Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая мысль Древней Греции




Экономическая мысль Древнего мира

Общие черты экономической мысли Древнего мира:

1) выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств

2) попытка идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство

3) доказательства мыслителей Древнего мира базировались пре­имущественно на категориях морали, этики, нравственности

4) была направлена против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового ка­питала, в которых усматривали нарушение принципа эквивалентности и пропорциональности обмена.

Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока.

Особенности восточного рабства (так наз. азиатский способ производства).:

1) государство (основная форма государственной власти – деспотия) имело масштабные хозяйственные функции

2) регламентация ростовщичества, долгового рабства, торговых сделок.

Общие черты экономической мысли Древнего Востока:

1) трактаты древневосточных мыслителей были, прежде всего источниками сведений о хозяйственном быте и только во вторую очередь их можно рассматривать как памятники экономической мысли

2) она выражались в терминах, заимствованных из обыденного языка

3) носила преимущественно нормативный характер, т.е. отвечала на вопросы: «Как должно быть? Как следует поступать?»

Основными памятниками экономической мысли цивилизаций Древнего Востока были:

Вавилония.

· Кодекс законов царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.). В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ос­лабления государственных структур и армии от сократившихся по­ступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие право­вые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую эконо­мическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни.

Древний Китай.

· Труды Конфуция (Кун Фу­ты (551—479 до н.э.), в частности, его сборник «Луньюй» («Беседы и сужде­ния»),

- настаивал на том, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства.

- по его мнению, тогда «у народа будет достаток» когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богат­ство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

- хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению ес­тественных правил уважения старших, сыновней почтительности и, дружбе с братьями. (концепция «совершенного человека»)

· Коллектив­ный трактат «Гуань-цзы» (IV-III вв. до н.э.).

- главной задачей выдвигали «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогаще­ния» торговцев и ростовщиков)

- ратовали за незыб­лемость сословного деления общества (полагая, что без Богом из­бранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»).

- предлагали меры по стабилизации натурально-хозяйст­венных отношений (регулирование государством цен на хлеб, введение льготных креди­тов земледельцам, замена прямых налогов на железо и соль косвен­ными

- основными составляющими понятия богатства на­званы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению.

- роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным предназначением.

Древняя Индия.

· «Артхашастра», означающий в переводе «учение о доходах» (IV—III вв. до н.э.). Автор - некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I)

- утверждал о трудовом происхождении богатства

- за широкие функции государства (обеспечение охраны ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьба со спекулирующими торговцами и т.д.)

- «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование зем­лей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда.

- Формирование справедливых цен на товары (доля прибыли торговцев в цене товара должна составлять 5% от цены на местные товары и 10 % от цены на иностранные. В случае отклонений - разницу изымать в казну.

 

 

Экономическая мысль Древней Греции

Cам термин «экономика» («домовод­ство») пришел к нам из древнегреческого (оikos — дом, хозяйство; nomos — закон, правило).

Лучшими достижениями экономической мыс­ли Античности (конец V—IV в. до н.э.) явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430—354 до н.э.) - трактат «Домострой»:

· разделение труда на умственный и физический виды, а людей — па свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

· природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

· степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

· всякому товару присущи полезные свойства (позже это свойство назовут потребительной стоимостью) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

· деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

 

Платон (428—347 до н.э.) - проект идеального государства в работах, создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство», а также «Законы». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразуме­вал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющую их равновесие. стремился устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями: философы и воины образуют аппарат управления, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, обще­ственное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

 

· «Государство»: обоснование социальной структуры рабовладельческого общества.

- наиважнейшую роль в обес­печении общественных интересов призваны выполнять аристокра­тическое сословие (философы) и сословие воинов (армия).

- эти сословия, олицетворяя аппа­рат управления идеального государства, не должны обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным.

- остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью тре­тьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

· «Законы»:

- возникновение самого государства связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом.

- осуждение ростовщичества,

- обоснование ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей.

- «граждане» высших сословий должны быть наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей

- требование, чтобы ценность общего иму­щества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

 

Аристотель (384—322 до н.э.).- величайший мыслитель древности, пытавшийся исследовать экономические законы современной ему Греции. В "Политике" и "Никомаховой этике" он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства - стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на "среднего" гражданина, т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба - говорящим орудием. Он защищал интересы натурального рабовладельческого хозяйства. Связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т.е. искусству приобретения благ, потребительных стоимостей. Все явления, выражающие товарно-денежные отношения, представляемые торговым и ростовщическим капиталом, Аристотель рассматривал как противоестественные и относил их к хрематистике, т.е. к искусству наживать состояние, деньги. Тем не менее, Аристотель стремился понять законы обмена. Он устанавливает две стороны товара - потребительную и меновую стоимость, ставит вопрос: чем определяются соотношения обмена. Ответ таков: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы их приравнивать друг к другу; товарный обмен - это отношение не только между вещами, но и между их владельцами; а общим в их обмене является потребность в том, чего нет у каждого из них. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику. Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что день­ги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны полу­чать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

«Поли­тика»:

- подобно Ксенофонту и Платону, деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический объясняется исключительно «законами природы».

- концепция об экономике и хрематистике Естественная сфера (эко­номика) представ­лена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддер­живаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетво­рению насущных жизненных потребностей населения. Неестественная сфера (хрематистика) зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и рос­товщических операциях, проводимых ради достижения беспредель­ной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состоя­ние, т.е. все большее «обладание деньгами».

- происхождение денег: деньги - результат соглашения меж­ду людьми. Деньги, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар.

- осуждение ростовщичества

 

«Никомахова этика» ( анализ законов обмена):

- обмен происходит, если тех, кто обменивается, связывает вза­имная потребность и если то, что подлежит обмену, в каком-то смыс­ле равно и имеет общую меру,

- общей мерой при обмене является потребность, которую на прак­тике заменяют деньги (монета), причем деньги — это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми;

- обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотно­шение их работ,

- совершая между собой обмены, люди участвуют в общей (об­щинной) жизни, которая без справедливых обменов невозможна.

В этих идеях некоторые авторы усматривают зачатки двух традиции в трактовке проблем стоимости – трудовой теории и теории предельной полезности.

Значение идей древнегреческих мыслителей в том, что они положили начало «позитивной» науки, сделали первые шаги теоретического осмысления экономического устройства греческого общества.

 

 

Древний Рим

Римское государство – последняя фаза развития античной цивилизации. Римляне создала классическую систему права. Основу этой системы составляла частная собственность и институты вещного права. Основание Рима: 753 г.до н.э. Исторически первая форма Римской государственности, или царский период: 75-510 г.г. до н.э.,республика:509-27 гг.до н.э., империя: с 27 г. до н.э. до 476 г. н.э. Внутри империи принято различать принципат (с 27 г.до н.э. по 284 г.н.э.) и доминат(абсолютная монархия): 284-476 г.н.э.

При Константине христианство и христианская церковь были признаны равноправными с государственным языческим культом. При приемниках Константина христианство становится гос. религией. Единая Римская империя в 395 г. разделяется на Западную и Восточную. Окончательное разделение церкви на римско-католическую и греко-православную происходит в 1054г. Византия пала после взятия Константинополя турками-османами в 1453 г.Первоначальное древнейшее гос. римлян представляло собой союз родов. Римский царь был отцом народа как своей семьи, и потому он имел колоссальную власть и неприкасаемый авторитет. Первая достоверно известная реформа осуществлена римским царем Сервием Туллием (правил: 578-534гг.до н.э.).По своей значимости она сопоставима с тимократической реформой Солона. Народ был разделен на 5 классов, основу классообразования составляло распределение воинской повинности, причем нести ее было тяжелее для людей состоятельных и легче для бедных. Все классы облагались податью, а каждые 5 лет составлялся ценз, т.е. переоценка имущественного состояния и зачисление в той или иной класс. Но никакой реформы долгового права не было. Автор реформы был убит патрициями, было решено более не назначать царя. Осн. царские функции переходили к 2 консулам. Внешняя политика была в руках сената. После свержения царской власти ожесточилась борьба сословий. Даже внешняя угроза не всегда сплачивала патрициев и плебеев.

КАТОН СТАРШИЙ (234 - 149 г. до н. э.) –прак­ти­че­ские на­став­ле­ния по ор­га­ни­за­ции се­льс­ко­го хо­зяйс­тва в трак­та­те «Зем­ле­де­лие»: ка­ким об­ра­зом мож­но из­влечь мак­си­ма­ль­ную при­быль из свое­го име­ния. Путь к про­цве­та­нию ле­жит че­рез пра­ви­ль­ную ор­га­ни­за­цию тру­да. В хо­зяйс­тве все долж­но быть ра­цио­на­ль­ным. От то­го, что пе­ре­ста­ет при­но­сить при­быль, сле­ду­ет из­ба­вля­ть­ся, на­при­мер, от из­но­сив­ше­го­ся ин­стру­мен­та, бо­ль­но­го ско­та, ста­рых ра­бов.

Ка­тон так­же ста­вил про­бле­му ры­ноч­но­сти, то­вар­но­сти име­ния: име­ние нуж­но бо­ль­ше про­да­вать и ме­нь­ше по­ку­пать. Це­на то­ва­ра = тру­до­вым за­тра­там на его из­го­то­вле­ние. Не­со­блю­де­ние это­го пра­ви­ла по­рож­да­ет зло и ве­дет об­щес­тво к упад­ку. Злом так­же счи­та­лось рос­тов­щи­че­ство, при­свое­ние тор­го­вой при­были.

ЦИЦЕРОН был мно­го­сто­рон­ним мыс­ли­те­лем, го­су­дарс­твен­ным де­яте­лем, осно­во­по­лож­ни­ком идеи о пра­во­вом го­су­дарс­тве. до­ка­зы­вал не­об­хо­ди­мость рос­тов­щи­че­ства как на­ча­ль­ной фор­мы кре­дита. «Римс­кое пра­во» ста­ло осно­вой по­сле­ду­юще­го пра­ва. На его осно­ве был раз­ра­бо­тан ко­декс На­по­ле­она - осно­ва со­вре­мен­ной юри­ди­че­ской на­уки. Это бы­ло пра­во обы­ча­ев, которое пред­по­ла­га­ло при­над­леж­ность иму­ще­ства то­му, кто его про­из­вел и у ко­го оно на­хо­дится.

Законы XII таблиц

Законы XII таблиц – основа древнеримского права. Плебеи постепенно наращивали свои социальные и политические права не прибегая к услугам тирании и опираясь преимущественно на трибунат. Однако остались нетронутыми: запрет на браки между патрициями и плебеями, строгое долговое право, личная кабала ðобразование новой «аристократии» - нобилитета. Многие гр. намеренно уходили от должностей, чтобы обогащаться за счет коммерции ðвозникла денежная аристократия. В длительных воинах свободный крестьянин-труженик постепенно превращался в наемного солдата. В Рим стекалась чернь всех больших городов и провинций, искавшая легкой наживы за счет гос. и обеспеченных классов. Завоевывалось большое число рабов, с их помощью устраивались большие хозяйства ð разорение мелких кр. хозяйств. В городах расширялся слой пролетариев.

Тиберий (163-132 гг.до н.э.) и Гай (153-121 гг.до н.э.)Гракхи

План реформы Т. Гракха заключался в возрождении крестьянского сословия. В 133г.до н.э. он внес в комиции (народное собрание) проект закона о владении землей, имевшего целью создать класс мелких собственников. (Никто не должен держать более 1000 югеров гос. земли, все излишки следует вернуть в казну). Наделы запрещалось продавать. Заведовать этими делами д.б. ежегодно выбираемая комиссия из 3 лиц. Реформа Т. Гракха противоречила интересам сенаторов. В 132г. Тиберий идет на нарушение закона и выставляет себя на 2 срок. В день выборов аристократы убили Тиберия и 300 его сторонников, но упразднить аграрный закон они не решились. Младший брат продолжил дело старшего еще более решительно и предприимчиво. Он стал строить комбинации политического союза с разными частями общества. Он переманил на свою сторону городских пролетариев, сельское население, лишил аристократию монопольного права вести судебные расследования о вымогательствах провинциальных наместников. Такого сосредоточия власти и влияния Римская республика еще не знала. Г. Гракх решил предоставить римское гражданство союзникам, но этот закон уже был встречен прохладно. И когда Гай в 121г. решил в 3 раз выдвинуть свою кандидатуру в трибуны, народ его не выбрал. Он погиб в военном противостоянии консулу Опимию, защищая Авентин.

Главная причина неудач замыслов Гракхов - в близорукости римских политических элит и в размытости морального сознания народных масс.

 

Христианский мир

Христианство окончательно разрушило др. Римское гос., т.к. отняло у него языческую основу и привнесло другой способ связи, др. тип внутреннего единства между гражданской и религиозной общиной. Христианство проповедовало повиновение властям. Труд – символизирует акт творения, т.е. возникновение различных процессов, вещей, происходит под воздействием творящих энергий «Божественного Логоса».

Христианское понимание экономики, основывается на доктрине человека, созданного по образу и подобию Творца Вселенной. Никакие земные блага не могут быть достойной целью для человека. Евангельское отношение к богатству не ставится в неразрывную связь с достижением конкретного социально-экономического строя. Обязанность туда связывается с высшей целью жизни и смыслом жизни.

Августин (354-430 гг.)

Один из выдающихся отцов церкви. В 387 г. принял христианство. Колоссальное воздействие Августин создал на формирование теологических систем средневекового католицизма и новоевропейского протестантизма. С именем Августина связываются 3 великих спора: с манихейцами о единстве Вселенной, с донатистами о единстве церкви, с пелагианцами о благодати. Вопосу об индивидуальной греховности чел. Августин придал особую форму, что сделало его одним из предшественников протестантизма. Вовсе не Бог в ответе за мировое зло, у зла один источник – не материальный принцип, а результат недоброй воли самого человека ð чел. Должен стать тем, кем он может стать. Благодать никак не соизмеряется с человеческими заслугами. Для человеческой мысли она всегда тайна. Ею чел. Избирается, т.е.предопределяется к спасению, этот выбор осуществляет Бог.

Фома Аквинский (1225-1274)

Обновленное учение Фомы «Суммы теологии» - доктрина современной католической церкви. Осн. круг эк. проблем Фомы: хар-ка вопросов торговли, процента, «справедливой» цены, природы общественного разделения труда и собственности. Эк. концепция Фомы – синтез идей Аристотеля с христианской этикой, его занимает теория «справедливой» цены. У Аристотеля: обмен продуктов происходит по справедливой цене,это составляет предмет хоз. дятельности эк.; товарообмен – отношения не между вещами, а между людьми, через создаваемые ими вещи; основу ценообразования составляет не столько труд, сколько потребность товаровладельцев в том, чего у них нет порознь. У Фомы: проблема справедливой цены решается двояко, допускается, что в ее основе может лежать обмен эквивалентных трудовых затрат. «Справедлива та цена, кот. обеспечивает людям благосостояние, приличествующее их сословию – один и тот же товар не может иметь равную цену для различных сословий». Фома резко осуждает ростовщичество и крупную торговлю, т.к. они расшатывают сословную иерархию общества, а так же нивелируют духовную иерархию человеческих ценностей. Ссудный % отражает время, на кот. выдается ссуда. «Кредитор, кот. берет плату за время в виде % обманывает не только ближнего, но ибога». Однако, безаговорочно запрещавшееся каноническим правом взимание %, он уже готов оправдать, толкуя, напр., природу денег, как риск неуплаты кредитору или как компенсацию за недополученный доход. Соц.-эк. хар-ки средневекового общества были в целом прозрачны. Термин феодализм, появ. в XVIII в. В основе феод. отношений лежит внеэкономическое принуждение. Хаар-на иерархическая структура собственности. Такая с-ма собственности и возможности эк. предполагали соотв. духовно-практическое единство народа. Хар-ной чертой феод. гос. Европы, Азии, Дальнего Востока выступала фундаментальная укорененность в них высших религиозных ценностей.

Мартин Лютер (1483-1546)

31.10.1517 Лютер прибил к вратм замковой церкви в Виттенберге написанные им «95 тезисов», этот день считается началом реформации. В Германии лютеровский перевод библии повлиял на развитие немецкого литературного языка. Лютеранство стало 3 по величине христианской конфессией. Протестантизм содействовал не только развитию литературы, поэзии, но и музыки. Без лютеровской реформации было бы невозможно появлении Баха, Генделя. Лютер пришел к убеждению, что спасение чел. зависит только от божьей благодати, чел. для спасения необходима только вера. Центральный пункт всей с-мы Дютера состоит в том, что Священное писание – единственно законный и вполне достаточный источник вероучения, толковать кот. может не только церковная иерархия, но и каждый христианин, призвав на помщь содействие Святого Духа через молитву. Поводом разрыва с католической церковью послужила продажа индульгенций (освобождение от наказания за грехи). Отрицает церковную иерархию, церковные таинства, кроме 2: крещение и причастие. Обвиненный Римом в ереси, Лютер отказался предстать перед церковным судом, а в 1520 публично сжег папскую буллуðстановится центральной фигурой антикатолической концепции. Его доводы: признание абсолютного авторитета библии, учение о всеобщем священстве, отрицание посреднической роли духовенства, доктрина об оправдании только верой, отрицание культа Богоматери и святых. Церковь – невидимое общество святыхðотрицание сакральной деятельности(посты, принятие таинств и т.д.) как средства спасения. «95 тезисов» - знак протеста против продажи индульгенцийðпоявление протестантизма. Лютер жестоко противостоял тем реформационным движениям, кот. в своих программах ставили задачу добиться реального общественного равенства.

Жан Кальвин (1509-1546)

В процессе формирования современной рыночной эк. именно кальвинизм породил такие секты, кот. объявили частную собственность священной и неприкосновенной. В эк. сделках оттесняется на задний план житейская психология обмана и утверждается морально-религиозная система гарантий безупречного осуществления контрактов. Впервые со времен Платона и Аристотеля стремление к богатству стало общественной нормой, ссудный % получил моральное оправдание. Протестантское богословие не ставит задачу преображения мира, чел. надо удостовериться в собственной богоизбранности, о чем свидетельствует его имущественное благополучие и карьерное продвижение. Материального процветания достигает лишь часть людейðнадо обеспечить и оправдать безоговорочную власть этого меньшинства. Лютер выступал решительно против требований кальвинистов сделать христианскую этику средством регуляции социального поведения.

 

Меркантилизм

Меркантилизм - экономическая политика периода раннего капитализма, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа - ранний и поздний. При сохранении единой идеологии и цели – увеличение количества денег в стране, с развитием меркантилизма менялись способы достижения этой цели, они становились более гибкими. В основе раннего меркантилизма лежала идея «денежного баланса» (монетарный подход). Богатство отождествлялось с деньгами, и для удержания денег в стране были разработаны в основном административные меры. Меркантилисты предлагали не допускать вывоза золота и серебра из страны, всемерно ограничивать импорт, устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары и высокие таможенные пошлины. Дальнейшее проведение такой политики могло просто задушить торговлю.

Поздний меркантилизм (со второй половины ХVI в.) основывался на концепции активного торгового баланса. Увеличить приток денег в страну предполагалось путем превышения экспорта над импортом, т.е. активного сальдо. Самым надежным способом привлечения денег в страну считалось развитие производства экспортных товаров и достижение превышения вывоза над ввозом.

Представители раннего меркантилизма - Б.Даванзатти (Италия), У Стаффорд (Англия) выступали за ограничение торговли, импорта товаров, вывоза монеты. Наиболее известным представителем позднего меркантилизма в Англии является Т. Мен. С целью развития торговли Мен предлагал расширить сырьевую базу промышленности, сократить чрезмерное потребление иностранных товаров, для снижения издержек – ограничить заработную плату рабочих.

Вильям Петти (1623-1687)

Родоначальник классической экономии в Англии. Появление экономической статистики и методов вычисления национального дохода.

1) богатство властителя зависит от богатства всех его подданных

2) чем богаче подданные, тем больше средств можно собрать в виде налогов

3) богатство Англии не только деньги, но и земля, железо, лес, зерно

4) государственное вмешательство в экономику

5) предостерегает от излишней роскоши

6) богатство создается в сфере материального производства, а сфера обращения обеспечивает его распределение

7) источником стоимости является труд

8) естественная цена (внутренняя основа рыночной цены, определяемая трудом) - стоимость определяемая временем затраченным на производство товара

9) рыночная цена – политическая цена

10) зарплата – естественная цена труда (минимум средств существования рабочих)

11) прибыль – та часть продукта, которая остается после выплаты зарплаты и семян (сводилась к земельной ренте – создается в сельском хозяйстве в связи с различным плодородием и местоположением по отношению к рынку земельных участков)

12) денежная рента – есть %, а величина процента зависит от спроса и предложения денег и не должна регулироваться законом

Трактат “Налоги и сборы”

Общей причиной У. Петти считал нежелание населения оплачивать государственные расходы, каковое проистекает от убеждения, что можно затяжкой времени избавиться от налогов, а так же, что деньги в казне разворовываются.

Размеры пошлин на вывозимые товары могут быть такими, чтобы, учитывая умеренную прибыль экспортера, наши товары, в которых нуждаются иностранцы, доставались этим иностранцам по ценам, несколько меньшим, чем те, за какие они могут получить из какой-нибудь другой страны.

Размеры пошлин на импортируемые товары должны быть таковы, чтобы: 1) все предметы, готовые или созревшие для употребления, стали несколько дороже, чем те же предметы, выращенные или произведенные внутри страны, если это возможно при прочих равных условиях; 2) все излишества, приводящие к роскоши или греху, могли бы быть обложены таким налогом, который бы заменил направленный против роскоши закон, ограничивающий потребление таких предметов. Но и здесь также необходимо следить за тем, чтобы не было более выгодно ввозить их контрабандным путем, чем платить пошлины.

Неудобства взимания налогов путем взимания пошлин У. Петти видел в следующем:

1) Пошлины накладываются на вещи, которые еще не готовы к потреблению, на товары, еще не законченные производством и находящиеся лишь в процессе своего полного завершения, что является, по-видимому, таким же плохим ведением хозяйства, как использование на топливо молодых деревьев вместо засохших и поврежденных

2) Большое количество чиновников, требующееся для сбора этих пошлин, в особенности в такой стране, в которой имеется много гаваней, а приливы делают возможной погрузку товаров на корабли во всякое время

3) Большая легкость контрабандного провоза товаров с помощью подкупа, тайного сговора, припрятывания и маскировки товаров и т. д.

4) Таможенные пошлины на то незначительное количество производимых в Англии товаров, которое обменивается с иностранцами, составляет слишком малую часть расходов населения этого королевства, чтобы ими можно было покрыть обычные расходы.

Физиократы.

Первыми представителями классической политической экономии являются физиократы (власть природы) Франция

Франсуа Кенэ (1694-1774)

1) источник богатства - земля и труд, а не внешняя торговля

2) деньги - средство обмена и не представляют собой богатства

3) все богатство создается в земледелии

4) производительный труд - только земледельческий

5) прибыль (чистый продукт) дает только земля - что остается от суммы всех благ если вычесть затраты на их производство

6) промышленный труд лишь изменяет форму

7) разграничение капитала на основной (первоначальные авансы) и оборотный (ежегодные авансы)

 

Экономические воззрения Тюрго.

Он изложил экономическую доктрину физиократизма в работе «Размышления о создании и распределении богатств» с существенными поправками и дополнения. Работа носит тезисообразную форму, она кратка и лаконична, состоит из 100 тезисов.

Большим достижением Тюрго было раскрытие им сущности генезиса наемного труда, появление которого он правильно объясняя отделение работника от средств производства. В первоначальные времена не было различий между собственником и земледельцем. Но постепенно все земли приобретают собственников и результаты, полученные в земледелии, начинаю делиться между собственником и земледельцем, появляется чистый доход, который присваивает собственник.

В отличие от Кенэ, Тюрго выделял прибыль как самостоятельный вид дохода, получаемый предпринимателем-капиталистом, хотя и трактовал ее как часть чистого продукта, т.е. ренты. Прибыль Тюрго выводил из процента, а последний связывал с рентой. Необходимость дохода ссудного капиталиста в виде процента он объяснял тем, что на свои деньги всегда может приобрести землю и стать получателем ренты. Деньги, по мнению Тюрго, отданные взаем, должны давать большую сумму, чем доход от земли, приобретенной за эти деньги.

Если Кенэ рассматривал капитал как авансы в натуральной форе, которые приносят чистый доход, и не связывал каптал с проблемой распределения доходов, то Тюрго определял капитал как «накопленную ценность». Он различал получение ссудного процента, деньги и капитал, указывал, что деньги поступающие на рынок, не идут взаймы.

 

 

СМИТ

Адам Смит (1723-1790)- основоположник политической экономии, систематизировавший весь опыт предварительной разработки ее принципиальных идей. Основная работа Адама Смита- «Богатство народов». По своему содержанию эта работа не является теорией в собственном смысле этого слова. Скорее, это уникальный по охвату свод уже сложившихся теоретических и практических подходов к экономике. Экономическое учение Смита полностью лежит в русле основных идей, разработанных французской школой физиократов. Общая идея экономического либерализма Смита- это идея «невидимой руки». Она символизирует как допущение некого всеобщего закона, регулирующего весь рынок. «Невидимая рука» связывает людей воедино. В рыночном обществе, утверждает Смит, человек скорее достигнет своей цели, если обратиться к эгоизму других людей и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, -таков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Преследуя исключительно собственную выгоду, любой агент рыночного общества «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им».

Смит уделяет огромное внимание разделению труда. Разделение труда в масштабах общества ведет к повышению эффективности не только на отдельном предприятии, но и является фактором роста национальной экономики в целом. Результатом разделения труда выступают прежде всего экономия рабочего времени, совершенствование навыков отдельного рабочего, изобретение машин. Наглядный хрестоматийный пример: в одиночку даже самый опытный ремесленник может изготовить в день не более 20 булавок, да и то если будет работать с предельным напряжением своих сил. А на одной типичной булавочной мануфактуре, где побывал Смит, 10 человек, разделив производство изделия на простейшие операции, вырабатывали 48000 булавок в день, т.е. каждый рабочий- 4800.Производительность труда возросла в двести сорок раз.

Предварительно Смит определяет деньги как особый товар, специфика которого состоит в том, что он выступает как всеобщее средство обмена. Смит полагает, что именно труд создает стоимость товара. При этом товар выступает как нечто двойственное. С одной стороны, он есть «ценность в употреблении», а с другой- «ценность в обмене», т.е. товар можно употребить по его, так сказать, прямому назначению, а можно и обменять на другой товар. И здесь Смит сталкивается с парадоксом «алмаза и воды». Жизненно важный предмет- вода имеет крайне малую меновую стоимость (цену), и наоборот, алмаз, отнюдь не являющийся предметом первой необходимости, стоит чрезвычайно дорого. Разрешить данный парадокс Смит пробует с помощью трудовой теории стоимости, положив ее в основу тайны ценообразования. Посредством денег товары в действительности обмениваются друг на друга в определенных пропорциях, эквивалентных соотношениям зат

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...