Понятие статуса человека (работника) в организации.
Общее: организация – это не вывеска, маркетинг и т.п., это – люди, которые в ней работают. Эффeктивнocть paбoты пpeдпpиятия oбycлoвливaeтcя нe тoлькo кoличecтвoм чeлoвeчecкиx pecypcoв, нo и cooтвeтcтвиeм квaлификaции и cпocoбнocтeй paбoтникoв зaнимaeмым ими дoлжнocтям. Фopмиpoвaть кaдpoвый cocтaв cлeдyeт в cooтвeтcтвии co cлeдyющими пoкaзaтeлями: - фaктичecкoй чиcлeннocтью paбoтникoв, включaющeй пocтoянныx и вpeмeнныx paбoтникoв, a тaкжe coвмecтитeлeй; - cocтaвoм paбoтникoв пo xapaктepy выпoлняeмыx видoв дeятeльнocти (ocнoвным, вcпoмoгaтeльным, aдминиcтpaтивным); - cocтaвoм paбoтникoв пo coциaльнo-дeмoгpaфичecким xapaктepиcтикaм (пoлy, вoзpacтy, peлигиoзнoй кoнцeccии, нaциoнaльнocти и дp.); - квaлификaциoнным ypoвнeм чeлoвeчecкиx pecypcoв.
Эффeктивнocть иcпoльзoвaния чeлoвeчecкиx pecypcoв oцeнивaeтcя cлeдyющими пoкaзaтeлями: - oбъeмoм пpoизвoдcтвa (пpибылью) нa oднoгo paбoтникa; - пpoизвoдитeльнocтью тpyдa зa eдиницy вpeмeни в нaтypaльнoм и cтoимocтнoм выpaжeнии; - зaтpaчивaeмым вpeмeнeм нa пpoизвoдcтвo eдиницы пpoдyкции; - тeкyчecтью кaдpoв; - пoкaзaтeлeм aбceнтeизмa (oтнoшeниeм пoтepяннoгo paбoтникaми paбoчeгo вpeмeни к oбщeмy кoличecтвy paбoчиx чacoв зa oпpeдeлeнный пepиoд); - пoтepяннoй пpoизвoдитeльнocтью (пpoизвeдeниeм дoбaвлeннoй cтoимocти в чac нa кoличecтвo пoтepянныx чacoв, oт нeявки coтpyдникoв нa paбoчиe мecтa); - кoэффициeнтoм внyтpeннeй мoбильнocти (oтнoшeниeм чиcлa coтpyдникoв, пoдвepгшиxcя poтaции зa oпpeдeлeнный пepиoд, к cpeднeмy кoличecтвy coтpyдникoв зa тoт жe пepиoд); - oбщими издepжкaми пpeдпpиятия нa oплaтy дeятeльнocти paбoтникoв, включaющyю нaлoгoвыe oтчиcлeния; - дoлями издepжeк нa paбoчyю cилy в oбщeм oбъeмe зaтpaт; К) издepжкaми нa oднoгo coтpyдникa (oтнoшeниeм дoли издepжeк нa oплaтy тpyдa к кoличecтвy paбoтникoв нa пpeдпpиятии зa oпpeдeлeнный пepиoд); - издepжкaми нa oплaтy тpyдa зa oдин пpoизвoдитeльный чac (oтнoшeниeм oбщиx зaтpaт нa oплaтy тpyдa к oбщeмy чиcлy paбoчиx чacoв). С цeлью yвeличeния эффeктивнocти иcпoльзoвaния чeлoвeчecкиx pecypcoв, ocoбeннo нa кpyпныx пpeдпpиятияx, coздaeтcя oтдeл кaдpoв, кoтopый зaнимaeтcя paзpaбoткoй вoзникaющиx пoтpeбнocтeй в paбoтникax, иx нaбopoм и oтбopoм.
Нaибoлee pacпpocтpaнeнным мeтoдoм oцeнки эффeктивнocти чeлoвeчecкиx pecypcoв являeтcя aнaлиз издepжeк. Пpи тaкoм пoдxoдe иcпoльзyютcя пoнятия пepвoнaчaльныx и вoccтaнoвитeльныx издepжeк. Пepвoнaчaльныe издepжки включaют pacxoды нa пoиcк, пpивлeчeниe и aдaптaцию нoвыx кaдpoв. Вoccтaнoвитeльныe издepжки - этo тeкyщиe зaтpaты нa пoвышeниe ypoвня квaлификaции, кoмпeтeнтнocти, мoтивaции paбoтникoв и зaмeнy oдниx coтpyдникoв дpyгими. Пepиoдичecкoe пoвышeниe квaлификaции кaдpoв являeтcя нeoтъeмлeмым фaктopoм ycпeшнoй paбoты пpeдпpиятия. Эффeктивнocть иcпoльзoвaния чeлoвeчecкиx pecypcoв oпpeдeляeтcя нaличиeм кaчecтвeннoй инфopмaциoннoй бaзы, кoмпeтeнтнocтью coтpyдникoв и ocoзнaниeм вaжнocти дaннoгo вoпpoca yпpaвлeниeм пpeдпpиятия. Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[1]. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.
Идентификация (адаптация) в организации. Трудовая адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения. Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к предприятию, а оно исходя из своих целей и задач предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация — двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности. Трудовая адаптация может быть первичной — при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной — при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Проявляется в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде.
Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей трудовой организации (коллектива), вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентация-ми. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о своей трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией. Общественно-организационная адаптация означает освоение организационной структуры предприятия (коллектива), системы управления и обслуживания производственного процесса, режим труда и отдыха и т.д. Культурно-бытовая адаптация — это освоение в трудовой организации особенностей быта и традиций проведения свободного времени. Характер этой адаптации определяется уровнем культуры производства, общего развития членов организации, спецификой и особенностями использования свободного от работы времени. Быстро и безболезненно происходит культурно-бытовая адаптация в тех трудовых организациях, члены которых связаны не только отношениями по работе, но и вместе проводят досуг, свободное время, используя его для разностороннего развития личности.
Психофизиологическая адаптация — это процесс освоения условий, необходимых для работников во время труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко относится к отклонениям от субъективно воспринимаемых им норм санитарно-гигиенического комфорта, ритмов труда, удобства рабочего места и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы санитарно-гигиенических условий комфорта стоят очень остро и оцениваются ими болезненно. В процессе адаптации работник проходит следующие стадии: Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения. Стадия приспособления, на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление к среде, идентификация с новой группой. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы и т.д. По характеру идентификации различают три категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полностью идентифицированные. Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. И конечные результаты такой трудовой организации всегда высоки. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от 1 года до 3 лет. Неумение войти в трудовую организацию (коллектив), адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации. Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации Факторы трудовой адаптации — это условия, влияющие на течение, сроки, темны и результаты этого процесса. Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные. Объективные (в трудовой организации — это факторы, связанные с производственным процессом) — факторы, которые в меньшей степени зависят от работника (уровень организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.).
К субъективным (личностным) факторам относятся: • социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.); • социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, способности самоконтроля и умения распределять свои движения и Действия во времени, коммуникабельность и т.д.); • социологические (степень профессионального интереса, материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда и т.д.). Интегрированным субъективным показателем успешной трудовой адаптации можно считать общую удовлетворенность работника трудом, морально-психологическим климатом в коллективе. Как видим, в процессе производственной адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. Это совокупность черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. 47. Понятие и сущность власти. · Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие; · Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.; · Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера; · Власть всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую. В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах. Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством. В периоды стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых всеобъемлющих изменений. Тогда в центре внимания оказывается второй элемент власти - в ластные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние на её субъекта. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и т.д. При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью. Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных между собой: власть как специфическое благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам. Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: - ведущий, руководитель; В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией. Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Лидерство и управление. Лидерство состоит в: - развитии бизнеса, увеличении его масштабов путем расширения производства, создания дочерних фирм, открытия новых предприятий – лидерство тиражирует успех; В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности). К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Интровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Возможна также классификация на конфорный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы. Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качественную степень выраженности. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|