Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стрельба. Команды, звания




Стрельба

 

Корабли могли стрелять как последовательно   (каждая пушка стреляет по очереди), так и побатарейно   (то есть — каждый дек с одного борта), либо лагом   (то есть — полным бортом). Скорость заряжания орудий зависела от многих факторов, в том числе от обученности комендоров и их помощников, от своевременного пополнения запасов у орудий, от волнения на море, от количества человек, обслуживающих пушки.

По штатам английского флота в 1677 году на одну 42-фунтовую пушку полагалась обслуга в восемь человек, на 32- и 24-фунтовые орудия — пять человек, на 18-фунтовые — пять человек, на 12-фунтовые — четыре человека, на 6- и 4-фунтовые — три человека, на 3-фунтовые пушки на вертлюгах — два человека. Отдельно выделялись подносчики и упаковщики пороховых зарядов, они в эти списки не включены.

Поскольку корабль вел бой чаще всего одним бортом, боевые расчеты второго борта помогали в обслуге своим товарищам с противоположного борта. Это позволяло сильно ускорить темп стрельбы.

Кстати, именно поэтому корабль, попавший под огонь вражеских кораблей одновременно с двух бортов, резко снижал интенсивность стрельбы и почти гарантированно проигрывал сражение.

 

Команды, звания

 

Кораблем командовал капитан  , его помощником был лейтенант  , мичман   возглавлял вахты. Группа кораблей возглавлялась адмиралом  . Однако с увеличением количества и усложнением качества военных парусников усложнились и составы начальников. Капитану линейного корабля нельзя было обойтись одним помощником — лейтенантом, появилось звание первого лейтенанта, помощника капитана, к нему прибавилось еще несколько лейтенантов — второй, третий и т. д., сколько нужно было для несения штурманской, вахтенной службы, а также для координации действия орудий в бою — стрельбы побатарейно, лагом, последовательно и прочее.

В английском флоте (официальное название с 1660-х — Ройал Нейви   — Королевский флот) к концу XVII века сложилась следующая система чинопроизводства. На низшей ступеньке стояли матросы  . Далее следовал энсайн  , или мичман  . Отличие английского энсайна от мичмана любого другого флота состояло в том, что англичанин в этом звании уже должен был иметь опыт двухлетних плаваний, тогда как, к примеру, в российском флоте звание мичмана давалось гардемаринам Морской школы, не имевшим такого опыта. Следующей ступенькой был лейтенант  , потом первый лейтенант  . Это звание на корабле класса «линкор» или «фрегат» чаще всего носили первые помощники кэптена. Наконец, командиром корабля являлся кэптен  . Если моряк достигал звания кэптена и продолжал успешно служить, он мог дослужиться до контр-адмирала  , вице-адмирала   и, наконец, — до адмирала  . Примерно в это время появилась должность коммодора  . Изначально это был опытный кэптен, который мог с отрядом кораблей эскортировать торговые суда в пункт назначения (иногда этот пункт был очень далеко от Англии). Позже «коммодор» трансформировалось в звание (чином это стало много позже), которое давалось кэптену либо временно (на кампанию), либо до получения звания контр-адмирала. При этом коммодор командовал не только своим отрядом, но и отдельным кораблем.

Во Франции флот делился на две эскадры — атлантическую ( Флот Океана  ) и средиземноморскую ( Флот Леванта  ). Этими эскадрами командовали два вице-адмирала   (аналог английского адмирала). Их действия координировал Адмирал Флота Франции   — главнокомандующий морскими силами государства и по совместительству — глава морского штаба. Это была высшая должность во французском флоте — она приравнивалась к коннетаблю или маршалу Франции.

Авангардом и арьергардом любой эскадры чаще всего командовали лейтенант-генералы   — это тоже адмиральские звания, похожие на английских вице-адмиралов. Кроме того, дивизионами (отрядами) командовали шефы д'эскадра   и шефы галер   (это аналог контр-адмиралов в Ройал Нейви). Командирами кораблей были капитаны линкоров  , капитаны фрегатов  , капитаны корветов   и лейтенанты   (последние командовали судами от корвета и ниже, либо занимали аналогичные английским лейтенантам должности на больших кораблях).

В голландском флоте три из пяти провинций, имевших выход к морю, имели и отдельные адмиралтейства это Голландия (имевшая два адмиралтейства — северное в Амстердаме и южное — в Роттердаме[78]), Фрисландия (восточная — Доккум, западная — Энкхайзен[79]) и Зеландия (Мидельбург), которые содержали пять отдельных эскадр, возглавляемых лейтенант-адмиралами. Адмиралтейства, хотя и были организованы в различных провинциях, подчинялись напрямую штатгальтеру   (изначально — главнокомандующий войсками Соединенных Провинций, позже — президент республики), и были в федеральном, а не провинциальном, подчинении. Основной задачей этих учреждений был контроль сбора денег на флот, а также вооружение и оснащение своей эскадры. В свою очередь адмиралтейства по требованию провинциальных штатов осуществляли конвои купеческих судов своей провинции.

Каждое адмиралтейство имело своего вице-адмирала  , командующего морскими силами провинции. В случае войны амстердамское адмиралтейство, как самое главное, избирало лейтенант-адмирала   — главнокомандующего морскими силами Голландии. Дивизионами флота командовали адмиралы   или шаутбенахты   (изначально шаутбенахт — командир ночной дозорной эскадры, потом эта должность переросла в звание). Кораблями в голландском флоте командовали капитаны  .

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...