сфере. Они знаменовали возникновение принципиально новой культуры. Практически одновременно с формированием полисного общества и его политических институтов возникают наука и философия, театр, художественная литература, происходят изменения в изобразительном искусстве и архитектуре. Все это способствует формированию новой системы ценностей, выражавшей богатый духовный мир гражданина античного общества. Эти изменения были настолько впечатляющими, что получили в науке название «греческое чудо».

Отправной точкой для складывания культуры нового типа стало крушение микенского мира с его жестко регламентированной системой социально‑ культурных связей. Но многие культурные достижения, созданные древними греками за тысячелетнюю историю цивилизации бронзового века, не исчезли бесследно. Они стали основой для развития культуры античной Греции.

В результате перехода от эпохи бронзы к железному веку были созданы социально‑ экономические условия для быстрого накопления общественного богатства и появились возможности для активной творческой деятельности каждого человека. Этому способствовало расположение Эллады в непосредственной близости к центрам древневосточных цивилизаций, что позволило заимствовать многие достижения тысячелетней культуры Востока.

Но, несомненно, главным событием этого исторического периода явилась «полисная революция». Складывание типологически однородного полисного мира на огромных просторах Средиземноморья привело к осознанию культурной общности эллинов. Это давало возможность жителям любого полиса, оказавшимся в другом конце греческого мира, оставаться активными участниками культурного процесса.

Полис предоставил своим гражданам неизвестную до сих пор в истории человечества свободу, которая обеспечивала каждому человеку условия для многогранного творческого проявления личности. Лучше всего известно, как были освобождены от обременительного регулирования жизни извне граждане афинского общества. По словам Фукидида, в Афинах «люди наслаждаются свободой и каждому дана возможность устроить свою жизнь независимо». Это привело к уменьшению религиозного влияния на повседневную жизнь греков и их художественное творчество, к повышению роли светских форм жизни граждан. За несколько столетий духовная культура эллинов прошла огромный путь от религиозно‑ мифологического мышления, пронизанного первобытными суевериями, к научному и философскому постижению окружающего мира, что способствовало появлению свободного от традиций и канонов (в отличие от египетского) изобразительного искусства.

По словам Платона, самые благоприятные условия для коренного общественного переустройства и разрыва с традиционными формами уклада жизни и мышления сложились в колониях. Не случайно философия возникла в Ионии, а Великая Греция и Сицилия сыграли значительную роль в развитии науки и культуры. Кроме того, именно в колониях были особенно интенсивные культурные контакты с носителями других культур.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...