Частные и чистые общественные благи
Позитивы и нормативы экономической теории
По своей структуре научная теория представляет собой системупервоначальных, исходных понятий и основных законов, из которых с помощью определения могут быть образованы все другие ее понятия, а из основных законов логически выведены остальные законы. Но в таком виде теория появляется в результате трудного поиска сначала простейших эмпирических законов, а затем теоретических законов меньшей степени общности. Только в конце исследования приходят к фундаментальным теоретическим законам. Поэтому создание теории как определенной системы единого, целостного научного знания является делом значительно более сложным и трудным, чем разработка и проверка отдельной гипотезы или закона. Ведь в состав законченной теории входят системы понятий, суждений, законов и вспомогательных допущений. Гипотезы общего характера, хорошо подтвержденные и надежно обоснованные, впоследствии становятся законами, и поэтому включаются в состав теории. Таким образом, в своей завершенной форме теория представляет собой единую, целостную систему знания, элементы которой — понятия, обобщения, аксиомы и законы — связываются определенными логическими отношениями.
Основные проблемы макроэкономики
Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей. Макроэкономика представляет собой раздел экономической теории. В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных (индивидуальных) хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика изучает экономику как единое целое. Исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.
Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.
Потребности экономических и свободных благ · Свободные блага (free goods) — блага, доступный объем которых больше потребности в них. Такие блага неограниченны и поэтому бесплатны. В число свободных благ входит часть возобновляемых ресурсов, например воздух, вода, солнечный свет. Свободные блага самовоспроизводятся, доступны всем, и их не надо распределять между людьми. Такие блага экономической проблемой не являются. · Экономические блага (economic goods) — блага, доступный объем которых меньше потребности в них. Такие блага относительно ограниченны и поэтому имеют цену. В число экономических благ входят все невозобновляемые ресурсы и часть возобновляемых ресурсов. Например, свежий воздух и чистая вода уже не бесплатны: за свежим воздухом надо ехать за город и нести расходы на поездку, а чистую воду — покупать в бутылке.
· Экономические блага надо производить, оплачивать и, поскольку они ограниченны, создавать механизмы их распределения между людьми. Производство, распределение и потребление экономических благ составляют экономический процесс
частные и чистые общественные благи Все блага делятся на частные и общественные в зависимости от особенностей их потребления. Потребление частного блага одними лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Это свойство частного блага называется высокой исключаемостью из потребления. Возьмем для примера образовательные услуги. Если лекции слушает хотя бы один человек, приходится нести затраты по оплате преподавателей, аренде помещения и т.д. Однако, появление в аудитории второго, третьего и т.д. слушателя ничуть не увеличивает эти затраты, т.е. предельные затраты по образованию дополнительных слушателей равны нулю. Так будет продолжаться до тех пор, пока аудитория не будет заполнена полностью. После этого появление N-го студента потребует расширения аудитории, оплаты новых преподавателей и т.д. Следовательно, предельные затраты по образованию этого дополнительного человека уже не равны нулю. Таким образом, обучение – перегружаемое общественное благо.
Общественно-эффективный выпуск блага (q*) как всегда определяется пересечением кривых предельной социальной выгоды и предельных социальных затрат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|