Оценка результатов пробы на концентрацию активного внимания.
Тема: Исследование внимания учащихся.
Внимание – состояние активного бодрствования, характеризующееся готовностью ответить на стимул и выражающееся в направленности психической деятельности на определенный объект. Возникновение произвольного внимания – это начало исследовательского поведения, приспособительной осознаваемой деятельности организма, отбора необходимой информации. Теория И. П. Павлова о главенствующем в данный момент сильном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который притягивает возбуждение из более слабых очагов возбуждения и по правилу индукции тормозит окружающие участки коры и теория доминанты раскрывают физиологические механизмы психического акта внимания. «В высших этажах и в коре больших полушарий принцип доминанта является физиологической основой акта внимания и предметного понимания» (А. А. Ухтомский). Следовательно, физиологический механизм активного внимания заключается в возникновении в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости с индуцированным по периферии торможением. Согласно И. П. Павлову, данный очаг – творческий отдел больших полушарий, в котором происходит интенсивная выработка условных рефлексов. Продолжительность и концентрация активного внимания зависит от возраста человека. Это обусловлено степенью развития взаимодействием процессов торможения и возбуждения в нервной системе. Чем моложе ребенок, тем слабее у него развито торможение, а также концентрация и индукция процессов возбуждения и торможения. Продолжительность активного внимания у детей равна: в 6 – 7 лет – 10 минутам, в 7 – 8 лет – 15 минутам, в 9 – 10 лет – 20 минутам, в 11 – 12 лет – 25 минутам, в 13 – 14 лет – 30 минутам, в 15 – 16 лет – 40 минутам, у взрослых – до 60 минут. Продолжительность умственной работы больше времени активного внимания приводит к развитию утомления, которое на начальном этапе проявляется в двигательном беспокойстве и снижению точности выполняемой работы. В дальнейшем снижается возбудимость в творческом отделе коры больших полушарий, что снижает скорость умственной работы. Отсюда, в течение урока необходимо менять виды умственной деятельности.
О концентрации активного внимания можно судить по времени, затраченному на отыскивание чисел в таблице. Смена одной доминанты на другую проявляется в переключении внимания. Об уровне переключения внимания судят по времени, затраченному на отыскивание чисел, написанных в таблице разными цветами. Цель: Овладеть приемами определения концентрации активного внимания, устойчивости и переключения внимания, выявить индивидуальные и возрастные особенности его показателей. Оборудование: указка, секундомер (или часы с секундной стрелкой), 4 таблицы (40 х 40 см) с числами, от 1 до 25, написанными черным цветом и расположенными произвольно по 5 цифр в 5 рядах, 3 таблицы Шульте-Платонова (60 х 60 см), разделенных на 49 клеток – квадратов, в которых размещены числа, написанные черным от 1 до 25 и красным от 1 до 24. Числа расположены произвольно, но так, что близкие по величине числа возможно реже были рядом.
Методика выполнения работы.
Исследования концентрации активного внимания. 1. Предъявите испытуемому первую таблицу и дайте инструкцию: «Перед вами таблица, разделенная на клетки, в ней нанесены черные цифры, расположенные не по порядку. Вы должны находить и показывать цифры в порядке нарастания от 1 до 25. Работать необходимо в максимально возможном темпе и не делать ошибок. Начинайте работать по команде «Начали». Одновременно с командой «Начали» необходимо включить секундомер. После показа и произношения испытуемым последней цифры «25» исследователь должен остановить секундомер и записать в протокол время просмотра им первой таблицы.
2. В таком же порядке по команде «Начали» испытуемый должен поработать со 2, 3, 4-ой таблицами, с разным расположением цифр в рядах. Время работы с каждой последующей таблицей также фиксируется и заносится в протокол.
Оценка результатов пробы на концентрацию активного внимания. 1. Рассчитайте среднее значение скорости работы каждого обследованного с одной таблицей. Для этого необходимо сложить полученные данные и сумму разделить на 4. 2. Начертите таблицу по схеме (таблица № 1) и внесите данные всех обследованных. Таблица № 1.
3. Произведите статистическую обработку полученных данных с вычислением средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (m) и среднего квадратического отклонения (δ). Средняя арифметическая определяется по формуле:
где ∑ - знак суммы, х – индивидуальные величины, n – число случаев (число испытуемых). Ошибка средней арифметической определяется по формуле:
Среднее квадратическое отклонение определяется по формуле:
Индивидуальные величины в пределах М ± δ оцениваются как средние, больше М+δ – как нижесредние и меньше М - δ – как вышесредние. Пример. У 5 студентов среднее индивидуальное время, затраченное на просмотр одной таблицы, было 24, 35, 47, 30, 25 сек.
Е (х – М)2 = 368
Пределы колебаний: 32 ± 9,6 от 22,4 до 41,6. Следовательно, только у одного испытуемого концентрированность активного внимания ниже средней, а у остальных она средняя. Результаты статистической обработки полученных данных внесите в таблицу № 1. 4. Сделайте вывод об уровне концентрации активного внимания обследованных, при этом помните, что быстрая и точная умственная работа свидетельствует о высокой скорости выработки условных рефлексов, высокой концентрации активного внимания и достаточной зрелости процессов торможения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|