Истина, заблуждение, ложь, критерии истины
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Особенности научного познания Следует различать обыденное и научное познание, так как не все знания, которые соответствуют действительности, носят научный характер. Наряду с научными истинами существуют истины, принадлежащие обыденному знанию. Каковы особенности научного познания в сравнению с обыденным? Во-первых, обыденное познание ориентировано на то, чтобы его результаты позволяли сделать более эффективной каждодневную жизнедеятельность людей. Поэтому не случайно эти знания называют практическими знаниями. Они регламентируют различные сферы человеческой жизнедеятельности: сохранение здоровья (народная медицина), организацию хозяйственной деятельности (практический опыт обработки земли, растениеводства и т. п.). Научное познание возникает также из потребностей практики. Однако научное познание ориентировано и на долгосрочную перспективу. Наука не ограничивается изучением тех объектов, которые могут быть освоены в практике соответствующего исторического периода. В частности, идеи второй научной революции (конец ХIХ – начало ХХ века) нашли практическое воплощение спустя несколько десятилетий, во второй половине ХХ века. Во-вторых, обыденное познание ориентировано на описание явлений, в то время как научное познание имеет целью выявление закономерностей. Наука ставит своей целью объяснить законы, в соответствии с которыми объекты могут быть преобразованы в процессе человеческой жизнедеятельности. В-третьих, обыденное познание оперирует знаниями (сведениями, верованиями и др.), истинность которых проверяется наличной практикой, т. е. массовым практическим опытом. Научное познание лишь в небольшой степени может опереться на наличную практику, оно нуждается в научном эксперименте.
В-четвёртых, научное познание не может осуществляться только средствами обыденного языка и методов каждодневной практической деятельности. Научное познание предполагает разработку и использование специализированных методов и средств познания. В-пятых, субъект обыденного познания формируется в процессе социализации человека. Субъект научного познания требует специальной подготовки, позволяющей вести освоение методов и средств научного познания. Подготовка субъекта научного познания требует также усвоения им моральных ценностей: установки на необходимость постижения истины, запрета на искажение истины во имя каких-либо целей и др.
Понятия «преднаука», «наука», «вненаучное знание» Преднаука. В развитии научного знания выделяют две ступени – преднауку и науку. Отдельные элементы научного знания начали складываться в древних обществах (Египет, Китай, Индия и др.). На этом этапе познавательная деятельность, называемая преднаукой, была включена в непосредственную практическую деятельность. Числа и геометрические фигуры рассматривались как прообразы предметов. Примером преднаучных знаний являются геометрические знания древних египтян: первые геометрические фигуры, построенные ими, являлись моделями земельных участков. По мере развития познания и практики наряду с этим способом построения знаний формируется новый, который называют собственно «наука». Это произошло в VI веке до н. э. в Древней Греции. Формирование науки связано с формированием принципов построения теоретического знания. Этот процесс прежде всего происходил в математике. Античные математики, разрабатывая новые теоретические принципы, сделали многое в систематизации математических знаний, полученных в древних цивилизациях. Формирование математики связано с рассмотрением геометрических фигур и чисел как относительно самостоятельных математических объектов, на базе которых строятся новые математические объекты (В этом смысле значительный шаг в развитии математики был сделан благодаря открытию отрицательных чисел, когда на них начали распространять операции, производимые с положительными числами). Итак, становление собственно науки в отличие от преднауки связано с принципиально новым способом построения теоретического знания, которое строится как бы «сверху»: от моделей-гипотез – к достоверному знанию и от него – к практике.
Наука Непосредственными целями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов действительности. Наука – это особая сфера познавательной деятельности, направленная на выработку, теоретическую систематизацию и обоснование объективных знаний о мире. Как было уже отмечено, формирование науки в собственном смысле связано со становлением математики. Вслед за математикой происходит становление естественных наук, затем – технических наук (как знаний, устанавливающих связь между естественными науками и производством), а позднее и становление социально-гуманитарных наук. Научные дисциплины, которые в своей совокупности образуют науку, можно подразделить по предмету исследования на науки естественные, общественные (гуманитарные и социально-экономические), технические. По своему непосредственному отношению к практике науку подразделяют на две больших отрасли: фундаментальные науки и прикладные. Задачей фундаментальных наук является изучение законов природы, общества, мышления безотносительно к их возможному практическому использованию. Поэтому фундаментальные науки опережают в своём развитии науки прикладные. Прикладные науки имеют своей целью использование результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных проблем, но и социально-практических. Одной из важных проблем гносеологии является исследование особенностей гуманитарного знания (гуманитарных наук). Начиная с середины XIX века, появились попытки отстоять своеобразие гуманитарных наук, которые также обладают теоретичностью и достоверностью. В этой связи особенно значима роль философов неокантианской школы. В. Виндельбанд (1848–1915), заложивший основы юго-западной (баденской) неокантианской школы, сформулировал положение о различии идеографических и номотетических наук. Номотетические науки – это науки о природе, которые выявляют общие, повторяющиеся свойства природных явлений. Поэтому номотетические науки – физика, химия, биология и др. формулируют законы и соответствующие им общие понятия. Идеграфические науки – это науки о духе, описывающие неповторимые события человеческой жизни фактов истории, произведения искусства, социальные институты и т.д. Исходя из этого науки о природе – науки о законах, науки о духе – это науки о событиях. Согласно Дильтею, в основе гуманитарного знания находится сама жизнь, изучение которой нуждается в особом
Объяснение как метод познания выявляет связи между явлениями, на основе которых возможно осуществлять предсказание будущих явлений. Процесс понимания, с одной стороны, состоит в усвоении знаний уже выработанных человечеством. С другой стороны, понимание – это интерпретация изучаемых социальных и гуманитарных объектов (текстов). Чтобы понимать смысл письменного или устного текста, необходимо обращение к герменевтике, центральной задачей которой является интерпретация языка. В таких случаях понимание носит творческий характер. Важной составляющей любой науки является система организационных мер, определяющих её функционирование. Начиная с XVII в. все науки не могут развиваться вне этой системы. С этого времени наука выступает не только особым видом познавательной деятельности, но и особым социальным институтом, реализующим познавательные задачи и отвечающим за формирование субъекта познания. В этом своём качестве наука включает в себя научные общества и академии, благодаря которым создаются новые научные коммуникации. Возникновение научных сообществ, объединённых на основе какой-либо дисциплинарной области знания, привело к появлению научных монографий, журналов. В ХХ в. Интернет становится формой внутринаучных коммуникаций.
Итак, наука в её современном виде включает в себя следующие составляющие: − познавательную деятельность, имеющую целью изучение объективных законов природы, общества и мышления; − систематизированное объективное знание о мире; − социальный институт, обеспечивающий функционирование познавательной деятельности.
Вненаучное знание Наряду с наукой существуют такие формы рационального, вненаучного знания как паранаука и квазинаука. Паранауки (от гр. около, возле) можно охарактеризовать как околонаучные знания. Их предметом являются паранаучные (паронормальные) феномены, такие как оккультные явления (магия, спиритизм), находящиеся в оппозиции к научному знанию. К ним также относят такие явления, которые не противоречат науке, но не согласуются с современными научными теориями (НЛО и пр.). К паранаукам относят также такие явления, которые не имеют научных объяснений, но их существование подтверждено (тибетская медицина и пр.). В настоящее время методы паранаук строятся на отрицании экспериментального метода современной науки, ориентированы на наблюдения и спекулятивные интерпретации. К паранаукам можно отнести алхимию, астрологию и др., которые основаны на мифологических представлениях и развиваются параллельно науке. Понятие «паранаука» пересекается с понятием «квазинаука» (псевдонаука). Квазинаука включает такие явления, которые не отрицают научных методов, используют научный стиль мышления в ненаучных целях. К квазинаукам можно отнести уфологию. Если возникновение паранаук обусловлено существованием различных форм рациональности, то причина квазинаук заключена в кризисе научной рациональности, с появлением в обществе антисциентистских тенденций.
4. Философское учение об истине. Критерии истинности знаний. Абсолютность, относительность, конкретность как характеристики истины. Истина, заблуждение, ложь, критерии истины Слово «истина» многозначно. В различных контекстах в него вкладывают различный смысл. Можно говорить об «истинной дружбе», «истинном произведении искусства». Это является свидетельством того, что одно и то же слово имеет несколько значений. В этом смысле важно специально оговорить, какое именно содержание связывается с термином «истина» в конкретном контексте, а именно при рассмотрении проблем гносеологии. В гносеологии понятие «истина» употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов, явлений окружающего мира, а знаний об этих предметах, вещах, явлениях. Поэтому нелепым является утверждение «стол есть истина». Понятие истинности применимо только к человеческим знаниям. Иными словами, истина – это характеристика знания.
В античной философии складывалась позиция, выдвигающая сомнение в надёжности истины. Она получила название скептицизм (от гр. сомнение). Идеи скептицизма нашли выражение во взглядах Пиррона (360 – 280 до н.э.). Он придерживался мнения, что вещи недоступны для нашего познания. На этом основании нужно воздерживаться от категорических суждений. Идеи скептицизма можно найти также у Протагора, софистов. На основе античного скептицизма в Новое время получил развитие агностицизм (от гр. недоступный познанию). Агностицизмом называю философскую позицию, согласно которой вопрос об истинности знания не может быть окончательно решён. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм изложен в философии Д. Юма. В античной философии представлена и оптимистическая позиция по вопросу об истине. Она получила развитие у Аристотеля, начиная с которого истина определяется как знание, которое соответствует действительности (вещам, предметам, явлениям). Истина – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Здесь имеется в виду следующее: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Эта трактовка истины сложилась на основе позиции, признающей принципиальную возможность познания человеком внешнего мира. Концепция, согласно которой истина есть соответствие знаний действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины. Именно с неё начинается теоретическое исследование истины. Возникнув в период античности, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что она наиболее полно соответствует целям познания, включая научное познание. Характеристиками истины являются её абсолютность, относительность, конкретность, объективность, субъективность. Рассмотрим их содержание. Постижение истины представляет собой процесс движения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности. Однако этот итог не окончательный, а в каждом конкретном случае – промежуточный. Истина как процесс представляет собой движение знания от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной– к истине абсолютной. Под абсолютной истиной понимается абсолютно точное, полное, верное, под относительной истиной – относительно точное, относительно полное, относительно верное отражение действительности в сознании. Относительная истина характеризует неполноту, неокончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Абсолютная истина, напротив, может быть охарактеризована как истина вечная, которая никогда не может быть изменена в будущем. Движение человеческого познания происходит в направлении овладения абсолютной истиной, складывающейся из суммы относительных истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки, условиями жизни общества, делающими наши знания относительными, т. е. неполными, приблизительными. В этом смысле необходимо заметить, что любое достоверное знание в целом является истиной относительной. Истину характеризует и такое свойство, как ее конкретность. Истина конкретна в силу того, что она отражает объект либо какую-нибудь из его сторон в определенных условиях места – времени. Только в том случае, если оговорены условия, при наличии которых сформулировано то или иное положение, можно говорить об истинности или ложности таких положений. Истина вне учета обстоятельств времени и пространства не существует. В этом смысле надо понимать известное положение о том, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна. Конкретность истины позволяет объяснить её относительность. Истина относительна: во-первых, потому что отображает определённый, ограниченный во времени и пространстве процесс, то есть получена для определённых условий, конкретна и тем самым не полностью, а лишь частично может быть применена в других условиях; во-вторых, истина оказывается относительной даже в данных границах. Вследствие бесконечной сложности любого процесса и исторической ограниченности наших знаний в каждую эпоху мы познаём любой процесс, предмет, явление не до конца, но лишь приблизительно точно. Связь относительной и абсолютной истин выражается в том, что имеющиеся на каждом данном уровне науки абсолютные истины как бы складываются из истин относительных, образуя всё более полную и точную картину бесконечного и развивающегося мира. Абсолютно полная картина мира – предел развития познания, к которому человечество будет приближаться, но никогда не достигнет. Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме выражения. При этом объективность истины является свидетельством того, объективная истина находится в сознании человека, но по своему содержанию не зависит от сознания человека. Это содержание почерпнуто из внешнего мира и адекватно отображено сознанием. От сознания зависит только форма выражения этого знания. Недаром же научные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическую форму выражения. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Не случайно К. Поппер отмечал, что классическая концепция понимает под истиной нечто, не зависящее от субъективной точки зрения, и поэтому может считаться теорией объективной истины. Процесс постижения истины всегда связан с возможностью заблуждений. Более того, заблуждения – неизбежные спутники постижения истины. Когда мы говорим, что заблуждения неизбежны, что они являются необходимым элементом познания (в том числе и научного), это не означает, что заблуждения имеют ценность, подобную ценности истины. Хотя цель познания – это истина, но путь к истине лежит через заблуждения. Иными словами, заблуждения выполняют познавательные функции. Прежде всего, следует подчеркнуть роль заблуждений в создании проблемной ситуации, которая служит отправным пунктом для научного открытия. Например, для создания квантовой механики принципиальное значение имела модель электрона как классического объекта, движущегося по классической орбите вокруг атомного ядра. Само это утверждение было заблуждением, но оно позволило сформулировать ряд проблем, решение которых привело к возникновению квантовой механики. Заблуждения несут также познавательную нагрузку при определении путей решения проблем: выбор ошибочного решения приводит к сужению поля возможных решений, что создаёт условия для нахождения правильного решения. Истине в познании противостоит не только заблуждение, но и ложь. В отличие от заблуждений понятие «ложь» обозначает намеренное введение в заблуждение. Ложь предполагает сознательное искажение действительности, целью которого является обман. Отделить истину от заблуждения и лжи позволяет ориентация на обоснование критерия истинности знаний. Как же проверяется истинность знаний, то есть что является критерием истины? В истории философии можно выделить два основополагающих подхода к ответу на этот вопрос: − решение содержится в рамках самой системы знаний; − практика рассматривается как критерий истины. Сторонники первого подхода исходят из позиции, что критерием истины является само мышление, так как благодаря ему рождаются знания. Поэтому критерием истины, в частности, может выступать непротиворечивость мышления (Р. Карнап), добросовестность в моральном смысле субъекта познания В современной гносеологии употребляется понятие верификация (от лат. доказательство, подтверждение) для обозначения процесса установления истинности научных утверждений с помощью эмпирической проверки. Этот термин получил развитие в логическом позитивизме. Также используется понятие фальсификация (от лат. подделываю), обозначающее логическую процедуру, с помощью которой в научном познании устанавливается ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Исследование роли практики в познании и, в частности, ее участия в нем как критерия истины было предпринято в марксизме. Рассмотрение роли практики в познании сопряжено с ее трактовкой как критерия истинности получаемых знаний. С этих позиций практика предстает как способ выяснения истинности или ложности тех или иных воззрений, положений, выводов, взглядов. Подтверждая или опровергая одни идеи, практика служит основой для возникновения новых, т. е. она одновременно выступает и как критерий истины, и как основа познания. Ее роль в качестве критерия истины не изолирована, а включена в непрерывный процесс развития знания на базе взаимодействия теории и практики. Значительное число идей невозможно воплотить в производство без длительного этапа предварительного экспериментирования. Нередко экспериментаторская деятельность не в состоянии дать окончательного ответа на те или иные вопросы, связанные с познанием конкретного объекта. В этом процессе участвует, кстати, и теория, ранее проверенная на практике. Она, получив практическое подтверждение, дает возможность делать те или иные выводы с «позволения практики». 5. Основные направления новейшей философии: философия жизни, экзистенциализм. Экзистенциализм – одно из ведущих философских направлений современности возникает после первой мировой войны, но широко распространяется после Второй мировой войны, во второй половине XX века. В некоторой степени популяризации этого направления способствовало то, что такие его представители, как Ж-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, будучи не только философами, но и писателями, воплощали свои философские идеи в художественных произведениях – романах, повестях, пьесах и т.д. Но в большей степени его популярности способствовала сама тема исследования – проблема человека. Экзистенциалисты подходят к её решению совершенно по-новому. В рамках экзистенциализма можно выделить религиозное направление и атеистическое. Своё название экзистенциализм получил от слова «экзистенция», что в переводе означает существование. В центре внимания этих философов – проблема существования человека, его внутреннего мира, его переживаний страхов и забот. Что должна изучать философия? А. Камю в начале своей работы «Миф о Сизифе» пишет, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно». Каким образом, по какому критерию можно определить, важный этот вопрос или второстепенный? Сам автор предлагает следующий способ: судить должно по действиям, которые следуют за решением. «Я никогда не видел, – пишет Камю, – чтобы кто-нибудь умирал за онтологический аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни. В каком-то смысле он был прав. Такая истина не стоила костра». Можно сказать, что это программное заявление экзистенциализма. Ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования, свобода человека, его одиночество – вот что должно быть, с точки зрения представителей этого направления, объектом внимания философов. И прежде чем решать эти проблемы, необходимо понять, чем человек отличается от всех других предметов материального мира. Так возникает проблема сущности и существования. Чтобы её понять, Сартр приводит такой пример. Ремесленник изготавливает нож. Прежде чем его сделать, он руководствуется определенным понятием: понятием ножа (нож должен иметь удобную ручку и острое лезвие); кроме того, ремесленник должен руководствоваться определенной техникой его изготовления, то есть иметь рецепт изготовления. Невозможно представить себе человека, который бы изготовил нож, не зная, для чего он нужен. То есть у ножа есть сущность, и эта сущность предшествует его существованию. Что касается человека, то здесь все наоборот: существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, а лишь потом он определяется. Заранее сказать, каким будет человек, невозможно, потому что он делает себя сам; человек – это проект, который должен себя осуществить. Этот важнейший принцип экзистенциалистского понимания человека требует некоторого пояснения. Мы знаем, что человек рождается в определенную эпоху, в определенной стране, семье, уже имеет то или иное социальное окружение, «социальную среду». Все эти условия жизни выбирает не он сам, и изменить их он не властен. Социальная среда, «обстоятельства» творят человека. Такое понимание человека мы встречаем у многих мыслителей. Например, французский философ Гельвеций прямо утверждает, что обстоятельства творят человека, измените их и изменится человек. Философы-экзистенциалисты, напротив, считают, что не обстоятельства творят человека, а человек выбирает обстоятельства, социальную среду и сам реализует свой собственный проект в соответствии со своими желаниями. Действительно, когда мы хотим узнать человека, нам важно знать и страну, и семью, и его образование, профессию, социальный статус в целом, чтобы по этим, казалось бы, внешним факторам сделать заключение о человеке. Но очень важно понять, что все это – результат свободного выбора человека. Эти обстоятельства он выбрал сам, и сделал себя сам. Такой вывод следует из важнейшей для экзистенциализма посылки – человек свободен. Свобода – это возможность и способность жить по своим собственным меркам, по законам своего Я. Свобода в экзистенциализме понимается не как награда, заветная цель, к которой надо стремиться, а как тяжелое бремя – человек обречен быть свободным. Свобода, считает Н. Бердяев, вопреки распространенному мнению, не демократична, а аристократична, то есть свободу выбирают немногие. Большинство же бежит от свободы, как от чумы. Это происходит потому, что в свободе жить трудно. Свобода всегда связана с выбором, а кто выбирал, тот знает, что необходимо проанализировать все возможные варианты выбора, а эти варианты могут быть равноценными. Здесь можно вспомнить Буриданова осла, который стоял между двумя стогами сена и умер от голода, так и не выбрав ни одного из них. Кроме того, не менее важно предвидеть последствия своего выбора. Если выбор уже сделан, то человек сам несет ответственность за свою жизнь. Он не может сослаться на то, что другие люди, «обстоятельства» стали причиной его неудач, потому что выбор был свободным. Никогда не судят обстоятельства, а судят человека, который в них попал, потому что из каждого обстоятельства есть несколько выходов и какой из них выбрать, человек решает сам. Кроме того, чаще всего, делая свой выбор, человек выбирает и за других людей и, соответственно, за них тоже несет ответственность. Даже в такой, казалось бы, сугубо личностный поступок, как женитьба, человек вовлекает других людей, и его ответственность гораздо больше, чем нам представлялось. Сартр поясняет это следующим примером. Один молодой человек стоял перед трудным выбором. Его отец поссорился с матерью и к тому же сотрудничал с оккупантами, брат погиб на войне, а этот юноша стоял перед дилеммой – остаться с матерью и помогать ей, так как он – единственная её опора, или пойти на фронт бороться с оккупантами, отомстить за смерть брата и смыть с семьи позор за отца. Этот человек хорошо понимал, что может быть убит на фронте и мать останется совсем без поддержки; его могут оставить в штабе писарем и тоже не достигнет цели. Трудность выбора заключалась в том, что перед ним два различных вида действия: либо конкретные и немедленные, но обращённые к одному человеку, либо направленные на всю нацию, но имеющие неопределённый характер и, вполне возможно, безрезультатные. Этот пример наглядно демонстрирует нам один из принципов экзистенциалистского понимания человека – «человек заброшен». Человек один на один со своим выбором, он должен сам решить свою судьбу. Иногда нам кажется, что, обращаясь за советом к другим, мы уходим от ответственности, вернее, перекладываем ее на других. Но это иллюзия, так как, выбирая советчика, мы уже сделали свой выбор: идем ли мы за советом к священнику, лидеру коммунистической партии или к философу, то есть мы хотя бы приблизительно предполагаем, каков будет совет. На этом примере с молодым человеком Сартр делает вывод: в сущности, главное – чувство. Если я почувствую, что достаточно люблю свою мать, чтобы пожертвовать ради неё всем остальным – жаждой мести, жаждой действия, приключений, то я останусь с ней. Если же наоборот, то мне надо будет уехать. В чем значимость чувства к матери? Именно в том, что он остается ради неё. Становится совершенно очевидно, что, по большому счету, советчиков здесь быть не может, этот выбор человек может сделать только сам. Большое значение в философии экзистенциализма имеют такие понятия, как страх, тревога, забота. Они употребляются не в физиологическом или психологическом смысле, а в экзистенциальном – тревога, страх и забота имеют место тогда, когда человек взял на себя ответственность за других людей, когда он один принимает решение. Итак, жить в свободе трудно – трудно выбирать, принимать решение, брать на себя ответственность. Но еще труднее то, что, освобождаясь от зависимости (экономической, социальной, духовной), человек становится одиноким. Одиночество – одно из самых негативных последствий свободы. Эта ситуация описывается А. Камю в его романе «Посторонний». Парадоксальность ситуации, описанной автором, состоит в том, что западное общество всегда относилось к свободе как высшей ценности. Когда человек достиг высокой степени свободы, стал независимым, выяснилось, что при этом он стал одиноким. Существующая мораль осуждает его за то, что во всех ситуациях человек чувствует себя отстранённым, посторонним. Это произведение начинается с эпизода, который ввергает читателя в необычайное смятение: у главного героя умирает мать в приюте для престарелых, а он, приехав на её похороны, не испытывает никакого чувства сострадания и утраты. Совершенно спокойно и трезво он рассуждает про себя лишь о том, что, возможно, окружающие осуждают его за то, что его мать жила и умерла в приюте. Лейтмотивом становится коллизия – человек свободный, независимый, одинокий, наконец, посторонний, с одной стороны, и – моральные принципы, которые осуждают поведение такого человека, с другой стороны. Человек может отказаться от свободы, но в таком случае он потеряет себя, перестанет быть личностью. Мир становится безличным (Хайдеггер называет его «man», Бердяев – «миром объективации»), в этом мире никто ничего не решает, ни за что не несёт ответственности. Взаимоотношения между людьми остаются, поскольку человек не мог бы стать человеком вне других людей, но это социальная коммуникация – в ней отношение одного человека к другому определяется социальными ролями, которые играют люди (муж, ученый, член какой-либо партии и т. д.). Эта социальная коммуникация должна быть заменена экзистенциальной коммуникацией (об этом писал К. Ясперс). Эта экзистенциальная коммуникация – хрупкое создание, она может в любой момент разрушиться, поэтому человек должен научиться жить с сознанием хрупкости и незащищённости всего того, что он любит. Сущность человека проявляется в пограничной ситуации. Это понятие, введенное в философский язык экзистенциалистами, вышло далеко за рамки философии. Пограничная ситуация – это ситуация между жизнью и смертью, это человек перед лицом смерти. Как он поведет себя в этой ситуации – таков он и есть. Человек может прожить жизнь в повседневных заботах, несущественных мелочах, так и не поняв, что он представляет собой на самом деле. Пограничную ситуацию описал Сартр в своей повести «Стена». Несколько человек, невинно осуждённых, ждут казни, которая должна случиться на рассвете. Впоследствии многие писатели обращались к этой теме: как ведёт себя человек перед лицом гибели и, что более важно, каким он выходит из этой ситуации.
Философия жизни
Представителями этого направления в философии были Ф. Ницше, Г. Зиммель, В. Дильтей, А. Бергсон и др. Жизнь у представителей этого направления может пониматься по-разному – и в биологическом смысле, как у Ницше, и в космологическом, как у Бергсона, и в культурно-историческом, как у Зиммеля или Дильтея. Основная идея этих философов заключается в том, что теми методами познания, какие были в распоряжении классической философии, а именно, разумом, рассудком невозможно познание жизни. Разум способен познать только различные формы неживой материи. Что же касается жизни, то здесь действуют законы эволюции, движения. А изменчивость неподвластна рассудку, поскольку рассудок в состоянии зафиксировать лишь статику. В этом плане интересным представляется сравнение А. Бергсоном познания с кинематографическим аппаратом. Для того чтобы понять изменяющийся объект, необходима анализирующая деятельность сознания: мы разбиваем движущийся объект на отдельные «кадры» – этим и занимается наш рассудок. Но сколько бы мы ни просматривали отдельные кадры на кинематографической пленке, мы не сможем воспринять движение, подвижное; изменяющееся не складывается из неподвижного. Когда мы смотрим фильм, мы способны воспринять движение. Что же «запускает» этот кинематографический аппарат, чтобы предоставить нам такую возможность? С точки зрения Бергсона, это интуиция, именно благодаря ей отдельные кадры, снимки объединяются в единое целое и мы воспринимаем движение, изменчивость. Рациональное познание противопоставляется интуитивному, иррациональному. В философии Ницше жизнь выступает как «воля к власти».
6. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. К основным атрибутам материи относятся пространство и время, которые представляют собой и особые формы бытия. В истории философской и научной мысли на пространство и время смотрели по-разному. Субстанциальная концепция. Древнегреческие атомисты и их последователи, философы и ученые, придерживающиеся механистической картины мира, считали, что пространство есть всё то, что остается после того, как исчезнут вещи. В этом случае, по их мнению, в мире не останется ничего, кроме пустоты, которая не обладает никакими другими свойствами, кроме протяжённости и способности вмещать в себя всю существующую в мире материю. Время в этой концепции понималось как безотносительная к чему бы то ни было текучесть, равномерная длительность, в которой всё возникает и исчезает. Реляционная концепция. Пространство и время как отдельные характеристики бытия материи можно рассматривать как специфические проекции единого вектора «пространство-время», на которые этот вектор раскладывается в том или ином конкретном случае движения объекта. Ясно, что один и тот же вектор (равнодействующая) может иметь различные проекции (составляющие), которые зависят от системы координат. Отсюда видно, что уменьшение длины одной проекции (для одного и того же вектора «пространство-время») будет компенсироваться увеличением длины другой его проекции. Иначе говоря, при изменении кривизны пространства (с изменением гравитационного поля) происходит и изменение хода времени (оно ускоряется или, наоборот, замедляется). С философской точки зрения пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая порядок расположения одновременно существующих объектов. Пространству присущ ряд отличительных свойств. Во-первых, пространство обладает свойством протяжённости, которое обнаруживается в том, что у каждого материального объекта есть свое местоположение: один объект существует рядом с другим. В этом свойстве проявляется и структурность материи, взаимодействие элементов в тех или иных системах. Во-вторых, пространство реального бытия трёхмерно и в этой трехмерности пространства проявляются его бесконечность и неисчерпаемость. Трехмерность пространства – это эмпирически установленный факт, который характеризует макроскопический мир. В-третьих, пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений. Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, характеризующаяся длительностью, одномерностью, необратимостью и последовательностью. Длительность и последовательность времени проявляются в том, что все предметы и явления обладают способностью сменять друг друга, существовать одно после другого или измен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|