Тема: Учет готовой продукции.
1. Организация учета и оценка готовой продукции. 2. Аналитический и синтетический учет готовой продукции. 3. Учет отгрузки продукции. 4. Учет коммерческих расходов. 5. Учет операций по продаже готовой продукции. 6. Инвентаризация готовой продукции.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» 05/2001, утверждено приказом МинФина РФ №44н от 09.06.2001г., в редакции от 18.09.2006г. №116н.
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утверждены приказом МинФина РФ №119н от 28.12.2001г., в редакции от 18.09.2006г. №119н.
В соответствии с ПБУ 05/2001, готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, т.е. это изделия и продукция полностью законченные обработкой, технические и качественные характеристики которых соответствуют действующим стандартам и условиям договора, принятые на склад или переданные покупателю. Готовая продукция, как правило, должна быть сдана из производства на склад под отчет материально-ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки. Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции. Выделяют следующие задачи учета готовой продукции: 1. правильный и своевременный учет, наличие и движение готовой продукции на складах и в других местах хранения; 2. контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
3. контроль за выполнением плана по объему, ассортименту и качеству выпущенной продукции; 4. контроль за выполнением плана по продаже продукции; 5. выявление рентабельности продукции в целом и по отдельным видам продукции. Продукция по видам подразделяется следующим образом: 1. валовая продукция – полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчетный период; 2. валовой оборот – стоимость всех изделий, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство; 3. реализованная продукция – проданная продукция – валовая продукция за вычетом остатков готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей собственной выработки; 4. сравнимая продукция – продукция, которая производилась не только в отчетном, но в предыдущих периодах; 5. несравнимая продукция - продукция, которая в отчетном периоде производится впервые. Оценка готовой продукции может осуществляться: 1. по фактической производственной себестоимости, т.е. в сумме всех затрат, связанных с изготовлением продукции, собранных по дебету 20 счета, применяется в единичном, мелкосерийном производстве; 2. по нормативной производственной себестоимости, которая разрабатывается самим предприятием, при этом отдельно учитывают отклонение между фактической и нормативной производственной себестоимостью, как правило, применяется в отраслях с массовым и серийным производством с большой номенклатурой готовой продукции; 3. по продажным (договорным) ценам и тарифам без НДС, применяется наиболее часто; 4. по сокращенной производственной себестоимости (фактической или нормативной), себестоимость продукции определяется без общехозяйственных расходов, которые в соответствии с учетной политикой предприятия списываются на счет продаж (это элемент системы учета затрат «Управление стоимостью», метод директ - костинг).
Поступление из производства готовой продукции оформляют накладными спецификациями, приемными актами и другими первичными документами. Отпуск готовой продукции покупателям оформляется накладными, в качестве типовой формы можно использовать форму №М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». Основанием для выписки накладных является распоряжение руководителя организации, а также договор с покупателями. Накладные выписывают на складе или в отделе сбыта в 4 экземплярах и передают в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных и подписи главному бухгалтеру. Подписанные накладные из бухгалтерии передают в отдел сбыта, затем первый экземпляр – кладовщику, на основании второго выписывают счет-фактуру, третий и четвертый – получателю готовой продукции. получатель должен расписаться на всех экземплярах. При вывозе готовой продукции четвертый экземпляр накладной остается у службы охраны. А третий остается у получателя и является сопроводительным документом на груз. Служба охраны регистрирует накладные в журнале регистрации грузов, а затем передает в бухгалтерию по описи. В бухгалтерии делают отметки о вывозе готовой продукции в журнале регистрации накладных на вывоз готовой продукции. Счет-фактура выписывается в 2 экземплярах: первый не позднее 10 дней с даты отгрузки, передается или высылается покупателю; второй остается у организации-продавца и регистрируется в книге продаж. Аналитический учет готовой продукции ведется по отдельным видам продукции в натуральных и стоимостных показателях. Регистром аналитического учета готовой продукции является ведомость учета и реализации продукции, работ, услуг формы №16, где отражают дату и номер платежного требования, наименование покупателя, количество отгруженной продукции по видам, суммы, предъявляемые по счетам, и делают отметку об оплате счетов. Причем готовая продукция в ведомости №16 отражается по учетным и отпускным ценам. Синтетический учет готовой продукции ведут на счете 43 «Готовая продукция». Синтетический учет готовой продукции может вестись на счете 43 одним из двух способов в зависимости от принятой учетной политики:
1. по фактической производственной себестоимости (без использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»; 2. по нормативной производственной себестоимости (с использованием счета 40). При первом варианте готовая продукция сразу учитывается на счете 43 по фактической производственной себестоимости, при ее оприходовании на склад в течение месяца составляется проводка: Dт-43 Кт-20 Если готовая продукция полностью используется для нужд предприятия, то ее можно оприходовать проводкой Dт-10 Кт-20 Стоимость отгруженной покупателям готовой продукции списывается на счет продаж Dт-90.2 (Себестоимость продаж) Кт-43 Если договором предусмотрены особые условия перехода права собственности на отгруженную продукцию от поставщика к покупателю, например, после полной оплаты продукции, то стоимость отгруженной покупателю продукции списывается Dт-45 Кт-43 А после полной оплаты продукции ее стоимость списывается на счет продаж Dт-90.2 Кт-45 При втором варианте готовая продукция учитывается на счете 43 по нормативной производственной себестоимости, при ее оприходовании на склад в течение месяца составляется проводка: Dт-43 Кт-40 В конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной продукции из производства, которая списывается проводкой: Dт-40 Кт-20 Таким образом, счет 40 является активно – пассивным: по дебету счета40 отражается фактическая производственная себестоимость готовой продукции; по кредиту счета 40 – нормативная себестоимость готовой продукции. Сопоставляя дебетовые и кредитовые обороты по счету 40, определяются отклонения между фактической и нормативной производственной себестоимостью. Положительные отклонения списываются на счет продаж Dт-90.2 Кт-40 Отрицательное отклонение списывается сторнировочной записью в той же корреспонденции Dт-90.2 Кт-40 Таким образом, счет 40 закрывается и на конец месяца остатка не имеет.
Отгрузка готовой продукции производится в порядке ее продажи в соответствии с заключенными договорами, т.е. в бухгалтерском учете в момент отгрузки продукции и предъявления расчетных документов покупателю считается моментом реализации продукции. Временем исполнения обязательств при одногородней поставке продукции считается дата составления приема–сдаточного акта или расписки покупателя на получение продукции. А при иногородней поставке – дата передачи указанная в документах транспортной организации. В договоре поставки обязательно указывается, за чей счет производится оплата расходов по поставке продукции от поставщика покупателю. Наиболее распространены 2 варианта:
1.франко – станция назначения - расходы по доставке оплачивает поставщик и включает их в оптовую цену продукции; 2.франко – станция отправления – расходы оплачивает поставщик только по отгрузке готовой продукции, остальные расходы несет покупатель. Отгруженная готовая продукция, по которой покупателю предъявлены расчетные документы, списывается со склада поставщика по фактической или нормативной производственной себестоимости: Dт-90.2 Кт-43 Остатки готовой продукции на конец отчетного периода отражают в бухгалтерском балансе во 2 разделе «Оборотные активы».
Особенности учета продукции, работ, услуг при использовании счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»: Организации, производящие продукцию с длительным циклом изготовления или оказывающие комплексные услуги (строительные, проектные и т.п.) могут признавать продажи продукции, работ, услуг одним из двух способов: 1.в целом за законченную или сданную заказчику работу; 2.по отдельным этапам выполненной работы, расчеты осуществляются по законченным этапам работ или комплексам, имеющим самостоятельное значение. При этом используют 46 счет. По дебету 46 счета отражают стоимость оплаченных заказчиком законченных этапов работ, принятых в установленном порядке. Dт-46 Кт-90.1 (Выручка) Одновременно затраты по законченным и принятым этапам работ также списывают на счет продаж Dт-90.2 Кт-20 Сумму оплата, поступившей от заказчика, отражают проводкой Dт-51 Кт-62.авансы полученные По окончанию всех этапов работ стоимость этапов в целом, оплаченные заказчиком, списывают проводкой Dт-62.авансы полученные Кт-46 Сумму полученных от заказчика авансов списывают в счет оплаты работ Dт-62.авансы полученные Кт-62.расчеты с покупателями и заказчиками Суммы, полученные от заказчика в окончательный расчет, отражают проводкой: Dт-51 Кт-62.расчеты с покупателями и заказчиками
Производственные организации при отгрузке продукции могут понести расходы, не подлежащие возмещению покупателем – эти расходы называют коммерческими или расходами на продажу и учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». В состав расходов на продажу включаются: 1. стоимость услуг вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки; 2. стоимость тары приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями; 3. расходы на транспортировку продукции, в том числе расходы на доставку продукции до станции отправления, погрузка на транспортное средство, оплата услуг специализированных транспортно-экспедиторских контор; 4. комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые посредническим организациям; 5. расходы на рекламу, в том числе расходы на объявления в печати и на телевидении; 6. расходы по участию в выставках и ярмарках; 7. стоимость образцов товаров, переданных бесплатно покупателю и неподлежащих возврату; 8. прочие расходы по сбыту, в том числе расходы по хранению, обработке, подсортировке и т.п. В течение месяца коммерческие расходы собираются по дебету 44 счета с кредита разных счетов, в том числе - 10 счет на стоимость израсходованной тары и упаковки; - 23 счет на стоимость услуг вспомогательного производства (транспортировка, погрузка, изготовление тары и т.д.); - 60, 76 счет на стоимость услуг сторонних организаций по транспортировке, затариванию, на стоимость услуг посреднических организации, рекламных агентств; - 70, 69 на сумму зарплаты и отчислений работников организации, занятых транспортировкой, упаковкой; - 02 на сумму начисленной амортизации по складским помещениям и т.д. В конце месяца коммерческие расходы распределяются между отдельными видами проданной продукции и списываются на счет продаж Dт-90.2 Кт-44 Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумма коммерческих расходов распределяется между проданной и непроданной продукцией. После списания коммерческих расходов на счет продаж на нем формируется полная себестоимость проданной продукции.
Операции по продаже готовой продукции отражаются на счете 90 «Продажи». К нему открываются субсчета: 90.1 Выручка; 90.2 Себестоимость продаж; 90.3 НДС; 90.4 Акцизы; 90.5 Экспортные пошлины; 90.9 Прибыль (убыток) от продаж. Для целей бухгалтерского учета реализация продукции определяется по методу начисления, т.е. по отгрузке продукции и предъявлению расчетных документов покупателю. Для целей налогового учета продажа продукции может определяться одним из 2 вариантов: 1. по методу начисления (по отгрузке); 2. по кассовому методу (по моменту оплаты продукции). Выбранный метод отражается в учетной политике предприятия для целей налогообложения. В течение месяца по счету 90 производятся следующие записи: Dт-62.расчеты с покупателями и заказчиками Кт-90.1 Отражена продажная стоимость отгруженной покупателям продукции, включая НДС, согласно счет-фактуре Dт-90.3 Кт-68 Начислен НДС в бюджет, согласно счет-фактуре Dт-68 Кт-51 Перечислен НДС в бюджет Dт-90.2 Кт-43 Списана себестоимость отгруженной покупателю продукции фактическая или нормативная в зависимости от учетной политики Dт-90.2 Кт-40 Списано отклонение между фактической и нормативной себестоимостью отгруженной покупателю продукции Dт-90.2 Кт-44 Списаны коммерческие расходы Dт-90.2 Кт-26 Списаны общехозяйственные расходы (управленческие), если готовая продукция отражается на счете 43 по сокращенной производственной себестоимости в соответствии с учетной политикой. Dт-51 Кт-62 Получена оплата за отгруженную продукцию от покупателей На следующий день отчетного месяца определяем финансовый результат от продажи продукции а) Dт-91.9 Кт-99 на сумму прибыли, б) Dт-99 Кт-91.9 на сумму убытка. В течение года записи по субсчетам к счету 90 ведутся накопительно, т.е. субсчета не закрываются. В конце года все субсчета закрываются. При этом делают записи: 1. закрывают 1 субсчет на сумму начисленной за год выручки по отгруженной продукции Dт-90.1 Кт-90.9 2. закрывают 2 субсчет на сумму величину себестоимости отгруженной за год продукции Dт-90.2 Кт-90.9 3. закрывают 3 субсчет на сумму начисленного за год НДС по отгруженной продукции Dт-90.9 Кт-90.3 После указанных выше записей все субсчета к счету 90 будут закрыты и остатка на конец года не имеют. Организация может получать от покупателя авансы в порядке произведенной оплаты продукции. Полученные от покупателей авансы учитываются на счете 62.авансы полученные. При получении аванса от покупателя делают запись Dт-90.1 Кт- 62.авансы полученные С суммы полученного аванса начисляется НДС Dт-62.авансы полученные Кт-68 И перечисляется в бюджет Dт-68 Кт-51 После отгрузки продукции покупателям Dт-62 Кт-90.1(выручка) Производится зачет полученных ранее авансов в счет оплаты за продукцию Dт-62.авансы полученные Кт-62
Инвентаризация готовой продукции осуществляется также как и инвентаризация материалов, не реже 1 раза в год перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября). Кроме того, инвентаризация проводится в обязательном порядке в следующих случаях: 1. при смене материально-ответственного лица; 2. при установлении фактов хищений, злоупотреблений и умышленной порчи ценностей; 3. в случае чрезвычайных ситуаций; 4. при ликвидации предприятия, перед составлением ликвидационного баланса; 5. при реорганизации предприятия, перед составлением разделительного или объединительного баланса. Инвентаризацию готовой продукции проводит комиссия, назначенная приказом руководителя. В состав комиссии должен входить бухгалтер, ведущий учет готовой продукции. Во время проведения инвентаризации складские операции не совершаются. Инвентаризация товаров отгруженных, неоплаченных покупателем, находящихся на складах других предприятий проверяют на соответствие сумм на счетах: 62, 45, 90. На счетах учета материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально-ответственных лиц, могут оставаться только суммы, подтвержденные соответствующими документами. В частности по отгруженным материальным ценностям: копии, предъявленных покупателю документов, по документам просроченной оплаты должно быть подтверждение банка; по товарно-материальным ценностям, находящимся на складах других организаций: должны быть сохранены расписки, переоформленные на дату близкую к дате инвентаризации. Инвентаризационные описи составляются отдельно на: 1. товарно-материальные ценности отгруженные, но не оплаченные; 2. товарно-материальные ценности, находящиеся на складах других организаций; 3. товарно-материальные ценности, находящиеся в подотчете материально-ответственных лиц (отдельно по каждому лицу и складу). В описях на товарно-материальные ценности отгруженные, но не оплаченные покупателями по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумму, дату отгрузки, дату выписки и номер документа. Товарно-материальные ценности, находящиеся на складах других организаций заносят в инвентаризационные описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях указывают наименование товарно-материальных ценностей, количество, сорт, стоимость, дату принятия груза на хранение, место хранения, номер и дата документа. Выявленные в ходе инвентаризации расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием отражают 1. выявленные излишки готовой продукции оцениваются по рыночной стоимости на дату инвентаризации и включаются в состав прочих доходов Dт-43 Кт-91.1 2. излишки по пересортице принимают к учету запасов Dт-43 Кт-94 3. выявленные недостачи списываются по учетным ценам на счет недостач Dт-94 Кт-43 При установлении виновного лица недостачи списываются на него Dт-73.2 Кт-94 При погашении недостачи виновным лицом делают запись Dт-10, 70, 50, 51 Кт-73.2 Если виновное лицо не установлено или суд отказал во взыскании ущерба с виновного лица, сумма недостачи списывается на убытки предприятия в составе прочих расходов Dт-91.2 Кт-94, 73.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|