Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проявление феномена физической привлекательности в ходе группового взаимодействия

Чехов А.Ю.

Студент 3 курса института психологии РГПУ им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург, Россия

Среди проблем, в изучении которых одинаково заинтересованы как теоретические, так и практические науки о человеке, важное место занимает проблема восприятия человека человеком. Процесс познания личности человека очень сложен и проходит множество стадий (от первого знакомства до совместного деятельности, от восприятия внешности до развернутых форм социального взаимодействия) [1].

Феномен формирования первого впечатления является центральным в изучении социальной перцепции. Первое впечатление рассматривалось А.А. Бодалевым как сложный психологический феномен, в котором соединяются чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В ходе его экспериментального изучения были описаны следующие эффекты: эффект ореола, эффект первичности, эффект физической привлекательности. Все перечисленные эффекты, являются факторами определяющими первое впечатления.

Восприятие человека человеком начинается с оценки внешности партнера, а завершается социально-психологической интерпретацией личности. Из внешнего облика люди черпают первичную информацию о партнере (пол, возраст, этническая принадлежность), на основе которой формируется первое впечатление и выбирается модель поведения. Внешность человека – «емкий и сложный источник информации» [2], оказывающий влияние на дальнейшее взаимодействие с партнером.

Зарубежные авторы, среди которых Джеймс Пеннбэйкер, Деннис Кун, Сайман Спречер, Джин Дилэйни, в своих экспериментах исследовали в основном изменения оценок физической привлекательности под влиянием различных факторов (время до закрытия бара, количество выпитого алкоголя, цель времяпрепровождения, особенности обстановки, гендерные различия в восприятии).

В России одним из первых социальных психологов, который обращался к изучению социальной перцепции и в частности к феномену формирования первого впечатления был А.А. Бодалев. Он писал об избирательности социальной перцепции: «для процесса познания одним человеком других характерно специфическое интегрирование им отражаемых у них особенностей, при котором во внутреннем или внешнем облике других людей выделяются важные в глазах воспринимающего строго определенные свойства и качества и медленнее осознаются другие черты» [3].

В.Н. Панферов говорил о более глубоком анализе внешности личности, который завершался социально-психологической интерпретацией – «это суждение одного человека о другом, содержанием которых являются определение черт характера, способностей, интересов, эмоциональных и динамических особенностей, профессии, типа поведения и социально-групповой принадлежности» [4].

Все эти исследования в основном изучали факторы, формирующие первое впечатление, его точность. Но устойчивость первого впечатления и дальнейшую динамику развития образа партнера не затронул ни один исследователь.

В центре внимания наше исследования оказался эффект физической привлекательности. Он трактуется как тенденция, утверждающая что внешне привлекательные люди, обязательно обладают социально желательными чертами (Дэвид Майерс).

А.А. Бодалев характеризует этот эффект как установку человека на восприятие образа его партнера.

По В.Н. Панферов – это процесс возникновение некой эмоции как отклик на восприятие внешности человека, по принципу нравится/не нравится.

В своем исследовании мы опираемся на определение В.Н. Панферова.

Целью исследования было изучение изменения феномена физической привлекательности в процессе группового взаимодействия. В исследовании приняли участие 14 человек, в возрасте от 18 до 23 лет, из них 7 мужчин и 7 женщин; все участники являлись студентами РГПУ им. А.И. Герцена.

Основной метод исследования – социально-психологический эксперимент. На первом этапе студентам для оценки физической привлекательности предъявлялись фотопортреты всех участников эксперимента. Испытуемые оценивали физическую привлекательность по 10-бальной шкале и давали краткую психологическую характеристику. Затем на основе анализа полученных данных было сформировано три группы испытуемых:

1. Группа, в которой присутствуют взаимные оценки физической привлекательности и непривлекательности участников;

2. Группа, в которой присутствуют только взаимные оценки физической привлекательности участников;

3. Группа, в которой присутствуют только взаимные оценки физической непривлекательности участников.

Экспериментальная ситуация представляла собой серию встреч, в ходе которых группа решала разные виды групповых задач. На данном этапе, пилотажного исследования, было проведено три встречи в группе, где присутствуют смешанные оценки. Каждая встреча группы предполагала совместную деятельность в решении групповой задачи. В зависимости от вида групповой задачи, взаимодействие участников эксперимента характеризовалось степенью эмоционального контакта.

На первой встрече испытуемые решали предметную задачу - им необходимо было собрать башню из канцелярских скрепок и листов А4.

Во время второй встречи испытуемые решали интеллектуальную задачу, занимались разгадыванием «загадки Эйнштейна». Их мотивация совместного обсуждения и успешного решения задачи усиливалась при помощи материального поощрения.

Третья встреча предполагала взаимодействие, направленное на установление и развитие эмоционального контакта. Участники включались в тренинговые упражнения и игры, направленные на знакомство, самопрезентацию и самораскрытие.

Для статистической обработки полученных данных был выбран L-критерий тенденций Пейджа, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех или более условиях на одной и той же выборке испытуемых. При выборе данного критерия мы руководствовались его условиями (ограничениями), а именно количеством измерений, которое равно двенадцати (n=12) и количеством условий, которое равно четырем (c=4). Вначале были проранжированы все оценки физической привлекательности каждого испытуемого во всех условиях (далее экспериментальная встреча). В таблице №1 представлены стеновые значения и подсчитанные суммы рангов в каждой экспериментальной встрече.

Таблица №1. Динамика оценок физической привлекательности в процессе групповой деятельности (L критерий Пейджа)

  1-ая эк. сит. Ранг 2-ая эк. сит. Ранг 3-я эк. сит. Ранг 4-ая эк. сит. Ранг
Субъект 1                
Оцениваемый №2 6   8 3,5 - - 9  
Оцениваемый №3 8 3,5 8 3,5 - - 8 3,5
Оцениваемый №4 9   9   - - 10  
Субъект 2                
Оцениваемый №1 6 1,5 6 1,5 - - 8 9,5
Оцениваемый №3 7   7   7   7  
Оцениваемый №4 8 9,5 7   8 9,5 8 9,5
Субъект 3                
Оцениваемый №1 4   6 3,5 - - 8 6,5
Оцениваемый №2 6 3,5 5   7   8 6,5
Оцениваемый №4 9 9,5 9 9,5 9 9,5 9 9,5
Субъект 4                
Оцениваемый №1 8   9   - - 9  
Оцениваемый №2 8   9   8   9  
Оцениваемый №3 7   8   8   9  
Сумма рангов 50,5 62,5    

Примечание:

«Субъект» – тот, кто оценивает;

«Оцениваемый» – тот, кого оценивают;

«-» – отсутствие на экспериментальной встрече.

По представленным в таблице данным мы наблюдаем изменение оценок физической привлекательности. Например, оценка субъекта №2 по отношению к субъекту №1 изменилась с 6 до 8 баллов (в ранговых значениях с 1,5 до 9,5), субъекта №3 по отношению к субъекту №1 с 4 до 8 баллов (в ранговых значениях с 1 до 6,5), субъекта №4 по отношению к субъекту №3 с до 9 баллов (в ранговых значениях с 1 до 9), что говорит о том, что происходим изменения оценок физической привлекательности в процессе группового взаимодействия.

Далее с помощью специальной формулы подсчета L-критерия тенденций Пейджа, было получено его эмпирического значение, отражающее степень различия между ранговыми суммами, что представлено в таблице №2.

Таблица №2. Эмпирическое значение L-критерия Пейджа. Критические значения в данных условия.

L= 697,5 p<0,05 = 317
p<0,01 = 324
p<0,001 = 331

В нашем исследовании эмпирическое значение L-критерия Пейджа в несколько раз превысило критические значения, что говорит о тенденции увеличения индивидуальных показателей от первой экспериментальной встречи к четвертой, которая не является случайной. Т.е. оценки физической привлекательности могут изменятся в процессе общения между людьми.

Результаты, полученные в ходе нашего пилотажного исследования, позволяют нам подвергнуть сомнению суждение об устойчивости эффекта физической привлекательности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...