Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Масса головного мозга у новорожденного ребенка относительно больше, чем у взрослого и составляет 350-380 г, т.е. около 10% общей массы. К концу 1-го года она увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза. У 10 летнего ребенка головной мозг весит 1350 г - 1/20 массы тела, у взрослого 1/40-1/50 массы тела.

Количество извилин и борозд больших полушарий мозга у новорожденных такое же, как у взрослого, но они развиты слабо и кора мало дифференцирована.

Клетки головного мозга сохраняют эмбриональный характер строения в первые месяцы жизни. Они имеют большое ядро и мало отростков (дендритов). В клетках пирамидных путей и substantia nigra отсутствует пигмент.

Основная дифференцировка нервных клеток заканчивается к 8 годам, особенно активно она происходит в первые 5-6 месяцев жизни.

Головной мозг новорожденных имеет желатиноподобную консистенцию, а у взрослых он более плотный. Это объясняется тем, что мозг детей содержит больше воды, меньше белков и липидов (цереброзидов). С возрастом их количество увеличивается, а содержание воды уменьшается.

Несмотря на незаконченность развития, кора головного мозга новорожденного способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществлении рефлекторных реакций.

По мере созревания коры, дифференциации ганглиозных клеток и миелинизации нервных волокон развиваются статические функции: ребенок начинает сидеть, стоять, ходить, движения становятся более целенаправленными.

У новорожденных и детей первых лет жизни высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера. Это вызывает повышенную чувствительность тканей головного мозга к действию токсичных веществ, быстро наступает отек мозга.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Оно обеспечивает потребность нервной ткани в кислороде. Причем, эта потребность в 20 раз больше чем у мышц. Диплоические вены образуются только после закрытия родничков (12-18 месяцев). Это создает условия для аккумулирования (накопления) токсических веществ и метаболитов при разных заболеваниях в тканях головного мозга, что способствует более частому возникновению у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

Пирамидные пути не имеют миелиновой оболочки. К 6 мес. завершается миелинизация пирамидных путей. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 3 – 5 лет.

Спинной мозг достаточно развит уже при рождении ребенка, а к 2 годам строение его почти такое же, как у взрослого.

Масса спинного мозга к 5 годам увеличивается в 3 раза, к периоду половой зрелости – в 5 раз. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, он доходит до III поясничного позвонка, а к 4-5годам – до I поясничного.

В спинномозговой жидкости новорожденного несколько повышено содержание белка (0,33-0,8 г/л), клеточных элементов (в 1 мкл 10-15 лимфоцитов) и снижена концентрация сахара (1,7-3,9 ммоль/л). Цвет её желтовато-зеленоватый из-за физиологической ксантохромии, обусловленной проникновением билирубина через гематоэнцефалический барьер.

Вытекает жидкость под слабым давлением.

Вегетативная нервная система ко времени рождения ребенка уже функционирует. Она обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует деятельность внутренних органов, обеспечивает адаптационные реакции. Однако регуляторные функции ВНС у детей первых месяцев жизни легко нарушаются при воздействии неадекватных факторов внешней среды.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста

Возможна двумя способами:

Первый способпо данным анамнеза – необходимо выяснить, в каком возрасте появились следующие навыки (в скобках указаны средние сроки их появления у здоровых детей):

1) моторно-статическое развитие:

- удерживание головы (2 мес.);

- переворачивание со спины на живот (4-5 мес.);

- переворачивание с живота на спину (5-6 мес.);

- самостоятельное сидение (6 мес.);

- зрелое ползание (7-8 мес.);

- стояние с опорой (8-9 мес.);

- стояние самостоятельное (10-11 мес.);

- ходьба с поддержкой за руки (10-11 мес.);

- ходьба самостоятельная (12 мес.);

2) целенаправленная моторная деятельность:

- активное схватывание предметов и примитивные манипуляции с ними (5-6 мес.);

- перекладывание предметов из одной руки в другую, протягивание рук близким, хлопание в ладоши (7-8 мес.);

- примитивная игровая деятельность (9-10 мес.);

- разнообразные манипуляции с предметами, контакт со сверстниками (11-12 мес.);

3) зрительный анализатор:

- фиксация взгляда (2 мес.);

- слежение за яркими предметами (3 мес.);

- внимательное рассматривание предметов (4-5 мес.);

- узнавание знакомых лиц (6-7 мес.);

- наблюдение за взрослыми, реакция на мимику и жесты (9-10 мес.);

- узнавание многих предметов по картинке (11-12 мес.);

4) слуховой анализатор:

- положительная эмоциональная реакция на голос (2-3 мес.);

- узнавание голосов близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);

- понимание обращенной речи (9 мес.);

- выполнение простых словесных инструкций (10 мес.);

5) речь:

- гуление (2 мес.);

- большая протяженность гласных звуков - свирель (4 мес.);

- произношение слогов - лепет (7-8 мес.);

- произношение отдельных слов (9-10 мес.);

- попытки связать два слова во фразу (18-20 мес.);

- многословные фразы, придаточные предложения (3 года);

- длинные фразы, монологи (4-5 лет).

Второй способ оценки нервно-психического развития ребенка по результатам объективного обследования на момент обследования. Например, если ребенку 6 месяцев, то врач оценивает, что умеет делать ребенок на момент осмотра с учетом вышеуказанных направлений деятельности.

Врач оценивает нервно-психическое развитие на первом году жизни ребенка 1 раз в месяц, на 2-3 годах жизни – 1 раз в 3 месяца, в 4-6 лет – 1 раз в 6 месяцев, после 7 лет – 1 раз в год. При каждом осмотре в данном возрасте врач записывает в амбулаторную карту эпикриз развития ребенка за данный период. Интервалы между данными возрастами называют эпикризными сроками.

Отклонения в нервно-психическом развитии ребенка на 1 эпикризный срок является допустимым. Отклонение от 1 до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. Отклонение от 2 до 3 эпикризных сроков расценивается как отставание в развитии. Отклонение более, чем на 3 эпикризных срока расценивается как глубокое отставание в развитии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...