Потенциал дополнительного образования в становлении экологической культуры подрастающего поколения.
Мельник Н.Б., к.ф.н. (УрГУ) Современный мир динамичен и парадоксален, полон противоречий и являет удивительные образцы гармонии и целостности, деструкции и распада. Многие исследователи, художники и специалисты в различных областях деятельности – от политики до производства – обозначают наше время как период переоценки ценностей, трансформации многих сфер жизни. Несмотря на различие позиций, ни у кого не возникает сомнения в том, что современное общество обладает яркими признаками кризиса. Широко и бурно обсуждают кризис духовности, социально-экономический, политический, экологический, демографический кризис (в различных вариантах – от старения нации и депопуляции до демографического взрыва), энергетический и, наконец, финансовый кризис. Одними из первых обратили внимание на разработку стратегии выхода из кризиса, как стратегии выживания, экологи. Социальные концепции биосферы и модели социально-экологического развития общества были ориентированы на будущее. И уже в 70-х гг. прошлого века и научная общественность, и политическая элита определили образование как магистральный путь выхода из экологического кризиса. Эта идея о приоритетности образования в ситуации экологического кризиса получила официальный статус как направление развития человечества на конференции ООН в Рио-де-Женейро в 1972 г. Однако такое решение потребовало разработки системы экологического образования не только на уровне социальных институтов, но и как полноценной педагогической системы. На наш взгляд, это предполагает разработку всех элементов педагогического процесса в их функциональной, ценностной и информационной взаимосвязи. И прежде всего, встала задача определения цели современного экологического образования. История экологического образования включает разработку и интерпретацию в качестве цели экологического образования экологическую грамотность, экологическую просвещенность, развитое чувство природы, любовь к природе, экологическая ответственность, экологическая компетентность.
Нам представляется, что в основе целеполагания в области экологического образования должно лежать понятие «экологическая культура (ЭК)». Эта интегральная характеристика как общества в целом, так и определенной социальной группы и даже отдельной личности. Такая внемасштабность облегчает перевод широкой социальной проблемы в профессионально-педагогическую. В этом контексте проблема экологического кризиса представляется как проблема ЭК общества в конкретный период существования. Сущность ее заключается в неадекватности ЭК общества условиям окружающей среды и проявляется в неустойчивости господствующего типа антропоэкосистемы. Выход из экологического кризиса в этом случае может означать выработку в обществе иного (нового, более адекватного среде, т.е. адаптивного) уровня и характера экологической культуры. Задача образования – в передаче этой культуры новому поколению, привитию ему не отдельных элементов знаний, умений и навыков, а окультуривание, сохраняющее целостность личности и поддерживающее динамическое равновесие между природой и обществом. В прошлом тысячелетии понятие ЭК имело конкретно-историческое звучание. ЭК понималась лишь как особая стадия развития отношений между природой и обществом и определялась как «экологическая образованность, сознательное отношение к природе, практическое участие в улучшении природопользования» (Е.В. Никифорова) или «использование окружающей природной среды на основе познания естественных законов развития природы с учетом ближайших и отдаленных последствий изменения природной среды под влиянием человеческой деятельности» (В.В. Петров).
Эта точка зрения заставляет признать отсутствие ЭК у всех предыдущих поколений и считать ее лишь ожидаемым и желаемым состоянием культуры. Но очевидное разнообразие типов и стилей взаимодействия с природой в различных культурах и в разные исторические периоды c необходимостью приводит к неоценочному, внеисторическому и внегеогрефическому пониманию термина «экологическая культура». ЭК как аспект общей культуры, отражающий характер взаимодействия с природой присущ всем историческим типам обществ, т.е. экологическая культура была, есть и будет у всех племен, народов, государств во все времена. Можно говорить об ЭК в архаическом обществе, в Древней Греции, равно как и ЭК современного общества или общества будущего. Под экологической культурой мы понимаем способ и характер взаимодействия человека (общества) с окружающей природной средой, включающий конкретный уровень и характер экологических знаний, экологических ценностей и практику (технологии и принципы) природопользования. ЭК как способ взаимодействия человека (общества) и окружающей природной среды, способ природопользования включает следующие компоненты (по А.А. Маслееву): 1. духовно-теоретический – совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе (экологическое знание); экологические знаки и символы; 2. духовно-практический – установки и ценностные ориентации, в свете которых воспринимается и оценивается природа (экологические ценности), а в результате конструируется поведение относительно природы; отношения к природе, обществу и человеку; нормативные запреты и предписания, регулирующие взаимодействие человека с природой; 3. материально-практический – совокупность реальных стратегий и технологий взаимодействия с природой, природопользования и природосбережения; обряды и обычаи, посредством которых оформляются соответствующие действия относительно природы; социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется взаимодействие в системе «человек-природа».
Такой подход к понятию «экологическая культура» позволяет рассматривать исторические типы ЭК – от экологической культуры психологической включенности и физической зависимости от природы в архаическую эпоху к антропоцентризму и природопокорительству Нового времени. Становление нового типа ЭК – это процесс трансформации культуры индустриального прошлого в культуру глобалистики, становление нового измерения человеческого бытия. Но любой тип ЭК ориентирован на сохранение целостности в системе «общество – природа». В рамках этого подхода можно говорить об ЭК общества в целом, экологической культуре каких-либо социальных групп и экологической культуре конкретной личности в частности. Предложенная структура ЭК в индивидуально-личностном масштабе соотносима со структурой личности, включающей: 1. информационно-интеллектуальную сферу (экологические знания), 2. эмоционально-ценностную сферу (экологические ценностные ориентации), 3. деятельностно-волевую сферу (экологическая деятельность). Такое соответствие структуры ЭК общества элементам ЭК личности закладывает основу эффективного педагогического воздействия при формировании экологической культуры и определяет структуру содержания экологического образования. Экологическая культура и создание системы её становления является целью национальной экологической политики в сфере образования. В современной России решение этого комплекса проблем рассматривается через призму партнерства и сотрудничества власти, бизнеса и общества. Это отражено в содержании отраслей ведомственного права и, в частности, образовательного права. Для нравственного развития особое значение имеет духовно-практический компонент ЭК, который на индивидуально-личностном уровне проявляется в эмоционально-ценностной сфере личности. Собственно и суть нравственного воспитания заключается в развитии у человека заданной системы ценностей, определении его нравов, формировании определенного отношения к миру и его проявлениям. Нам представляется, что в структуре ЭК экологические ценности являются системообразующим элементом. То или иное отношение задает избирательность восприятия и активно влияет на информационно-интеллектуальную сферу. В то же время именно отношение ориентирует человека в разнообразии вариантов деятельности, великом множестве возможных поступков, помогая осуществить выбор, а значит предпочесть тот или иной характер деятельности, поступить так или иначе. Достаточно сравнить системы экологических ценностей разных эпох, чтобы понять значение ценностных ориентиров на конкретную практику жизни, технологии природопользования, характер культуры.
Современный этап развития ЭК получил название антропоцентрического. Антропоцентрическая культура дала всплеск общественного развития, но к настоящему моменту исчерпала себя. Она не позволяет адаптироваться человечеству в новой реальности, им же самим и созданной. Необходимо создание новой ЭК, что предполагает выработку иной системы экологических ценностей. Миссия образования – передать эти ценности, а точнее – обеспечить их становление у подрастающего поколения. Сегодня в педагогике определены следующие механизмы, позволяющие целенаправленно воздействовать на развитие у человека системы ценностей: - внушение (провозглашение ценности с демонстрацией уверенности в их неоспоримости и обязательности, использование в контексте образования пословиц и поговорок, утверждающих ту или иную ценность); Экологические ценности природосбережения и природоохраны прививаются провозглашением лозунгов «Уходя, гаси свет!», «Люби и охраняй родную природу!», «Люби и изучай родной край!», «Береги лес от пожара!», «Не загрязняй окружающую среду!», «Заботься о братьях наших меньших!», «Сохраним нашу планету для будущих поколений!» и т.д. Пословицы и поговорки, хранящиеся сегодня не столько в народной памяти, сколько в специальных изданиях, отражают теоцентрическое мировоззрение их коллективного автора: «Господь повелел от земли кормиться», «Без хозяина земля круглая сирота», «Бог не даст, и земля не родит», «Бог народит, так и счастье наделит», «Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь», «Даст Бог дождь, уродится и рожь», «Мать Божья, подавай дождя на наш ячмень, на барский хмель», «Бог вымочит, Бог и высушит» (из словаря Даля). - убеждение (использование аргументов, рациональное подтверждение той или иной ценностной установки); Для привития отношения к живому как уникальному на уроках биологии дети получают знание об изменчивости, как имманентном свойстве живой материи, что делает живые существа уникальными по определению. Самоценность живого аргументируется через понятие «экосистема», в рамках которой значимость живого определяется не хозяйственным значением, а включенностью в общий круговорот природы и относительной незаменимостью. Зачастую природосберегающая деятельность аргументируется необходимостью, простым хозяйским расчетом, именно поэтому экологически целесообразной признается рациональная деятельность («рациональное природопользование»). - эмоциональное заражение (эмоциональное проявление отношения к определенным явлениям, эмоциональное выражение ценностной ориентации); Эмоциональное состояние человека может быть очень заразительным. Эмоционально-позитивное отношение к одним объектам и явлениям, например, восхищение разнообразием и красотой жизни, и негативное – к другим, например, возмущение издевательствами над животными или засорением ландшафтов, индуцируется в других. Воспитанники начинают разделять переживаемые педагогом эмоции, подключаясь к его восхищению или возмущению. - поощрение (позитивная оценка того, что соответствует определенной ценностной установке); Поощряя какое-либо действие, педагог демонстрирует, дает понять, что оно находится в области допустимых и значимых, тем самым стимулируя и в дальнейшем поступать именно так. - наказание (негативная оценка того, что не соответствует определенной ценностной установке); Наказывая за поступок, педагог тем самым определяет границу допустимого, демонстрирует некую социальную норму, ограничивая в подобных поступках. Однако, как показали исследования, этот механизм гораздо менее эффективен предыдущего. - демонстрация (воплощение в деятельности той или иной ценности, проявление этой ценности через деятельность); Демонстрация действия гораздо более действенна, чем призыв к нему еще и потому, что делает это действие доступным и понятным. Действовать по образцу намного проще. Когда педагог сам делает именно так, как требует от других, это имеет непосредственный педагогический эффект. Когда педагог заботится о растениях в своем кабинете, это является воплощением его отношения к живому, ранимому и уникальному, требующему заботы и внимания, радующему и волнующему, позволяющему человеку проявить умение и доброту, знание и волю. - приобщение к деятельности (привлечение к деятельности, воплощающей в себе ту или иную ценность). Совместная деятельность – древнейший и безотказный механизм передачи ценностей. Им пользовались еще древние люди, привлекая детей в разнообразным видам деятельности, в процессе которого усваивались не только технологии, не только передавались знания, но и складывалась система ценностей. Когда дети пересаживают цветы, а педагог отстраняется под каким-либо предлогом от этой деятельности, тем самым он передает оценку этой «грязной и нудной» работе. Система основного образования при выполнении важнейших задач образования, тем не менее, использует далеко не все механизмы педагогического воздействия на систему ценностей. Так, наиболее всего педагогами общего образования востребованы внушение, убеждение, поощрение и наказание. При существующей системе оценивания наказание становится тотальным, поскольку даже «4» интерпретируется как недостаточность, неполнота, ущербность. Фактически снижение оценки является формой наказания и зачастую именно так воспринимается учащимися. Кроме того, поощрение и наказание применяются в основном к учебной деятельности, а деятельность, связанная с взаимодействием с природой остается без педагогического патронажа, а значит и не оценивается, не поощряется и не наказывается. Все это объяснимо самой системой общего образования, построенной на принципах фронтальности, классно-урочной организации учебного процесса и строгой детерминированности содержания образования. Система же дополнительного образования (ДО) имеет гораздо больший потенциал в контексте нравственного воспитания. Это, во-первых, определено более широким, свободным и жестко не регламентированным содержанием. Речь не идет об анархии в содержании. В соответствии с Законом об образовании ДО реализуется также в рамках образовательных программ, но содержание этих программ не ограничено стандартом. Более того, свободное проектирование этого содержание может позволить ДО выполнять компенсаторную функцию (компенсировать проблемы личностного развития ребенка и компенсировать пробелы в выполнении социального заказа общества, например, по созиданию новой системы экологических ценностей у растущего поколения). Во-вторых, над ДО не довлеет классно-урочная форма проведения занятий. Именно это позволяет увеличить в содержании образования деятельностный компонент. Мы имеет ввиду не деятельностный подход к обучению, в рамках которого обучение осуществляется через деятельность, а именно - учебную деятельность. ДО имеет возможность использовать и организовывать реальную деятельность, например, экологического характера. Само участие в такой деятельности «заражает» ребенка определенной ценностью. Экологические проекты «Чистая Чусовая», «Родники», «Малые реки России» привлекли множество участников, дав им возможность не только реального улучшения экологической обстановки, но и становления определенных экологических ценностей. В-третьих, система ДО предполагает более свободный характер общения между педагогом и воспитанниками. Совместное переживание – со-переживание, со-чувствование, со-общение, со-действие дает возможность педагогу продемонстрировать собственное отношение, собственную систему ценностей и (при условии авторитета и доверительности отношений) использовать механизм эмоционального заражения для приобщения ребенку к собственным ценностям. Так, в дополнительном экологическом образовании весьма эффективными являются достаточно традиционные формы, такие как походы, живые уголки, экскурсии, экологические акции («Экоград», «Новогодняя елка»….). В них происходит удивительное и педагогически оправданное сочетание осваиваемого участниками экологического знания, конкретной экологически целесообразной деятельности и глубоких и ярких переживаний. Все это развивает субъектное отношение к живому как уникальному и самоценному, к природе как универсальной ценности, к человеку как части природы и ответственному за ее дальнейшее развитие, к человеческой деятельности как мощному инструменту преобразования окружающей среды, который может привести как к экологической катастрофе, так и к состоянию экологической гармонии. Но эти потенциалы ДО открываются только при определенных условиях. Если педагог сам не обладает экологическими ценностными ориентирами, которые пытается передать в педагогическом процессе, вряд ли его ждет успех. Сложность в том, что педагоги принадлежат тому поколению, чьи экологические ценности устарели. Значит, в ДО должны работать «перспективные» педагоги, т.е. «люди будущего». Но есть и другой выход, педагоги могут проектировать себя в учебном процессе. Недаром, мудрые считают, что воспитание – это, прежде всего, самовоспитание. Другим условием раскрытия потенциала ДО в нравственном воспитании является высокий профессионализм педагогов, проявляющийся во владении особыми технологиями воспитания и обучения. Диалоговые технологии, приемы арт-образования, технологии педагогической фасилитации, безотметочное образование, например, позволяют установить доверительные отношения, создать основания для эмоционально-позитивного общения, что является необходимым для передачи системы ценностей, для нравственного воспитания человека. Следует признать, что система дополнительного образования имеет высокий потенциал в становлении экологической нравственности посредством совместного проектирования, содействия, сопереживания в реальных ситуациях непосредственного общения с природой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|