С именем АЛЛАhа Милостивого, Милосердного
Пост в месяц Рамадан
Подготовлено редакцией сайта
Достоинства месяца Рамадан и поста
Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» аль-Бухари 1899, Муслим 1079. Х афи з Ибн Раджаб приведя этот х ади с сказал: “ Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) радовал своих сподвижников наступлением Рамадана. Ученые говорили: «Этот х ади с является основой в дозволенности поздравления людьми друг друга с наступлением месяца Рамадан» ” См. “аль-Лятаиф” 279. Также сообщается от Абу Хурайры, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, шайтаны маариды из числа джиннов заковываются в оковы; и закрываются все без исключения врата Ада; и открываются все без исключения врата Рая, и призовет тогда глашатай: “О, тот, кто стремится к благу, начинай (творить благое)! О, тот, кто стремится ко злу – прекрати!” И есть у АЛЛАhа в этот месяц люди, которые будут освобождены от наказания в Аду, и это освобождение будет происходить каждую ночь Рамадана» [1] ат-Тирми з и 682, Ибн Маджаh 1642, аль- Х аким 1/421. Маариды – это шайтаны из числа джиннов, обладающие сверхсилой. В этом х ади с е указание на то, что заковываются в цепи в Рамадан не все шайтаны, а лишь маариды из их числа, как на это указал имам Ибн Хузайма в своем «Са х и х е» 3/188. Сообщается со слов Ибн ‘Аббаса, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «’ Умра в Рамадане равнозначна Х аджу» аль-Бухари 1863, Муслим 1256. В х ади с е речь идет о том, что награда за ‘Умру совершенную в Рамадане равнозначна Х аджу, но это не означает, что ‘Умра в Рамадане может заменить собой совершение полноценного Х аджа. См. “Шар х Са х и х аль-Бухари” 4/438 имама Ибн Батталя, и “Шар х Са х и х Муслим” 9/285, имама ан-Науауи.
От Абу Са’ида аль-Худри сообщается, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, у АЛЛАhа Всевышнего есть люди, которых Он освобождает от Огня каждый день и ночь Рамадана. И поистине, каждый мусульманин и в ночь, и в день Рамадана получает ответ на свою мольбу!» аль-Баззар. Х ади с достоверный. См. “Са х и х ат-таргъиб” 1002. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) также сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду АЛЛАhа, простятся его прежние грехи» аль-Бухари 38, Муслим 760. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) также сказал: «Совершение пяти обязательных молитв, участие в каждой следующей пятничной м олитве после предыдущей и соблюдение поста от Рамадана к Рамадану, искупают грехи, совершенные между ними, если только не было среди них тяжких грехов » Муслим 233. Большие грехи прощаются только при искреннем покаянии. От Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что посланник АЛЛАhа говорил: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. АЛЛАh Всевышний говорит: «За исключением поста, ибо поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей пищи ради Меня!» Постящегося ждут две радости: одна при разговении его, а другая – при встрече с его Господом. И поистине, запах изо рта постящегося приятнее для АЛЛАhа, чем благоухание мускуса!» Муслим 1151. Всевышний АЛЛАh выделил пост из всех благодеяний по той причине, что в отличие от намаза, милостыни, х аджа и джиhада, в посте меньше всего присутствует показуха. См. “Фат х уль-Бари” 4/107.
Х афи з Ибн ‘Абдуль-БАРР говорил: “ Достаточно слов Всевышнего: «Пост для меня», чтобы указать на достоинство поста и его преимущества над прочими поклонениями! ” См. “Маджалису шаhри Рамадан” 15. Сообщается со слов Сахля, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которые в День воскрешенья будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: “Где соблюдавшие пост?” – и они выйдут вперед, и кроме них не пройдет через эти врата никто. Когда же они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не войдет» аль-Бухари 1896, Муслим 1152. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Пост – это щит, с помощью которого раб АЛЛАhа уберегается от Огня» ат-Табарани в “Кабире”. Х ади с хороший. См. «Са х и х аль-джами’» 3867. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) также сказал: «Тот, кто умер соблюдая пост, войдет в Рай» [2] аль-Баззар. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) также сказал: «Пост и Къур`ан заступаются за раба АЛЛАhа в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Къур`ан говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” - и их заступничества удовлетворяется» [3] А х мад 2/174.
О недопустимости оставления поста Рамадана без причины
Тот, кто поел в светлое время дня Рамадана – ослушался АЛЛАhа и Его посланника (мир ему и благословение АЛЛАhа), и совершил великий грех, за который ему следует принести великое покаяние. Все ученые единогласны во мнении о том, что человек, отказывающийся от соблюдения поста в силу отрицания его обязательности, является неверным, так как в Къур`ане и Сунне имеются прямые указания в пользу обязательности поста. Если же человек не постится по причине лени и нерадения, не имея приемлемого с точки зрения шариата оправдания, но не отрицая обязанности поста, то, по общему мнению всех ученых он является нечестивцем, но не неверным, и ему следует принести великое покаяние и не совершать подобного впредь. См. “Итхаф аhлюль-Ислям би хусусыяти-ссыям” 72.
Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Я слышал, как посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) говорил: «Однажды во сне ко мне пришли двое, и, взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: «Поистине, я не смогу». Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: “Это те, которые разговлялись раньше времени”» [4] ан-Насаи в “Сунануль-кубра” 3273. Если такому суровому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины! Ибн Мас’уд (да будет доволен им АЛЛАh) сказал: “Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины, не сможет возместить его (в полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не встретится с АЛЛАhом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет” Ибн Абу Шейба 9784. Иснад достоверный. Имам а з - З аhаби (да смилуется над ним АЛЛАh) сказал: “У верующих принято считать, что тот, кто без уважительной причины оставил пост месяца Рамадан хуже, чем прелюбодей, сборщик налогов и пьяница. Более того, они сомневаются в его Исляме и считают его еритиком” См. “аль-Кабаир” 78.
Как следует определять начало и конец месяца Рамадан
Наступление Рамадана определяется двумя способами:
1. Обнаружением на небе месяца Рамадана. Если полумесяц замечен в ночь с двадцать девятого на тридцатое ша’бана, то это означает, что наступил месяц Рамадан, в течение которого необходимо соблюдать пост, как сказал Всевышний АЛЛАh: «Кто из вас застанет этот месяц, пусть соблюдает в нем пост» (аль-Бакъара 2: 185).
2. Установлением завершения предшествующего ему месяца ша’бана. Если прошло тридцать дней ша’бана, то тридцать первый день обязательно придется на первый день Рамадана. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» аль-Бухари 1909, Муслим 1081.
Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и конца Рамадана?
Для фиксации видения полумесяца Рамадана необходимо свидетельство одного благочестивого мусульманина. Ибн ‘Умар рассказывал: “ Люди пытались разглядеть молодой месяц, а я сообщил пророку (мир ему и благословение АЛЛАhа) о том, что увидел его. Тогда пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) принял решение поститься и повелел людям сделать то же самое ”[5] Абу Дауд 2342, ад-Дарими 1691, аль- Х аким 1/423. Что же касается окончания месяца Рамадана и видения полумесяца Шаууаля, то для его фиксации должно быть два свидетельства праведных мусульман. Сообщается, что ‘Абдур-РА Х МАН ибн Зайд ибн аль-Хаттаб во время проповеди в день сомнения наступления Рамадана, сказал: “ Поистине, я сидел среди сподвижников посланника АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) и расспрашивал их (о начале поста), а они мне сказали, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь, увидев новую луну, и разговляйтесь, увидев ее, и выполняйте свои религиозные обряды, а если вам невидно луну, то отсчитайте тридцать дней (от предыдущего месяца). И поститесь и разговляйтесь, если засвидетельствовали два свидетеля из числа праведных мусульман» ” А х мад 4/321, ан-Насаи 1/300, ад-Даракъутни 232. Х ади с достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 909. Таким образом нам становится ясно, что начинать и заканчивать пост, люди должны при свидетельстве двух мусульман, увидевших луну, но х ади с Ибн ‘Умара о начале поста делает это исключением, тогда как о завершении поста у нас нет никаких доказательств, что можно ограничиться также одним свидетелем. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/374.
Постится только та страна, которая завидела луну или все страны?
По данному вопросу среди ученых существуют большое разногласие. Одни считают, что на основании видения новой луны должны поститься все мусульмане во всех уголках мира, а другие считают, что поститься должна только та страна, в которой увидели новую луну. Третьи же считали, что должны поститься все страны, с одинаковым географическим положением. При этом все ученые опирались на одни и те же х ади с ы, но разногласили в их понимании.
Однако самым лучшим мнением в этом вопросе является то, что если луна появилась в определенной местности, то пост становится обязательным для всех местностей, у которых общая ночь, поскольку появление полумесяца разнится в географическом отношении. Например, появление полумесяца в Азии выглядит иначе, чем в Европе, а в Африке иначе, чем, скажем, в Америке. В каждом регионе или стране жители сами определяют время наступления поста. Это мнение х анафитов, шафи’итов, х анбалитов и некоторых маликитов. Также этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислям Ибн Таймия. См. “аль-Къауанинуль-фикъhия” 103.
Пост следует начинать и заканчивать с мусульманами своей страны
От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все» [6] ат-Тирми з и 697, Ибн Маджаh 1660. В этом х ади с е содержится опровержение тем, кто считает, что если человек увидел воочию новую луну, но имам не принял его свидетельство, то он должен поститься сам. Имам Абу ‘Иса ат-Тирми з и сказал: “ Некоторые ученые сказали, что смысл этого х ади с а состоит в том, что следует поститься и разговляться вместе с джама’атом (общиной) и большинством людей ” См. «аль-Джами’» 3/311. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “ Человек не должен начинать поститься или заканчивать пост в одиночку, даже если он увидел луну. Он должен поститься и заканчивать пост вместе с людьми, как на это указывает х ади с пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа) ” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/114. Ибн аль-Къайим сказал: “ В этом х ади с е содержится опровержение для людей, говорящих, что тому, кто знает положение луны благодаря астрономическим вычислениям, дозволено поститься и разговляться, даже если другие не знают. Также сказано, что если отдельный человек увидел луну, но судья не принял его свидетельство, он не должен поститься один ” См. “Тахзибу-Ссунан” 3/214. Имам ас-Сан’ани сказал: “ В этом х ади с е содержится доказательство, что пребывание в согласии с людьми – принято в установлении праздника (‘ид), и что отдельный человек, который полагает, что наступил день праздника из-за обнаружения луны, обязан быть в согласии с людьми. Единство людей в отношении праздничной молитвы, завершения поста и жертвоприношения – является обязательным для отдельного человека ” См. “Субулю-Ссалям” 2/72. Это мнение подтверждается и поступками сподвижников. Масрукъ рассказывал: “Я пришел к ‘Аише в день ‘Арафа, и она сказала: “ Дайте Масрукъу каши, и сделайте ее послаще ”. Масрукъ сказал: “ Ничто не удержало бы меня в этот день от поста, если бы я не опасался, что сегодня день Жертвоприношения ”. На это ‘Айша сказала: «День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!»” аль-Бейhакъи. Иснад хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Са х и х а” 1/442. На основании этих аргументов становится ясным ошибочность поступков тех, кто, проживая в Ислямских странах постится не со своей страной. Т.е. если скажем, в Саудовской Аравии была установлена фиксация начала Рамадана, а скажем в Египте или другой Ислямской стране мусульмане не видели луны, то жителю этой страны не следует поститься с Саудовской Аравией, поскольку такой поступок будет противоречием велению пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), сказавшего: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все».
Можно ли опираться на астрономическое вычисление начала и конца Рамадана
Вначале уже было сказано, что наступление и окончание месяца Рамадан в шариате установлено только двумя способами: 1. Зрительной фиксацией луны. 2. И в случае облачности отсчитать 30 дней ша’бана, после чего поститься первый день Рамадана. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) ясно и недвусмысленно сказал: «Поститесь увидев полумесяц, и разговляйтесь увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» аль-Бухари 1909, Муслим 1081. Но множество мусульман в наши дни не обращают внимания на эти слова посланника АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа), и сообщают людям за год вперед начало и конец поста, опираясь на какие-то астрономические вычисления, в то время, когда пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) повелевал поститься и разговляться, завидев новую луну! Ни сподвижники пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), ни праведные предшественники (саляфы) не делали ничего подобного. И такой метод вычисление начала и конца Рамадана является нововведением, которое противоречит единогласному мнению имамов уммы, которые сказали, что наступление и конец поста Рамадана должен определяться только зрительной фиксацией. См. “Бидаятуль-муджтаhид” 1/423, “Хашияту Ибн ‘Абидин” 2/393, “Фат х уль-Бари” 4/159. Многие ученые передали единогласное (иджма’) мнение уммы относительно недозволенности опираться на астрономические вычисления начало и конца поста Рамадана. Х афи з Ибн Х аджар сказал: “ Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста! ” См. “Фат х уль-Бари” 4/147. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “ Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! А тот, кто опирается на это в утверждении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении! ” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/207. Однако некоторые ученые передали, что этому иджма’у противоречил известный таби’ин Мутарриф ибн ‘АбдуЛЛАh аш-Шахир, который якобы дозволял опираться на астрономические вычисления в установлении поста. Однако Х афи з Ибн ‘Абдуль-БАРР сказал: “ То, что передается от Мутаррифа ибн ‘АбдуЛЛАhа, не является достоверным! Но даже если это и было бы достоверным от него, то нельзя этому следовать, по причине ошибочности этого мнения! ” См. “ат-Тамхид” 14/352. То же самое передал и шейхуль-Ислям Ибн Таймия: “ Даже если это достоверно от него, то является ошибкой ученого ” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/182. Также Ибн Рушд в своей книге «Бидаятуль-муджтаhид» 2/557 упоминал, что подобный метод вычисления Рамадана дозволял и имам аш-Шафи’и. Однако это также не достоверно, поскольку в трудах имама аш-Шафи’и нет никаких указаний на это, и известные шафи’итские ученые передавали от него мнение соответствующее иджма'у. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “ Это ложь, возводимая на имама аш-Шафи’и у которой нет основы, более того от аш-Шафи’и передается противоположное этому! ” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/183. Тоже самое говорили Х афи з Ибн ‘Абдуль-БАРР, къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби и Х афи з Ибн Х аджар. См. “ат-Тамхид” 14/354, “А х камуль-Къур`ан” 1/82, “Фат х уль-Бари” 4/146. Таким образом, нам становится ясно истинность единогласного мнения в этом вопросе, а то, что противоречит этому, не имеет никакой основы. Но даже если и подтвердилось бы, что кто-то из имамов дозволял астрономическое вычисление начала и конца Рамадана, то это не указывало бы на дозволенность подобного поступка. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “ Шариатское доказательство – это Къур`ан, Сунна и единогласное мнение (иджма’)! А что касается обычаев некоторых городов, или даже большинства, или же слов большинства ученых или просто поклоняющихся и т.п. то ничего из этого не может противопоставляться словам посланника АЛЛАhа! ” См. “аль-Икътида” 1/270. Имам Ибн Къудама говорил: “ Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост недействителен, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)! Дело в том, что такой метод вычисления поста не является шариатским доводом, на который дозволено опираться, и наличие такого способа все равно, что его нет. А пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», а в другом х ади с е сказал: «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!» ” См. “аль-Мугъни” 3/9. Имам аль-Хараши сказал: “ Пост не утверждается на основании слов астронома. Шариат утвердил пост только на основании видения луны, или свидетельстве тех, кто ее видел или по завершению месяца ша’бан. И шариат не сообщил о том, что свыше этого. Поэтому если астроном скажет, что месяц закончился или начался, то на его слова и его вычисления нельзя опираться, независимо от того доверяет ли ему сердце или нет! ” См. “Шар х мухтасар Халиль” 2/237. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) указал на метод вычисления наступления и завершения поста, а это зрительная фиксация, которой могут воспользоваться все без исключения. И он не постановил такого астрономического установления для установления поста, поскольку этим знанием располагают лишь единицы. Следует также отметить, что речь идет именно об астрономическом вычислении наступлении и завершения поста, а не использовании каких-либо приборов для обнаружения луны.
Что делать, если мусульманин проживает в стране неверных, в которой начало и конец поста определяют согласно астрономическим вычислениям
Выше мы рассматривали, что мусульманин обязан начинать и заканчивать пост со всеми или же большинством жителей своей страны, о чем сказано в х ади с е: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все» [7] ат-Тирми з и 697, Ибн Маджаh 1660. И также мы рассмотрели вопрос, что наступление и завершение поста не дозволено устанавливать на основании астрономических вычислений, основанием чему служат ясные веления пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа): «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!» Однако возникает вопрос: Что делать, если например, мусульманин проживает не в Ислямской стране и в ней не опираются на зрительную фиксацию луны? Поститься с большинством, которые постятся в подобных странах на основании календарей, составленных в соответствии с астрономическими вычислениями, или же опираться на Ислямскую страну, которая постится на основании зрительной фиксации? Задали вопрос на сайте шейха аль-Мунаджида: «Я проживаю в Голландии и люди стали разногласить в наступлении первого дня Рамадана. Среди них были те, кто начал поститься вместе с Египтом и те, кто ждал объявление канала аль-Джазира. Что является правильным в этом?» Ответ: “ Во-первых, наступление поста не устанавливается кроме как зрительной фиксацией месяца, как говорил пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа): «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц» аль-Бухари 1909, Муслим 1081. И нет смысла обращаться к астрономическим вычислениям. Во-вторых, если у мусульман, проживающих не в Ислямских странах, если некая шариатская организация, к которой они обращаются и которая опирается на шариатский способ в вычислении наступления и завершения поста, то ученые Постоянного комитета дали фатуа, что подобная организация имеет для них статус шариатского правительства и им следует следовать за ними в вопросе начала и конца Рамадана. Однако если у них нет подобной организации, то нет на них греха, если они последуют стране, которой доверяют, которая устанавливает Рамадан на основании шариата, а не астрономических вычислений ”. Они также отвечали: “Если мусульманин проживает в стране неверных, или же в стране, которая играет с вопросом наступления и завершения поста в соответствии со своими страстями, то нет проблем, если он последует стране, которая руководствуется установлениями шариата! ” Их также спросили: "Мы проживаем в Германии, и проблема в том, что имам одной мечети говорит: «Мы скоро начнем пост вместе с Саудовской Аравией», а в другой мечети говорят: «Мы будет поститься вместе с Ислямской организацией в Европе» Что вы скажите об этом?" Ответ: “ Если эта Ислямская организация Европы опирается на зрительную фиксацию наступления Рамадана, то правильнее и предпочтительнее следовать за ней в наступлении и завершении поста! ”См. подробней вопросы "Суаль уа джауаб" № 1602, 1248, 1226, 12600, 50522. Спросили шейха Ибн База относительно того, кто проживает в Испании, но начинает и заканчивает пост вместе с Меккой и Мединой. Он ответил: “ Что касается вашего поста и разговления в Рамадан вместе с нами по причине того, что вы проживаете в Испании, то нет в этом никаких проблем. Пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями». Это общее обращение ко всей общине, и два города как Мекка и Медина больше заслуживают следованию им, чем другие страны, пусть АЛЛАh прибавит им усердие и прямой путь. Причина этому то, что вы находитесь в стране, в которой не живут по Исляму! ” См. “Фатауа Ибн Баз” 15/105. Подводя итог, следует отметить, что если мусульмане проживают в стране, в которой скажем Духовное управление опирается на астрономические вычисления и за месяц вперед сообщают о наступлении поста, то не следует следовать им в этом. Выше были приведены слова имама Ибн Къудамы: “ Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост не действительный, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)! ” Причина этого поступка с их стороны зачастую связана с соглашением этого вопроса с правительством, поскольку нужно объявить выходной и т.д. это, конечно же, относится к игре с установлениями шариата. В подобной ситуации мусульманин должен следовать Ислямской стране, которая вычисляет наступление поста на основании зрительной фиксации. Но если то самое духовное управление опирается в наступлении поста на зрительную фиксацию и ей в этом вопросе следует большинство мусульман этой страны, то следует поститься вместе с ними. Также если они опираются в начале поста на какую-либо Ислямскую страну, скажем на Египет, то следует начинать пост с ними, а не опираться, скажем, на Саудовскую Аравию, чтобы следовать велению пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа): «Поститесь тогда, когда постятся все». Так можно объединить существующие мнения по данному вопросу. Тут необходимо указать на мнение шейха аль-Альбани, который считал, что в Ислямских странах пост следует держать в соответствии с ее жителями, даже если эта страна опирается в установлении поста на астрономические вычисления. Он считал, что в этом сплоченность уммы, и приводил в пример, что бывают случаи, как отец и сын, сидя в одном доме держат пост по-разному, так как сын поститься по Саудии, а отец по своей стране. Он также говорил, что изначально пост должны соблюдать мусульмане всего мира на основании одной зрительной фиксации, в чем заключается единство и веление пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), обращенное ко всем: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», однако этого не происходит. И по этой причине следует выбирать из двух зол наименьшее, а это поститься со своей страной, даже если она опирается на астрономическое вычисление. Об этом шейх не раз говорил в «Сильсилятуль-hуда уа-ннур» № 403, 698. Но мы[8] не знаем можно ли распространить его мнение и на страны неверных, в которых проживают мусульмане. Мы упомянули это мнение уважаемого шейха справедливости ради, но мы следуем в этом вопросе мнению Ляджны, тем более высказывания имамов относительно того, что просто-напросто, пост, основанный на астрономическом вычислении недействителен сам по себе, даже если это было верным вычислением, весьма пугает. Да и потом, в вопросе: обязаны ли поститься все страны на основании видения луны в одной стране или же постится только та страна, в которой заметили луну, есть приемлемое разногласие и сильное как с одной, так и с другой стороны, чего не скажешь о вопросе установления поста в соответствии с астрономическими вычислениями.
Условия и столпы поста
1. Исповедание Исляма Исповедание Исляма – это важнейшее условие, которое лежит в основе принятия всех деяний. Всевышний АЛЛАh сказал: «Деяния того, кто откажется уверовать, окажутся тщетными, а в Последней жизни он будет среди потерпевших урон» (аль-Маида 5: 5). Великий и Всемогущий АЛЛАh также сказал: «Тебе (о, Му х аммад) и твоим предшественникам было внушено: “Если придашь ты сотоварищей (АЛЛАhу), то тщетными станут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”» (аз-Зумар 39: 65).
2. Воздержание Воздержание от всего, что нарушает пост в виде приема пищи, жидкости, совокупления, является условием поста. См. “Тухфатуль-фукъаhа” 1/537.
3. Время Речь идет о соблюдении поста от рассвета до заката солнца. Всевышний АЛЛАh сказал: «...а затем поститесь до ночи» (аль-Бакъара 2: 187).
4. Намерение От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести» аль-Бухари 1, Муслим 1907. Этот великий х ади с указывает на то, что любое деяние, которое совершается не ради АЛЛАhа, является не состоятельным, и что совершающий деяние не искренне, не приобретет ничего благого ни в мире этом, ни в мире ином. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “ Слова пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа): «Поистине, дела оцениваются только по намерениям» указывают на все виды деяний, и нет в этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или добровольным ” См. “аль-Аусат” 1/371.
5. Наличие способности поститься Речь идет о наличие здоровья для соблюдения поста, а также очищение от месячных и послеродового кровотечения. См. “Хашия ад-Дусукъи” 1/509. О намерении для поста
Мусульманин при соблюдении поста должен иметь намерение подчиниться велению АЛЛАhа Всемогущего и приблизиться к Нему. И пост тех, кто постится только из-за того, что он хорошо влияет на здоровье, или постится из-за того, что все начали поститься, или для того, чтобы его похвалили люди, является недействительным. Мало того, что их пост не примется, те, кто постился из-за показухи будут за это еще наказаны. Посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Тот, кто постился, проявляя показуху, совершил многобожие» А х мад 4/126 Х ади с хороший. Также от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им АЛЛАh) сообщается, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, АЛЛАh из деяний принимает только те, которые совершаются искренне, в стремлении приблизиться к Его лику!» [9] ан-Насаи 3140.
Когда следует утверждать намерение для поста
Для того чтобы пост был правильным, необходимо до наступления рассвета, каждую ночь Рамадана, укреплять в своей душе намерение поститься, и это самое сильное мнение, поскольку опирается на достоверные х ади с ы. От Хафсы (да будет доволен ею АЛЛАh), жены пророка (мир ему и благословение АЛЛАhа), сообщается, что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Нет поста у того, кто не утвердил до рассвета в своей душе намерение поститься» [10] Абу Давуд, Ибн Маджаh, ат-Тирми з и, ан-Насаи. Тоже самое говорили ‘Аиша и Ибн ‘Умар. Малик 1/288, ад-Даракъутни 2/172. Оба иснада являются достоверными. Имам аль-Багъауи сказал: “ Этот х ади с указывает на то, о чем говорят большинство ученых (утвердить намерение поста до рассвета), поскольку каждодневный пост является отдельным поклонением, требующим своего намерения ” См. “Шар х у-Ссунна” 3/476. См. также “Раддуль-мухтар” 2/87, и “Шар х уль-кабир” 1/521. Имам Ибн Хузайма сказал: “ Обязательно утверждать намерение на пост ночью, за исключением добровольного поста ” См. “Са х и х Ибн Хузайма” 3/198. Шейх Сыддыкъ Х асан Хан сказал: “ Обязательным является утверждать намерение на каждый день ” См. “Раудату-надийя” 1/539.
О посте того, кто не утвердил намерение до наступления рассвета по причине
Если человек проспал, не знал или забыл утвердить намерение до рассвета, то его пост действителен, поскольку пророк (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Поистине, АЛЛАh простит моей общины ради меня то, что они сделают по ошибке и забывчивости, а также то, к чему их будут принуждать» [11] Ибн Маджаh 2045, аль-Бейhакъи 7/356, ат-Та х ауи 2/56.
Как следует утверждать намерение
Намерение это деятельность сердца, и оно может быть изъявлено в любой момент ночи, даже если это произошло непосредственно перед утром. Имам ан-Науауи сказал: “ Пост недействителен, кроме как с намерением, а место намерения – сердце! ” См. “Раудату-тталибин” 2/350. Что же касается произнесения намерения вслух, как это делают многие люди, то это является нововведением, ибо подобного не совершал ни пророк, ни его сподвижники, ни кто-либо из имамов. Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “ Произнесение намерения вслух – это нововведение (бид’а), и любой, кто знает, что завтра будет один из дней Рамадана и желает поститься, обязан утвердить намерение ” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/215.
О том, что нарушает пост
1. Намеренное принятие пищи Всевышний АЛЛАh сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакъара 2: 187). Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “ Нет никаких разногласий в том, что намеренное принятие еды и питья нарушают пост ” См. “Задуль-ма’ад” 2/60. Поевший намеренно в светлое время дня в Рамадане, совершил великий грех, за который ему необходимо принести великое покаяние. Большинство ученых (джумхур) также сказали, что если человек сознательно проглотил еду, застрявшую между зубов, то его пост становится недействительным. Имам Ибн Къудама сказал: “ Положение того, у кого между зубов осталась еда, делится на два вида: Если проглочен очень маленький кусочек еды и не возможно было его выплюнуть, то пост не нарушается, ибо это подобно слюне. Ибн аль-Мунзир говорил, что ученые в этом единогласны. Второй вид – это когда между зубов остался большой кусочек еды, который можно выплюнуть. И если он проглотит это кусок сознательно, то его пост нарушен, по мнению большинства ученых, поскольку это равнозначно еде ” См. “аль-Мугъни” 3/260. К этому также относятся и питательные уколы. Курение также нарушает пост, более того является нарушением поста с помощью запретного. См. “Фатауа ислямия” 2/183.
2. Совокупление в светлое время дня Рамадана В х ади с е сказано: «Поистине, половой акт нарушает пост» См. «Са х и х Ибн Хузайма» 3/242. Тот кто, намеренно, совершил половой акт в Рамадане во время поста так, что сошлись два половых органа, и ввел головку в половой орган или анальное отверстие (что является запретным не только в Рамадан), нарушил свой пост. И нет разницы, было семяизвержение или не было. Такой человек должен покаяться, продолжить пост в этот день, затем восполнить этот день и совершить тяжкое искупление. Относительного того, что совокупление в светлое время Рамадана нарушает пост, нет никаких разногласий среди ученых. См. “ад-Дараруль-мудыя” 2/22. Запрет на совокупление снимается после захода солнца. Всевышний АЛЛАh сказал: «Дозволено вам в ночь поста близость с вашими женами. Ведь ваши жены одеяние для вас, а вы одеяние для них» (аль-Бакъара 2: 187).
3. Намеренный вызов рвоты Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им АЛЛАh), что посланник АЛЛАhа (мир ему и благословение АЛЛАhа) сказал: «Если рвота наступила неп ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|