Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность электронного УМК

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Разработка электронного учебно-методического комплекса по                        МДК 03.01 «Технические методы и средства, технологии защиты информации»                                                                                                           о                                                                              

Студент группы    3ОТЗ11-2            Илья Алексеевич Токарь  ­         д

Специальность: 10.02.01 «Организация и технология защиты информации»  О

Руководитель                                                                       /А.А. Юмаева/

Допустить к защите:

Зам.директора по ОУП                                                    / И.Г.Бозрова /

Председатель ПЦК (КМК)                                       / Н.В. Селиванова /

Оценка                                     Дата                                                            

Председатель Государственной

аттестационной комиссии                                      / Е.А. Хвастунова /

 

Москва

2017


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………........................................................................ 4
Глава 1. Теоретико-методические аспекты разработки и использования электронного учебно-методического комплекса...........   7
1.1 Понятие и сущность электронного УМК............................................. 7
1.2 Содержание и структура электронного УМК...................................... 9
1.3 Электронный учебник – основная составляющая электронного УМК...............................................................................................................   15
1.3.1 Электронный учебник как средство обучения.............................. 15
 1.3.2 Структура электронного учебника................................................. 16
 1.3.3 Достоинства и недостатки электронных учебников.................... 19
1.4 Перспективы использования электронных учебно-методических комплексов....................................................................................................   22
Глава 2. Разработка электронного учебно-методического комплекса по МДК 03.01 «Технические методы и средства, технологии защиты информации».................................................................................................   24
2.1. Анализ существующего ПО для разработки электронного УМК.... 24
2.2. Проектирование электронного УМК................................................... 28
2.3. Расчет затрат на создание электронного УМК................................... 50
Заключение.................................................................................................... 54
Список использованных источников и литературы.................................. 56

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования все активнее начинает использовать информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Традиционные печатные издания зачастую заменяются электронными пособиями, а методические указания и рекомендации к лабораторно-практическим занятиям из бумажной формы переводятся в электронную. Но для качественного процесса обучения существование разрозненных элементов, пусть даже в электронной форме, не достаточно. Желательно объединить существующие разработки, учебники, рекомендации в единый учебно-методический комплекс (УМК) для определенной дисциплины или профессионального модуля. Если элементы УМК представлены в электронной форме, то их объединение, соответственно, должно происходить в электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

 Внедрение ЭУМК в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной работы обучающихся как неотъемлемой части образовательного процесса. Это обуславливает актуальность применения и использования ЭУМК.

Электронные УМК – это литература нового поколения, объединяющая достоинства традиционных учебников и возможности современных компьютерных технологий

Целью исследования в выпускной квалификационной работе (ВКР) на тему: «Разработка электронного учебно-методического комплекса по МДК 03.01 «Технические методы и средства, технологии защиты информации» является получение знаний и умений в разработке ЭУМК.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· проанализировать различные источники, с целью ознакомления с сущностью, содержанием и структурой электронных учебно-методических комплексов;

· изучить технологию разработки ЭУМК с помощью научной литературы и интернет-ресурсов;

· создать структуру и интерфейс электронного учебно-методического комплекса по МДК 03.01 «Технические методы и средства, технологии защиты информации «;

· заполнить содержанием электронный учебно-методический комплекс по МДК 03.01 «Технические методы и средства, технологии защиты информации».

· рассчитать экономические затраты на проектирование ЭУМК.

Предполагается, что информацию, изложенную в разрабатываемом электронном УМК можно будет оперативно корректировать и дополнять, включать данные последних исследований, публикаций и т.д. Однако делать это должны только специалисты, преподающие данный междисциплинарный курс, и делать это профессионально.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в разработке методики создания и использования электронного учебно-методического комплекса по МДК 03.01 для специальности 10.02.01. «Организация и технология защиты информации» для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся.  

Объектом исследования ВКР является специфика проектирования ЭУМК по МДК 03.01 «Технические методы и средства, технологии защиты информации», предметом исследования – методы разработки электронного учебно-методического комплекса.

Электронный учебно-методический комплекс может быть использован как для сопровождения процесса изучения МДК 03.01 «Технические методы и средства, технологии защиты информации», так и для организации самостоятельной работы обучающихся. В соответствии с этим можно утверждать, что развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов методик в образовании и тем самым повысить его качество.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Понятие и сущность электронного УМК

Для достижения эффективного функционирования современного производства необходима мобильная и дифференцированная система обучения специалистов.

К сожалению, традиционное обучение в профессиональных образовательных учреждениях остается в значительной мере консервативным. Преподаватели пользуются, в основном, групповыми методами обучения, а также в ходе своей деятельности разрозненно создают учебники, сборники задач, методические рекомендации различного характера и т.д.

На мой взгляд, в коренной перестройке нуждается существующая практика разработки для обучающихся и преподавателей средств и методов обучения, которые создавались разрозненно, бессистемно и носили функционально-практический характер. Наиболее перспективным путем педагогического обеспечения учебного процесса выступает, на мой взгляд, разработка учебно-методических комплексов, ведь в связи с переходом на новые государственные стандарты возрастает количество часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся. Поэтому возрастает необходимость обеспечить студентов учебно-методическими комплексами.

Учебно-методический комплекс (УМК) – стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых для каждой дисциплины или профессионального модуля (ПМ).

УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины (или ПМ) и предназначен для обеспечения открытости образовательного процесса и доступности любому желающему.

Традиционные УМК по отдельным дисциплинам и ПМ являются частью основной образовательной программы специальности.

Но XXI век ознаменуется веком информационных технологий, поэтому все чаще и чаще звучит понятие электронного УМК.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это программный продукт, создаваемый для учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту цикла процесса обучения, а также содержащий теоретические и практические материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний.

В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине (ЭУМКД) и электронные учебно-методические комплексы по специальности (направлению) (ЭУМКС). Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине.

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие следующей информации, находящийся внутри него:

· каталог лекций;

· лабораторные и практические работы;

· темы самостоятельных работ;

· программы экзаменов и зачетов;

· методические рекомендации;

· списки рекомендуемой литературы.

 Так же в электронный учебно-методический комплекс можно включить материал в презентационной форме, который даст возможность стимулировать предметно-образную память у обучающихся, творческую и познавательную активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес обучаемых к преподаваемому предмету.

Преподавателю предоставляется возможность быстрого и объективного анализа знаний обучающихся, при оценке которых полностью исключается его субъективное отношение к обучающемуся.

Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК в нём также существуют проблемы, которые возникают как при подготовке к занятиям с их применением, так и во время их проведения:

1. Недостаточная компьютерная грамотность некоторых преподавателей, а также обучающихся.

2. Сложности в интеграции в поурочную структуру занятий.

3. Отсутствие доступа к кабинету информатики или Интернету.

4. Недостаточная мотивация к работе у обучающихся и, как следствие, частое их отвлечение на сторонние дела.

Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может быть абсолютно разным, это определяется возможностями и задачами, реализуемыми преподавателем в содержательной части ЭУМК.

Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться обучающимся на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети или в глобальной сети Интернет.

Содержание и структура электронного УМК

В настоящее время ЭУМК разрабатываются во многих учебных заведениях страны. Как правило, такие ЭУМК привязаны к конкретным типовым и даже рабочим программам дисциплин той или иной специальности, конкретным программным платформам. При этом они различаются по структуре, интерфейсам, программным платформам и т.д. ЭУМК, как правило, имеют индивидуальную структуру и интерфейс. Это приводит к дублированию разработок по одноименным или близким дисциплинам учебных планов различных специальностей.

Электронный УМК должен содержать все информационные компоненты, необходимые для изучения той или иной дисциплины или профессионального модуля.

Основные компоненты ЭУМК (они могут варьироваться в зависимости от конкретной учебной дисциплины (или модуля) и конкретной специальности) представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные компоненты ЭУМК

Наименование компонента Описание
1 2
Рабочая программа дисциплины (модуля) Программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта, учитывающая специфику подготовки обучающихся по определенной специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля) для обучающихся Комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих организовать процесс изучения данной дисциплины (модуля). Сюда входят методические указания по изучению курса, по выполнению контрольных, лабораторно-практических, расчетно-графических, курсовых, выпускных квалификационных работ и дипломных работ
Учебные и учебно-методические материалы по следующим видам занятий: лекционные, семинарские, практические Могут быть представлены: конспектами лекций (в том числе – электронными презентациями), электронными учебниками, электронными учебными пособиями, курсами лекций, сборниками упражнений и сборниками задач, сборниками планов семинарских занятий, сборниками описаний лабораторных работ
Учебно-справочные материалы Словари, справочники, государственные законодательные акты, нормативно-методические и нормативно-технические документы, стандарты, регламенты, инструкции, Help к компьютерным программам, руководства пользователей программ и др.
Учебно-наглядные материалы Включают в себя электронные альбомы иллюстраций, атласы, комплекты плакатов, видеофильмы, слайды электронных презентаций, web-документы с иллюстративным материалом,и др.  
1 2
Словарь терминов (или глоссарий) Специальные термины дисциплины (иногда – ключевые слова), содержание которых не очевидно и требует пояснения
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля Примерные темы рефератов, докладов и эссе; контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему учебному курсу (например, вопросы к зачету или к экзамену); сборники контрольных или тестовых заданий, компьютерные программы электронного тестирования для проверки знаний обучающихся на различных этапах обучения

В состав ЭУМК целесообразно включать презентационные материалы для чтения лекционного курса. Формат презентаций должен позволять их модификацию преподавателем, читающим лекционный курс и использующим данный ЭУМК.

Важнейшей составляющей электронного учебного комплекса являются информационные ресурсы, в которых сосредоточена содержательная часть курса. Электронные учебные пособия (учебники и курсы лекций) должны включать в себя мультимедиа файлы.

Мультимедиа рассматривается, как новый вид технических средств обучения, интегрирующий разные виды информации – звуковую, визуальную и обеспечивающий интерактивное взаимодействие с обучаемым. Интересные возможности мультимедиа технологий должны использоваться при создании ЭУМК.

В ЭУМК, по возможности, необходимо применять следующие мультимедиа объекты:

· анимационные ролики и модели;

· видео фрагменты;

· аудио фрагменты.

Активное применение мультимедиа открывает перспективное направление развития современных методов обучения.

Большое значение при обучении имеют умения обучающихся самостоятельно добывать знания из разных источников, систематизировать, анализировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Поэтому в состав ЭУМК целесообразно включать методические рекомендации преподавателя по самостоятельной работе обучающихся.  

Помимо методических рекомендаций, в состав ЭУМК желательно также включать:

· образцы выполнения и оформления лабораторных, курсовых и дипломных работ;

· комплект контрольно-оценочных средств;

· календарно-тематический план;

· рабочую программу;

· наличие ссылок на литературные источники для зачётов и экзаменов.

Важным моментом при создании электронного учебно-методического комплекса является построение его структуры, которая и выполняла бы функции методических рекомендаций для обучающегося по изучению дисциплины (профессионального модуля). При этом структура ЭУМК аналогична реальной последовательности изложения учебного материала – она задает обучающемуся траекторию движения по учебным ресурсам. Учебные материалы группируются в темы.

Если несколько тем могут быть объединены общей идеей, то такие темы объединяются в модуль.

Модуль представляет собой завершенный в логическом плане фрагмент учебного материала. При этом целесообразно начинать изучение модуля с постановки целей и задач модуля, а в конце изучения модуля подводить итоги. Кроме того, в модуль могут быть объединены некоторые фрагменты, относящиеся к входящим в него темам: контрольные вопросы, тесты самоконтроля, список рекомендуемой литературы и др.

Структура электронного УМК предполагает наличие введения и заключения.

Введение к дисциплине (междисциплинарному курсу (МДК)) в целом должно кратко описывать предмет, цели и задачи изучения дисциплины (МДК), ее место в учебном процессе.

Заключение подводит итоги работы с ЭУМК и, возможно, обозначает новые направления движения к знаниям. Введение и заключение должны быть предельно краткими. В то же время не должны быть упущены ключевые моменты материала. С учетом этого можно порекомендовать написать введение к модулю или к ЭУМК в целом уже после завершения работы над ними.

ЭУМК должен в явном виде содержать полное название, информацию об авторе (Фамилия Имя Отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, Е-mail), шифр и название специальности и специализации, название учебной дисциплины (МДК) (или ее (его) раздела), объем часов всего и при очной форме обучения, дату создания и дату последнего обновления и т.д.

Дизайн ЭУМК – важный фактор повышения качества усвоения материала обучающимся. Чтобы работа с компьютером была удобной, пользователь при взаимодействии с ней должен ощущать комфорт.

Исходя из сущности ЭУМК как учебного средства, обеспечивающего полный дидактический цикл обучения в рамках конкретной дисциплины (МДК), можно выделить общую структуру ЭУМК, показанную на Рис. 1.

Комплекс дисциплин, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, достаточно разнообразен. У каждой имеются свои особенности, но в целом представленная на Рис.1 структура ЭУМК может соответствовать любой дисциплине в системе профессионального образования.

 

Рис. 1. Общая структура ЭУМК

Пример графического интерфейса ЭУМК представлен на Рис. 2.

Рис. 2.  Примерный графический интерфейс ЭУМК

Все учебно-методические материалы комплекса могут быть предоставлены обучаемому в электронном виде, либо по сети Интернет, что позволяет адаптировать обучение к дистанционной безбумажной технологии.

Таким образом, использование ЭУМК создает условия и выступает средством для обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов, но ЭУМК не может существовать без электронного учебника. Именно электронный учебник составляет основу комплекса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...