Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа
Практические занятия по дисциплине «Психологическая служба в образовании» Тема практического занятия №1: Концепция психологической службы образовательного учреждения
Вопросы для обсуждения, задания: 1. Общественно-политические факторы и научные предпосылки создания концепции психологической службы в нашей стране. Сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей и школьников как основная цель психологической службы образования. 2. Задачи и главные направления деятельности психологической службы образования. 3. Основные принципы организации деятельности психологической службы образования. 4. Модели организации деятельности психологической службы образовательного учреждения: -профилактика школьной дезадаптации как одно из направлений работы психологической службы; -осуществление общего контроля за ходом психического развития детей; -сопровождение как модель организации службы практической психологии в образовании; -модель построения психологически безопасной образовательной среды школы; - модели деятельности педагога-психолога по М.Р. Битяновой, другие авторские модели деятельности педагога-психолога. Рекомендуемая литература. 1. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов: допущено М-вом образования РФ / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 592 с. 2. Теория и практика психологической службы в образовании: учебное пособие для вузов / авт.-сост. О. А. Белобрыкина; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. - Омск: ОмГПУ: Наука, 2008. - 572 с. 3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва: Генезис, 2000. - 298 с.
4. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года Тема практического занятия №2: Психодиагностика как базовый вид деятельности педагога-психолога
Вопросы для обсуждения, задания:
3.1.Составьте план диагностической работы, исходя из конкретного запроса. 3.2.Составьте психодиагностограмму для построения и проверки диагностической гипотезы. 3.3.Подберите адекватные методики для диагностического обследования учащегося в соответствии с психологической проблемой и предложите возможные рекомендации с ориентировкой на гипотезы. Структура заключения Кем составлено. Подтверждение гипотез(ы). Заключения составляются каждым студентом Запрос 1. Инициатор обращения-классный руководитель. Мальчик, Е.К. (д.р.15.09.2009), обучается во 2 «В» классе. Семья у ребенка полная, но отец не родной. Отец работает водителем, мать – домохозяйка. О наличии других детей в семье, классный руководитель не осведомлен. У ребенка нет никаких увлечений, однако по настоянию классного руководителя стал ходить в кружок волейбола. Друзья у мальчика непостоянные, он может побыть в одной компании в классе, потом «прибиться» к другой. На уроках ребенок постоянно отвлекается, дергает других учеников, кусается, чиркает у соседа в тетради, а когда классный руководитель делает замечания, он объясняет свое поведение тем, что сосед первый начал. Ребенок всегда не готов к уроку, не выполняет домашнее задание, только приносит тетради и учебники, особенно «тяжело» даются основные предметы – математика и русский язык.
Жалоба: ученик не усваивает программу обучения во 2 классе. Запрос 2. Инициатор обращения-классный руководитель. Мальчик, Г.Д. (д.р.23.12.2008), обучается в 3 «В» классе. Воспитывается в полной семье, единственный ребёнок, большое количество времени уделяется ребёнку также бабушкой и дедушкой. Г. Д. мешает проведению уроков - шумно себя ведет, не усидчивый (кривляется, чешется, теребит одежду, бросает реплики намеренно не по теме), играет с ручками, не слушается (чаще это проявляется на уроках других педагогов), не внимателен, не усидчив. Направляющую помощь при индивидуальной работе чаще берёт, может выполнять задания под контролем, но в целом в познавательном плане слабый. Г.Д. чувствителен к ситуациям публичных проверок знаний, не любит «глупо» выглядеть, начинает проявлять в таком случае вербальную агрессию, может прибегнуть и к физической агрессии к более слабым. Любит игровые виды деятельности. Жалоба: ребенок импульсивен, не внимателен, не слушается на уроке. Психологическое заключение ФИО: Школа: Класс: Возраст: лет, мес. Пол Анамнез: Запрос: Локус-жалоба: Цель диагностики: На основе локус-жалобы выдвинуты следующие гипотезы: Исходя из запроса, с учетом возраста ребенка были использованы следующие методы: наблюдение, беседа и психодиагностические методики такиекак: Название методики, цель… Во время обследования испытуемый вел себя спокойно, был настроен на работу, но в конце диагностики он уставал и отвлекался…. По результатам психодиагностического обследования можно сделать следующие выводы: Таким образом, причинами нарушения поведения на уроке являются: ….. На основании всего вышесказанного можно выделить проблемные и ресурсные зоны испытуемого. Ресурсные зоны: …. Проблемные зоны:…. Рекомендации классному руководителю/родителям/ребёнку Тема практического занятия №3: Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа
Вопросы для обсуждения: 1. Специфика психологической деятельности и должностные обязанности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Содержание и формы работы психолога в ДОУ.
2. Особенности деятельности психологической службы в общеобразовательной школе. Психологическое сопровождение проблемных зон развития на разных возрастных этапах – младший школьник, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. Формы и приёмы работы психолога в ОУ. 3. Особенности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях вспомогательного, коррекционного типа. 4. Организация деятельности педагога-психолога в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Основные направления и формы работы. Рекомендуемая литература. 1. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов: допущено М-вом образования РФ / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 592 с. 2. Теория и практика психологической службы в образовании: учебное пособие для вузов / авт.-сост. О. А. Белобрыкина; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. - Омск: ОмГПУ: Наука, 2008. - 572 с. 3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва: Генезис, 2000. - 298 с. 4.Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года 5. Статьи журнала «Школьный психолог» psy.1september.ru 6. Статьи из «Психологической газеты» psy.su Тема практического занятия №4:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|