Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль цен в рыночной экономике




Цена в рыночной экономике

1. Экономическая природа цены.

2. Роль цен в рыночной экономике. Функции цены.

3. Система цен в экономике. Виды цен и их классификация.

4. Состав и структура цены.

 

Экономическая природа цены

Цена и ценообразование являются главными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров, работ и услуг.

Ценообразование – это наука, изучающая процессы формирования цен, закономерности их движения и использования.

Предмет ценообразования – это теория цен и практика их установления.

В экономической литературе существует несколько определений цены.

Цена – это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар (маркетинг).

Цена есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.

Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Цена товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести за ту же денежную сумму.

Цена выступает как форма общественной оценки товара или услуги (Макконелл и Брю).

Все эти определения не могут быть совершенно объективными, ибо одни отражают интересы производителей, другие – интересы потребителей. Соединить интересы тех и других можно, используя инструментарий микроэкономического анализа цены, который предполагает рассмотрение цены со стороны объекта (цены конкретного товара) и со стороны субъекта (цены конкретного производителя). Отсюда можно предложить следующее звучание обобщающего определения цены.

Цена конкретного товара есть денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время.

В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.

Цена – рыночная категория, находящаяся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации. По классической схеме возможны следующие варианты:

1) если спрос превышает предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;

2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены;

3) монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.

Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:

ü цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п.);

ü цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.

Роль цен в рыночной экономике

Цена – сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях.

Сущность цен проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла.

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических понятий и взаимосвязь с этими категориями. В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:

1) учетно-измерительная;

2) информационная;

3) регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);

4) стимулирующая;

5) перераспределительная.

Учетно-измерительная функция отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Цена может существенно отклоняться от себестоимости. Особенностью рыночной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, топовым товарам, учет в имиджа в ценах на товары, услуги компаний.

Цена является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт (ВНП), валовый региональный продукт (ВРП), объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.п.). Цена также участвует в расчете таких показателей финансового анализа как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.

Регулирующая (балансирующая) функция или функция сбалансирования спроса и предложения означает, что через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится максимально сократить затраты на производство товаров, работ и услуг (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов и т.п.)

Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную операцию, оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов.

Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства, и стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают влияние следующие факторы:

ü уровень цены (различные цены на ликероводочную продукцию, производимую на территории РФ и на ввозимую; цена труда – заработная плата в сельском хозяйстве составляла в 2010 г. 18% от заработной платы в топливной промышленности);

ü уровень рентабельности (переток капитала – капитал стремится в отрасли с повышенной рентабельностью, высокий уровень рентабельности обеспечивает инвестиционную привлекательность и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики);

ü таможенные пошлины – высокие пошлины как мера защиты отечественного производителя.

На потребителя стимулирующее или сдерживающее воздействие цен может проявляться через:

ü уровень цены;

ü надбавки и скидки к цене;

ü акцизы;

ü дифференцированное ценообразование;

ü продажа товаров в кредит и т.п.

Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Способы перераспределения доходов с помощью цены:

1. Соотношение цен на различные виды продукции. К примеру цены на ГСМ и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по экономике, а закупочные цены в сельском хозяйстве – более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей ГСМ и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольном перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.

2. Включение и (или) не включение в цену налогов (НДС – пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз – на отдельные товары – ювелирные изделия, табачные, виноводочные).

3. Установление различных цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике для промышленных потребителей и населения, подписка – физические и юридические лица, газ для бытовых нужд – городское и сельское население).

Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен доходность отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижение национальных приоритетов. Одновременно перераспределение доходов через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.

Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.

Существование монополистических структур также порождает перераспределительное ценообразование, в результате которого происходит присвоение чужих прибылей. Монополистические структуры обеспечивают возможности для его реализации. Перераспределительное ценообразование имеет место и в условиях сложившейся олигополистической структуры рынка, когда фирмы могут устанавливать сравнительно низкие цены, чтобы препятствовать проникновению на рынок фирм-«чужаков». Перераспределительное ценообразование называют иногда грабительским (англ. predatory pricing)

Перераспределительная функция цены сходна со стимулирующей, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. Но есть и различия. Если стимулирующая функция цены поощряет дополнительные усилия предприятия на повышение качества, увеличение его объемов производства и т.д., призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, то перераспределительная функция связана с внешним воздействием на уровень и структуру цен со стороны государства либо монополистических структур, когда те с помощью цен регулируют свои доходы и перспективу.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как взаимодополняющей, так и противоречивой.

Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учетная функция нередко вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации.

В хозяйственной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно быть предметом специальных маркетинговых исследований.

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных компаний, так как от их величины зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций.

Система цен в экономике

В экономике действует множество различных видов цен, образующих систему, которая находится в постоянном развитии, гибка и динамична, что обусловлено постоянно изменяющимися условиями производства и сбыта продукции, товаров. Цены, составляющие систему, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Во-первых, они образуются на единой методологической основе. Под методологией понимается совокупность общих принципов, правил и методов ценообразования. Методология формирования цен является единой для всех уровней управления (предприятие, отрасль, сфера товарного обращения), поэтому она не зависит от того, кто и на какой период времени устанавливает цены. Наличие методологической основы – необходимое условие создания ценовой системы, это стратегия ценообразования всего хозяйственного комплекса, предполагающая разработку концепции ценообразования, механизма ее реализации и создание системы управления этим процессом.

Во-вторых, между компаниями, отраслями, сферами товарного обращения экономики существует тесная технологическая, экономическая, производственная зависимость, в совокупности они образуют единый хозяйственный комплекс, поэтому любые изменения цен даже на одном предприятии, не говоря об отрасли, автоматически приводят к подвижке цен во всех взаимосвязанных с ним производствах, отраслях и в конечном итоге отражаются на ценах в сфере реализации, причем связи носят как прямой, так и обратный характер.

Например, рост цен в сельскохозяйственном производстве приводит к увеличению цен в пищевой и легкой промышленности, далее по цепочке растут цены на товары в оптовой и розничной торговле. В результате через определенное время волна повышения цен возвращается в сельское хозяйство в виде подорожавших товаров и продукции.

Система цен – это совокупность различных цен, используемых всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса страны: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей, здравоохранением, культурой, образованием и др. Ведущую роль в рассматриваемой системе играют цены продукции базовых отраслей промышленности (нефтяной, угольной, газовой, энергетической, металлургической, машиностроительной).

Цены классифицируются по различным признакам и в зависимости от того, какой принцип классификации взят за основу, подразделяются на виды и разновидности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...