По теории государства и права
1. Предмет и методы теории государства и права. 2. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. 3. Значение теории государства и прав в системе общественных наук. 4. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества. 5. Причины разложения первобытнообщинных отношений и возникновения государства. 6. Пути и формы возникновения государства. 7. Характеристика основных теорий происхождения государства. 8. Основные теории происхождения права. Способы возникновения права. 9. Типология государства и права: понятие, сущность, значение, основные подходы. 10. Формационный подход к типологии государства. Характеристика основных типов государства. 11. Формационный подход к типологии права. Характеристика основных типов права. 12. Цивилизационный подход к типологии государства и права: достоинства и недостатки. 13. Понятие и основные признаки государства. 14. Сущность государства. Основные подходы и теории понимания сущности государства. 15. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. 16. Легальность и легитимность государственной власти. 17. Функции государства: понятие, признаки, классификация. 18. Формы и методы осуществления функций государства. 19. Формы государственного правления. 20. Основные формы государственного устройства. 21. Политический (государственные) режимы. 22. Механизм государства: понятие, признаки, структура. 23. Государственные органы: понятие, признаки, виды. 24. Политическая система общества: понятие, структура. 25. Роль государства в политической системе общества. 26. Характеристика основные субъектов политической системы и их взаимодействие с государством.
27. Понятие и основные признаки права. 28. Сущность права: основные подходы. 29. Естественно-правовая и позитивистская концепции правопонимания. 30. Нормативистская, социологическая и психологическая теории правопонимания. 31. Классовая (марксистская) и историческая концепции понимания права. 32. Принципы права. 33. Функции права: понятие, классификация. 34. Социальная ценность права. 35. Соотношение экономики, политики и права. 36. Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений. Нормативное и ненормативное регулирование. 37. Понятие и признаки социальных норм. Соотношение социальных и технических норм. Технико-правовые нормы. 38. Виды социальных норм и их краткая характеристика. 39. Роль права в системе социального регулирования. Соотношение права с различными видами социальных норм. 40. Понятие и признаки нормы права. Классификация правовых норм. 41. Структура нормы права. Виды гипотез, диспозиций, санкций. 42. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов. 43. Логическая норма права и норма – предписание. 44. Понятие, структурные элементы и основные черты системы права. Соотношение системы права и правовой системы. 45. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. 46. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права. 47. Правовой институт: понятие и виды. Факультативные элементы системы права: подотрасль, субинститут. 48. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь. 49. Частное и публичное право. 50. Понятие источника права. Общая характеристика известных источников права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, правовая доктрина и др. 51. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды.
52. Иерархия нормативных правовых актов. Понятие юридической силы нормативных актов. 53. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. 54. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.
Цель любого экзамена – завершить курс обучения конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. В процессе подготовки к зачету и экзамену необходимо запоминать определения понятий, т.к. именно в них фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других. Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий «наращивает» свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, столько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким, образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли. На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуется преподаватель на экзамене: - правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.); - полнота и одновременно лаконичность ответа; - новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников; - умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям; - логика и аргументированность изложения; - грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий; - культура речи. - Критерии оценки знаний студентов на устном экзамене:
1. для получения оценки «отлично» студент должен дать полные, исчерпывающие ответы на вопросы экзаменационного билета, в частности, ответ должен предполагать знание основных понятий и их особенностей, умение правильно определять специфику соответствующих отношений. Оценка «отлично» предполагает наличие системы знаний по предмету, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, грамотным языком; 2. для получения оценки «хорошо» студент должен дать полные ответы на вопросы, указанные в экзаменационном билете. Допускаются неточности при ответе, которые все же не влияют на правильность ответа. Ответ должен предполагать знание основных понятий и их особенностей, умение правильно определять специфику соответствующих отношений. Оценка «хорошо» предполагает наличие системы знаний по предмету, умение излагать материал в логической последовательности, систематично, грамотным языком, однако, допускаются незначительные ошибки, неточности по названным критериям, которые все же не искажают сути соответствующего ответа; 3. для получения оценки «удовлетворительно» студент должен в целом дать ответы на вопросы, предложенные в экзаменационном билете, ориентироваться в системе дисциплины «Теория государства и права», знать основные понятия и категории теории государства и права, предмет и структуру (систему) дисциплины. Оценка «удовлетворительно» предполагает, что материал в основном изложен грамотным языком, но студент допускает ошибки при ответе, не может привести практических примеров, не отвечает на дополнительные вопросы; 4. оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студентом либо не дан ответ на один из двух вопросов, предложенных в экзаменационном билете, либо студент не знает основных понятий и категорий теории государства и права или не ориентируется в структуре теории государства и права, не может определить предмет дисциплины. Критериями оценки ответа студента на письменном экзамене (тестирование) являются правильные ответы на вопросы письменного теста: 1. для получения оценки «отлично» студент должен дать правильные ответы на 90-100% вопросов, включенных в тест; 2. для получения оценки «хорошо» студент должен дать правильные ответы на 75-89% вопросов, включенных в тест; 3. для получения оценки «удовлетворительно» студент должен дать правильные ответы на 50-74% вопросов, включенных в тест; 4. оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, набравшим менее 50% правильных ответов на вопросы, включенные в тест.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|