Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 Евро и международная валютная система.




 

 

3.1 Ситуация на финансовых рынках и в банковской системе Европы

 

В любом случае, создание ЭВС является шагом на пути к формированию действительно единого рынка, сопоставимого по величине с рынками США и Японии. Устранение валютных рисков упрощает и стимулирует торговлю, что, в свою очередь, может сократить высокую безработицу, существующую в настоящее время практически по всей Европе. Однако конкуренция усилится в связи с демонтированием протекционистских барьеров и эрозией местных конкурентных преимуществ. Сопоставимость цен по всей Европе делает еще более явными различия в налогообложении и регулировании трудовых отношений. Соответствующие регулирующие нормы придется также гармонизировать, чтобы создать действительно единый рынок.

В исследовании, опубликованном лондонским инвестиционным банком Dresdner Kleinwort Benson отмечается, что многие отрасли, такие как разработка программного обеспечения, производство автоматического оборудования, издательское дело или сектор розничной торговли, испытают на себе, скорее всего, уже краткосрочный эффект от введения евро. В долгосрочном плане будут затронуты экспортные отрасли, такие как химическая, стальная, автомобильная или машиностроительный инжиниринг. Многие компании испытают столь же сильное воздействие ЭВС, как и их банки. Опасно превратное представление, что только компании, расположенные в Еврозоне, будут затронуты введением евро. На самом деле, любая компания, занимающаяся бизнесом в Европе, будь то экспортер или импортер, эмитент ценных бумаг или инвестор, почувствует на себе изменение деловой среды.

Прозрачность цен ведет к обострению ценовой конкуренции и исчезновению всякой возможности получать дополнительную премию от продажи товаров или услуг на специфических рынках. Кроме того, девальвация валюты больше не может использоваться как защита от ценовой конкуренции. Это может привести к волне передела рынка, которая, скорее всего, вызовет реструктуризацию, слияния и поглощения и создание союзов с целью повысить конкурентоспособность. При этом раннее определение стратегических позиций компании на рынке и возможных целей для слияний и поглощений необходимо для того, чтобы полностью использовать возможности, которые предоставляет ЭВС. Валютный союз также понизит "барьер проходимости" при выходе на некоторые рынки, и изменит, тем самым, конкурентную среду. Более емкие рынки предоставляют возможности для рационализации и централизации операций и использования экономии на масштабах операций. Однако это потребует высоких первоначальных вложений.

Устранение валютных рисков в сочетании с увеличением потребностей европейских компаний в финансовых ресурсах и новых финансовых услугах, необходимых для осуществления корпоративной реструктуризации, может, в конечном итоге, создать крупнейший в мире финансовый рынок одной валюты. По данным МВФ общий объем облигаций, акций и банковских кредитов, циркулирующих на европейских рынках капиталов составлял на конец 1995 г. более чем $ 27 трлн. по сравнению с $ 23 трлн. в США и $ 16 трлн. в Японии.

Вступление в силу ЭВС создало второй по величине рынок облигаций в мире. Совокупная капитализация международных облигационных займов, выпущенных правительствами, банками, компаниями и другими эмитентами и деноминированных в валютах стран-участников ЭВС или в ЭКЮ, к июню1997 г. достигла 5,26 трлн. ЭКЮ. На ту же дату рынок облигаций США оценивался в 10,70 трлн. ЭКЮ, а Японии - всего лишь 4,08 трлн. ЭКЮ. Таким образом, с самого начала рынок облигаций, выпущенных в евро, был эквивалентен 50% рынка соответствующих бумаг, эмитированных в долларах, и 130% - в японских иенах, что обеспечивает Европе достаточно устойчивые позиции в ходе конкуренции ведущих мировых финансовых центров.

В прошлом главным риском по европейским облигациям был валютный, а кредитные риски играли второстепенную роль. Страны, валюты которых рассматривались как склонные к ревальвации имели возможность предлагать инвесторам меньшую доходность, а страны, в которых возможно обесценение валюты, платили премию за соответствующий риск. С вступлением в силу ЭВС валютный риск в его государствах можно считать устраненным, а кредитный риск становится главным фактором при определении доходности облигаций.

Введение евро также создало новые проблемы для рейтинговых агентств и участников рынка. В частности, пока не выработано единого подхода к оценке эмиссий облигаций, выпускаемых институтами публичного сектора в странах ЭВС. Агентства Standart & Poor's и Fitch IBCA решили применять в этом случае рейтинг для выпусков долговых инструментов в иностранной валюте, поскольку отдельные страны больше не контролируют их собственное денежное предложение. В отличие от них, Moody's применяет рейтинг долговых обязательств в собственной валюте, аргументируя это тем, что риск дефолта в основном управляется на национальном уровне, поскольку в распоряжении национальных правительств остается такой важнейший рычаг, как сбор налогов. Поэтому Moody's немедленно присвоил всем государствам-участникам ЭВС высший рейтинг Ааа. По версии Standart & Poor's самую низкую оценку получила Португалия (АА-).

Высоко ликвидные государственные еврооблигации, которые могут быть выпущены под минимально возможную доходность, задают ориентиры для всего рынка. Сейчас еще продолжается конкуренция между правительствами Франции и Германии за право считаться эталонным заемщиком на еврорынке. Но поскольку немецкий рынок является наиболее привлекательным среди стран ЭВС по показателям ликвидности, кредитоспособности и техники расчетов, то все указывает на то, что именно ценные бумаги германского правительства (Bunds и Bobls) сохранят наименьшую доходность и будут служить искомым эталоном для долговых обязательств других правительств Еврозоны.

С трансформацией европейского рынка долговых обязательств компании смогут шире использовать выпуск облигаций как средство финансирования. На сегодняшний день Франция является единственным членом ЭВС, имеющим ликвидный рынок корпоративных облигаций (его объем превышает $ 100 млрд.) Как полагают эксперты, теперь европейские компании, особенно крупные германские и итальянские концерны, будут проявлять все больший интерес к выпуску облигаций, поскольку им потребуются дополнительные источники ресурсов для финансирования реструктуризации своей деятельности, необходимость которой определяется фактором обострения конкурентной борьбы. С другой стороны, соревнование между европейскими банками за удержание прежних и приобретение новых клиентов уменьшит издержки для эмитентов.

ЭВС создал также второй в мире по величине рынок акций. В настоящий момент по показателю рыночной капитализации продолжают лидировать США, но Еврозона значительно опережает Японию. В то же время отношение капитализации рынка акций к ВВП указывает на сравнительную неразвитость этого сегмента финансовой системы (139% - в США, 50% - в Японии и лишь 44% - в Евроленде). В Европе также относительно невелико число компаний, прошедших листинг.

Тем не менее, расширение присутствия евро на международных рынках капитала несет в себе такие потенциальные выгоды, как увеличение ликвидности и емкости европейского фондового рынка, снижение затрат на привлечение ресурсов для государственных и частных заемщиков. С момента введения евро заемщики и кредиторы начали искать наименьшие издержки и наибольшую доходность поверх национальных границ. Европейские финансовые рынки становятся менее сегментированными, ускоряется процесс унификации в рыночной практике и увеличение прозрачности в ценообразовании. Кроме того, если продолжатся попытки фискальной консолидации, ведущие к приватизации государственных предприятий, пенсионных, медицинских и других фондов социального страхования, спрос и предложение капитала должны существенно увеличиться, что также положительно скажется на увеличении емкости и ликвидности рынков в рамках ЭВС.

Для того чтобы осуществить подобную трансформацию, требуется провести серьезные структурные изменения. Развитие европейского рынка корпоративных ценных бумаг пока сдерживается унаследованными от прошлого правилами регулирования вопросов выпуска, обращения и торговли на фондовом рынке, а также элементами системы налогообложения, которые делают банковское кредитование более выгодным, различиями рыночной практики в системах клиринга и расчетов по ценным бумагам. Однако некоторый прогресс уже достигнут в деле гармонизации регулирования выпуска ценных бумаг, надзора за инвестиционными фондами и страховыми компаниями, а также в либерализации финансовых услуг в этих областях.

Процесс гармонизации регулирующих норм в значительной мере затрудняется отсутствием общей для всех стран ЭВС модели воздействия центральных банков на развитие частного рынка ценных бумаг. Скажем, ФРС США играет активную роль, вмешиваясь в денежный и фондовый (через операции репо) рынки с целью сглаживания внутридневных флуктуаций ликвидности и охраняет стабильность процентных ставок по кредитам овернайт. Сходная модель поведения используется центробанками Великобритании, Канады, Австралии и, в некоторой степени, Японии. Те финансовые институты, включая европейские, которые активно действуют на рынках США, ожидают подобного уровня участия от ЕСЦБ. Для этого требуется соответствующая структура финансовой деятельности и балансовые показатели, отражающие данный способ деятельности центральных банков. Напротив, германский Бундесбанк до последнего времени сосредотачивал свое внимание на требованиях по поддержанию минимальных резервов, среднем уровне резервов, других ограничениях по операциям с отдельными инструментами, рыночной практике и еженедельных интервенциях для корректировки рынка. В рамках ЕСЦБ пока не принято окончательного решения о модели вмешательства в рыночные процессы. Текущий план операционных процедур базируется на проведении еженедельных операций репо, которые будут централизованно контролироваться ЕСЦБ, но децентрализовано проводиться силами отдельных европейских центробанков.

В настоящее время в европейской финансовой системе доминирует банковское посредничество. На долю банковских займов в ЕС приходится 54% всех финансовых инструментов (акций, облигаций и займов). Прямо противоположная картина наблюдается в США, где доминирует посредничество через фондовые рынки, а на банковские займы приходится лишь 22% от общей активности рынков капитала. Банковские системы 15 стран ЕС совместно формируют крупнейшую банковскую систему в мире, с объемом кредитов в $ 15 трлн. по состоянию на конец 1995 г. На данный момент Европа обладает ядром конкурентоспособных по мировым меркам финансовых институтов, большая часть которых получает основную прибыль за счет проведения банковских операций и предоставления финансовых услуг. Некоторые из европейских универсальных банков рассматриваются как участники команды глобальных институтов, предоставляющих корпоративные банковские услуги, которые будут активно участвовать в волне консолидации и реструктуризации, охватившей международный рынок корпоративных банковских услуг. Вместе с тем, на уровне розничных банковских услуг финансовая система в Европе относительно перегружена банками, и значительное число институтов имеют избыточный персонал. Другими словами, хотя общие объемы финансовых активов в Евроленде и США сопоставимы, рынки ценных бумаг гораздо более развиты в Америке, в то время как в Европе преобладает банковская сфера. Лишь одна четверть корпоративного финансирования в континентальной Европе осуществляется за счет фондовых рынков, в то время как в США - три четверти.

Лидирующие инвестиционные банки мира полагают, что введение евро будет стимулировать радикальные перемены в используемых европейскими фирмами способах привлечения финансовые ресурсов. Возможно наиболее наглядным доказательством этого является деятельность по созданию общеевропейского рынка акций, которой руководят Лондонская и Франкфуртская фондовые биржи. Значительная консолидация происходит также среди европейских бирж производных финансовых инструментов. По словам руководителя одной из бирж, "ЭВС, возможно, оказывает большее воздействие на европейские биржи, чем все новые технологии вместе взятые".

Несмотря на то, что до создания общеевропейского фондового рынка предстоит пройти еще долгий путь, поскольку требуется преодолеть огромные технические барьеры, включая создание единой клиринговой системы и единой торговой платформы, как инвесторы, так и эмитенты начинают вести себя так, словно он уже существует. Крупные институциональные инвесторы и трейдинговые подразделения инвестиционных банков уже реорганизуются по отраслям, а не по государствам. Компании начинают привлекать финансовые ресурсы путем размещения акций и облигаций на континентальном, а не национальном уровне. Euro-NM, недавно созданный европейский рынок акций небольших компаний испытал в начале нынешнего года скачкообразный рост числа фирм, желающих пройти листинг. Уже заметно смещение интереса компаний от банковских кредитов к облигациям, а также от национальных к континентальным рынкам. Рост рынка облигаций представляет собой явный сдвиг в методах корпоративного и банковского финансирования. Многие банкиры рассматривают этот сдвиг как устранение посредников, при котором заемщик получает средства непосредственно от инвестора на рынке долговых ценных бумаг.

Представитель одного из инвестиционных банков заявил корреспонденту Financial Times: "Грубо говоря, европейские финансовые рынки американизируются. ЭВС является важнейшей движущей силой этого процесса". Банки неожиданно оказались в ситуации, когда их могут сравнить с конкурентами на ранее обособленных национальных рынках. Соответственно, они могут быть наказаны инвесторами на рынке акций за низкую эффективность. Это заставляет их более агрессивно искать способы увеличения доходности капитала. Европейские банки уже начали формировать пулы из своих активов, включая ипотечные закладные или кредитные обязательства, и выпускать под них ценные бумаги, обеспеченные залогом активов (asset-backed securities). Это дает банкам возможность уменьшить капитал, который они вынуждены держать как страховку на случай дефолта. Подобным образом, молодые и быстро растущие компании становятся более конкурентоспособны на европейской сцене и потому более агрессивно привлекают финансовые ресурсы. Это привело к созданию в последние полтора года рынка деноминированных в евро "мусорных облигаций" (junk bonds, т.е. необеспеченных долговых обязательств).

Однако, несмотря на значительный потенциал роста, европейский рынок облигаций должен развиваться намного дольше, чем многие это себе представляют, чтобы достичь масштабов, существующих в США. Руководитель одного из международных агентств кредитных рейтингов признал: "Инвестиционным банкам, особенно крупным американским банкам, простительно изрядно преувеличивать перспективы роста в Европе. В конце концов, именно инвестиционные банки надеются получить наибольшую выгоду от этого".

Если единая валюта будет поощрять создание более емкого и активного рынка других видов ценных бумаг, это позволит привлечь большее количество средств из-за рубежа. Но такое развитие одновременно привлечет большее количество иностранных заемщиков. Поэтому никто не может предвидеть приведет ли большая секьюритизация в Евроленде к укреплению или ослаблению обменного курса евро. В любом случае, такая эволюция в направлении секьюритизации европейских финансовых рынков не произойдет мгновенно. Как пишет The Economist, продвижение к "единому, однородному рынку капитала", скорее всего, будет медленным, поскольку это зависит от гармонизации налогов, регулирования, надзора, условий допуска компаний к листингу их ценных бумаг, правил учета и торговли.

Именно вследствие радикального характера перемен, скорее всего, им будет оказываться некоторое сопротивление. Ряд государств, включая Францию, настороженно относятся, например, к поглощению местных компаний иностранными. Другие могут сохранять в селе ограничения для инвестиций местных пенсионных и страховых фондов в ценные бумаги иностранных фирм. Financial Times цитирует в связи с этим слова одного из экономистов: "Как ни странно это звучит, но мы отменяем 11 валют, а не 11 политических систем. Рынок будет расти, но ему предстоит пройти еще долгий путь до Америки".

 

3.2 Валютная политика и валютный курс Евро.

 

Воздействие унификации европейского рынка на страны с переходной или развивающейся экономикой будет сказываться преимущественно через торговлю и финансовые связи. Большая активность и более высокий спрос на импортные товары в зане евро приведут к увеличению экспорта этих стран и к соответствующему росту производства в них. Вместе с тем, политика обменного курса, развитие финансового рынка и миграция капиталов также будут оказывать существенное влияние:

· Усиление циклических подъемов в зоне евро непосредственно приведет к увеличению экспорта торговых партнеров Европы. В дополнение к этому, запуск новой валюты увеличивает вероятность дальнейшего прогресса в реформировании европейского рынка труда и в разрешении других структурных проблем, что даст выигрыш в виде повышения среднесрочного уровня производства, сопровождающегося увеличением импортных потребностей Европы.

· Ряд развивающихся экономик, имеющих тесные связи с Европой, в настоящее время привязывают свои валюты к марке или франку. Скорее всего, они привяжут их к евро. Изменение соотношения между евро и долларом или иеной может затронуть внешнюю конкурентоспособность этих стран в том случае, если валюта или корзина валют, по отношению к которым осуществляется привязка, отклонится от уровня эффективного обменного курса, основанного на балансе торговых операций. В то же время, будут затронуты и страны, имеющие долги, деноминированные в долларах или иенах. В случае роста курса евро в выигрыше окажутся страны, привязавшие свою валюту к евро, поскольку это уменьшит затраты в национальной валюте для обслуживания долларовых долгов. Напротив, любое падение курса евро будет означать увеличение издержек по обслуживанию долга.

· Чтобы смягчить это воздействие, некоторые страны могут внести поправки в режим обменного курса, чтобы он лучше отражал их торговые и финансовые связи, или изменить политику управления долгом. Поправки в политике управления долгом станут особенно необходимыми, когда евро начнет широко использоваться в операциях на торговых и финансовых рынках и обсуживать более существенную часть долговых ценных бумаг. В этой ситуации страны, валюты которых привязаны к евро, получат возможность уменьшить объем своих долларовых обязательств и сократить колебания в размере своих долларовых платежей в счет обслуживания внешнего долга.

Создание ЭВС может также, в конечном счете, значительно сократить стоимость привлечения заемных средств:

· Образование более емких и более ликвидных рынков капитала в Европе снизит издержки привлечения заемных средств как для стран зоны евро, так и для других государств, привлекающих финансовые ресурсы, деноминированные в евро.

· ЭВС позволит частным инвестиционным институтам в зоне евро, таким как страховые компании и пенсионные фонды, переориентировать часть своих портфельных вложений на инвестиции в развивающиеся рынки. Поскольку инвестиции в других странах Еврозоны будут теперь классифицироваться как инвестиции в отечественной валюте, инвесторы смогут значительно облегчить ограничения, устанавливаемые для вложений в иностранные валюты.

· Развивающиеся экономики смогут получить выигрыш в виде притока прямых и портфельных капиталов, если сглаживание различий в доходности активов в Европе подтолкнет глобальных инвесторов к увеличению их вложений на развивающихся рынках, чтобы диверсифицировать свои активы.

Однако ЭВС может, в то же время, привести к возникновению некоторых финансовых рисков для развивающихся рынков:

· Успешное функционирование ЭВС, которое приведет к увеличению производительности и экономическому росту сделает Европу более привлекательным местом для инвесторов, что вызовет увеличение цены капитала для развивающихся рынков.

· Усиление конкурентных позиций европейских финансовых институтов и большая емкость финансовых рынков в зоне евро должны подтолкнуть фирмы, действующие на развивающихся рынках, привлекать капитал в евро, а не в местных валютах. Тем самым, еврорынок будет конкурировать с местными рынками капитала. С другой стороны, это должно побудить страны с развивающимися и переходными экономиками уделять больше внимания укреплению собственных институтов финансового посредничества и развивать эффективную банковскую систему.

 

 

3.3 Особенности европейской валютной системы на современном этапе

 

Накопленный за последние годы опыт функционирования валютного союза в Европе показал, что важная группа нерешенных в его рамках проблем связана с региональным развитием.

Основным инструментом координации бюджетной политики в рамках ЕС является применение нормативов дефицита бюджета и государственного долга. Их установление представляет собой разновидность «финансовых правил», получивших в настоящее время широкое распространение в разных странах.

«Финансовое правило» - официально установленное органом власти или международным договором обязательство придерживаться в долгосрочной перспективе определенных количественных значений каких-либо бюджетных показателей, например, объема бюджетного дефицита, государственного долга, объема расходов.

Осуществление политики «финансовых правил» в ЕС отличается от аналогичной политики других стран. Главной особенностью сообщества является установление четких бюджетных нормативов. Практика наложения финансовых санкций за превышение нормативных показателей действует только в ЕС.

Большое значение для действенного исполнения «финансовых правил» имеет контроль за их соблюдением. В странах ЕС такой контроль осуществляют: Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) и Комиссия ЕС. Надзор за соблюдением установленных процедур расчета статистических показателей обеспечивает Евростат.

Между странами ЕС сохраняются достаточно большие различия по ставкам налога на доходы корпораций. Данные по ставкам налогов на доходы корпораций представлены в таблице 3.

Наличие такой дифференциации по ставкам на доходы корпораций, безусловно, является фактором, сдерживающим координацию бюджетной политики в рамках ЕС. Он предопределяет разные условия конкуренции в рамках сообщества и дополнительное перераспределение финансовых ресурсов.

 

Таблица 3 - Ставки налога на доходы корпораций и налога на индивидуальные доходы в странах ЕС [4]

Страны Налог на доходы корпораций (%) Налог на индивидуальные доходы (средняя ставка) (%)
Европейский союз в среднем 33,8 28,4
Австрия    
Бельгия    
Дания    
Финляндия    
Франция 41,7  
Германия    
Греция    
Ирландия    
Италия    
Люксембург   11,2
Нидерланды   37,5
Португалия    
Испания    
Швеция    
Великобритания    

 

Налог на индивидуальные доходы в ЕС значительно выше, чем в США и Японии - соответственно 28,4%, 15%, 10%. Ставки этого налога сильно различаются по странам Европейского союза. Максимальные ставки установлены в Бельгии - 40%, Дании - 35%, Франции - 35%; минимальные - в Люксембурге - 11,2%, Греции - 15%, Великобритании - 20%. Очевидно, что такая дифференциация является дополнительным фактором мобильности рабочей силы, прежде всего квалифицированной.

________________________

4 Источник: Журнал «Европа» № 1 2009, стр. 22 – 23

Следует отметить, что сравнение лишь законодательно установленных ставок налога на корпорации не позволяет объективно оценить налоговое бремя конкретных стран. Это связано с использованием в законодательстве системы налоговых льгот и налоговых кредитов, а также с применением скрытых субсидий национальным производителям. Поэтому для объективной оценки налогового бремени следует проанализировать эффективную ставку налога на доходы корпораций. При ее расчете учитываются фактически предоставляемые налоговые льготы и другие преференции.

Таблица 4 - Официальные и эффективные ставки налога на доходы корпораций в странах ЕС [4]

Страны Налог на доходы корпораций (%) Эффективная ставка налога на доходы корпораций (%) Разница между официальной и эффективной ставками (%) Отклонения эффективной ставки конкретной страны от средней по ЕС эффективной ставки (%)
Европейский союз в среднем   26,9 6,9 -
Австрия   17,7 16,3 -9,2
Бельгия     18,0 -5,9
Дания   29,4 2,6 2,5
Финляндия   29,8 -0,8 2,9
Франция 41,7 32,8 8,9 5,9
Германия   38,5 -1,5 11,6
Греция   20,9 19,1 -6,0
Ирландия   13,9 10,1 -13,0
Италия   35,3 1,7 8,4
Люксембург   34,1 -1,1 7,2
Нидерланды   31,8 3,2 4,9
Португалия   17,2 14,8 -9,7
Испания   24,1 10,9 -2,8
Швеция   27,5 0,5 0,6
Великобритания     1,0 2,1

 

Данные, приведенные в таблице 4 свидетельствуют о том, что ряд стран-членов ЕС, в частности, Португалия, Австрия, Бельгия, Италия, Испания, Германия активно используют налоговые префенции для усиления национальной промышленности. Из таблицы 7 также следует, что величина эффективной ставки налога на доходы корпораций значительно отклоняется средней по ЕС. Самое низкое значение этой ставки отмечается в Ирландии (-13% от средней по ЕС), а также в Португалии (-9,7%) и Австрии (-9,2%). Ее самые высокие значения - в Германии (+11,6% к средней по ЕС), Италии (+8,4%), Люксембурге (+7,2%) [4].

Одна из важных текущих проблем ЕС - обложение НДС услуг финансового сектора экономики. Объем этих услуг оценивается в 3,5% от ВВП союза. В настоящее время банковские страховые и банковские операции, включая сделки с валютой, освобождены в странах ЕС от НДС.

 

Таблица 5 - Ставки НДС, применяемые в странах ЕС [4]

Страна Ставка % Страна Ставка %
Австрия   Ирландия  
Бельгия   Италия  
Дания   Люксембург  
Финляндия   Нидерланды 17,5
Франция 20,6 Португалия  
Германия   Испания  
Греция   Швеция  
  Великобритания 17,5

 

Процесс координации налоговой политики в рамках ЕС сталкивается с определенными трудностями. Страны с высокими налогами считают, что для обеспечения единых подходов к налогам страны с низким уровнем обложения должны пойти на существенное повышение ставок. И напротив, страны с низкими налогами придерживаются мнения, что именно достигнутый ими уровень обложения должен стать ориентиром для Европейского союза в целом.

Определенным достижением на пути обеспечения координации налогообложения в рамках ЕС стала договоренность, зафиксированная в Кодексе поведения стран-участниц, о недопустимости конкуренции между ними в налоговой сфере. Особенностями современного этапа координации налоговой политики стран-членов ЕС является достижение договоренностей об отказе от введения новых налогов, тенденция к унификации ставок налога на корпорации и налога на индивидуальные доходы. Нерешенными остаются вопросы о введении единых для стран ЕС ставках НДС и о единой методике расчета этого налога.

Данные, приведенные в таблицы 6 свидетельствуют о том, что установленные ЕС «финансовые правила» в общем своем результате не соблюдаются. Так дефицит государственного бюджета в странах ЕС в 2005 году был близок к критическим 3 %. А размер государственных долгов в своей совокупности по странам ЕС превышает установленные 60%.

 

Таблица 6 – Данные о состоянии ВВП, дефиците госбюджета, горасходах и госдоходах и долгах в Евросоюзе [5]

Данные/ год        
Eurozone (EZ16)
ВВП по рыночным ценам (млн. евро)        
Дефицит (-) / избыток (+) бюджета (млн. евро) -204449 -110759 -52496 -182258
Дефицит (-) / избыток (+) бюджета (в % к ВВП) -2,5 -1,3 -0,6 -2,0
Госрасходы (в % к ВВП)        
Госдоходы (в % к ВВП)        
Госдолги (млн. евро)        
Госдолги (в % к ВВП)        
EU27
ВВП (млн. евро)        
Дефицит (-) / избыток (+) бюджета (млн. евро) -269702 -165676 -99385 -286815
Дефицит (-) / избыток (+) бюджета (в % к ВВП) -2,4 -1,4 -0,8 -2,3
Госрасходы (в % к ВВП)        
Госдоходы (в % к ВВП)        
Госдолги (млн. евро)        
Госдолги (в % к ВВП)        

 

Статистика по странам выглядит следующим образом [5]:

В 2008 году регистрировались наивысшие дефициты госдолга как процент ВВП Греции (-7,7%), Ирландии (-7,2%), Румынии (-5,5%), Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (-5,0%), Мальты (-4,7%), Испании (-4,1%), Латвии (-4,1%), Венгрии (-3,8%), Польши (-3,6%), Франции (-3,4%) и Литвы (-3,2%).

Восемь государств-участников регистрировали избыток госдолга в 2008 году: Финляндия (+4,5%), Дания (+3,4%), Люксембург (+2,5%), Швеция (+2,5%), Болгария (+1,8%), Кипр (+0,9%), Нидерланды (+0,7%) и Германия (0,0%). В целом четыре государства-участника регистрировали улучшение сальдо финансирования в сравнении с ВВП в 2008 году по сравнению с 2007 и 23 государствами-участниками ухудшение.

В конце 2008 самые низкие коэффициенты задолженности (госдолг в сравнении с ВВП) регистрировались в Эстонии (4,6%), Люксембурге (13,5%), Румынии (13,6%), Болгарии (14,1%) и Литве (15,6%).

 

 

__________________________

5 Источник:Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2009, № 5, стр.26

Девять государств-участников обнаруживали в 2008 году коэффициент задолженности больше чем 60% ВВП: Италия (105,8%), Греция (99,2%), Бельгия (89,8%), Венгрия (72,9%), Франция (67,4%), Португалия (66,3%), Германия (65,9%), Мальта (63,8%) и Австрия (62,6%).

Государственные расходы составляли в 2008 году в Еврозоне 46,8% и государственные доходы 44,8% от ВВП. Соответствующие данные для EU27 были 46,8% и 44,6%. Между 2007 и 2008 расходы государства в сравнении с ВВП выросли в обеих областях, в то время как доходы государства в сравнении с ВВП увеличились.

На современном этапе страны-члены ЕС представлены странами с разным уровнем развития и разной скоростью развития.

В мае 2009 г. на Брюссельском саммите утверждена стратегия развития Европы на ближайшее десятилетие «Европа-2020».

Установка национальных целей в рамках общеевропейской стратегии развития является принципиально новым элементом в европейской системе. Таким образом, Европейский совет (саммит) признал, что у государств Европы существуют специфические условия и задачи в рамках воплощения в жизнь общеевропейской стратегии развития.

Намерение создать механизм «равноскоростной» реализации экономических задач Европы - это прямой урок, вынесенный из провала предыдущей десятилетней программы развития - Лиссабонской стратегии, принятой на период 2000-2010 гг. Ее приоритеты были очень похожи на утвержденные сегодня, а неудача в ее реализации в значительной степени была вызвана отсутствием координации усилий между европейскими странами.

 

 

Заключение

 

Каковы бы ни были краткосрочные прогнозы, перспективы евро продолжают оцениваться достаточно оптимистично. Как раз в разгар дебатов о причинах ослабления общей валюты премьер-министр Великобритании Тони Блэр лично представил в парламенте доклад о мероприятиях по подготовке к операциям с евро. В сущности, он лишь подтвердил, что выступает за присоединение Британии к евро, если новая валюта докажет свою успешность и будет соответствовать пяти экономическим критериям, которые были сформулированы министром финансов Гордоном Брауном с той же трибуны еще более года назад. Эти критерии включают в себя: устойчивое сближение экономических циклов в Британии и Еврозоне; отсутствие угрозы финансовым интересам Сити; способность стимулировать приток иностранных инвестиций; отсутствие угрозы сокращения числа рабочих мест; достаточная гибкость британской экономики, чтобы адаптироваться к экономическим шокам после присоединения к евро. Несмотря на то, что в докладе не содержалось ничего принципиально нового, все комментаторы расценили личное участие премьер-министра в его представлении как признак усиления кампании за вхождение Великобритании в ЭВС. Улучшение перспектив дальнейшего расширения валютного союза, безусловно, окажет положительное влияние на имидж евро в глазах инвесторов. Но только время покажет насколько положительно воздействует евро на экономику участников ЕС, ведь по самым оптимистическим прогнозам экономический эффект наступит только через 5-10 лет.

 

Список использованной литературы:

1.Т. Д. Валовая, И. Д. Иванов, В. П. Колесов «Новая единая европейская

валюта евро» - М.: Финансы и статистика, 1998.

2. В. И. Колесников, Б. А. Еремин, Л. П. Давиденко, Е. В. Пухтенкова

«Единая европейская валюта (евро): механизм образования и функционирования» -Изд. СПбГУЭФ, 1999.

3.Ершов, Михаил Владимирович. Валютно-финансовые механизмы в

современном мире - М.: Экономика, 2000.

4.Журнал «Вопросы экономики» № 1 1999, стр. 51 – 63.

5. Журнал «Международная жизнь» № 2 2002, стр. 84 – 89.

6.Журнал «Деньги и кредит» № 3 2002, стр. 56 – 62.

7.Журнал «Банковское дело» № 10 2002, стр. 16 – 17.

8.Журнал «Рынок ценных бумаг» № 16 2002, стр. 17 – 19.

9.Журнал «Рынок ценных бумаг» № 13 2003, стр. 25 – 30.

10. Журнал «Мировая экономика и международные отношения» № 5 2009, стр. 26– 34.

11. Журнал «Европа» № 1 2009, стр. 22 – 23.

12.Журнал «Эксперт» № 31 2003, стр. 42 – 44.

13. Журнал «Мировая экономика и

международные отношения», 2003, № 5, стр.26

14.Журнал «Рынок ценных бумаг» №13 2003, стр. 27

15. Журнал «Эксперт» № 31 2003г, стр. 44

16. Интернет-журнала "Нано Дайджест" //В.В. Соколов, кандидат экономических наук//«Расширение зоны евро»,2009.

17. ЕС. "Euro 1999". Brussels, 1998, p.16.

Прил<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...