Энергосбережение в Республике Казахстан
Закон Республики Казахстан “Об энергосбережении и повышении энергоэффективности”, а также сопутствующие ему поправки были приняты 13.02.2013г. Закон предусматривает создание целостной правовой базы энергосбережения, а также формирование национальной инфраструктуры для стимулирования перехода экономики на энергоэффективное развитие. К 2014 году предполагается внедрение международных стандартов по энергосбережению, и по аналогии со странами ЕС вводится добровольное соглашение в области энергосбережения, которое будет заключаться с предприятиями, входящими в государственный энергетический реестр. В соглашении будет расписано по годам, насколько будет снижена энергоемкость предприятия. Законом также вводится запрет на продажу и производство электропотребляющих устройств без обозначений класса эффективности. В Казахстане энергосбережение и повышение энергоэффективности всех отраслей хозяйства является в настоящее время приоритетной задачей, которая позволит решить комплекс проблем: энергетических, экологических и экономических. Без решения этой задачи неизбежно будет сдерживаться развитие страны. Главой государства в области энергосбережения поставлена задача по снижению энергоемкости внутреннего валового продукта не менее чем на 10% к 2015 году и 25% к 2020 году. Однако существуют следующие проблемы с внедрением электроснабжения в Республике Казахстан: - отсутствие методологии разработки и мониторинга политики энергосбережения, несовершенство энергетической статистики; - отсутствие единого специализированного органа (энергетического агентства) ответственного за политику энергосбережения;
- неразвитость конкурентных торговых механизмов ТЭР; - отсутствие стимулирующих финансовых инструментов; - недостаток квалифицированных энергоменеджеров и энергосервисных компаний; - низкая осведомленность о преимуществах энергосбережения. В связи с этим МИНТ предложили концепцию развития энергосбережения в Республике Казахстан, в которой изложены следующие предложения: - фокус на сектора с наибольшим потенциалом энергосбережения; - установка: достижение конкретных целевых показателей энергосбережения к 2020 году; - сегментация политики энергосбережения: приоритеты по секторам экономики, секторальные Дорожные карты, различные пакеты мер; - для субъектов: ориентация на меры по стимулированию; - возможность привлечения внешних источников финансирования мероприятий по энергосбережению; - постановка задачи по целостной модернизации системы сбора энергетической статистики; - основную организационную нагрузку по энергосбережению несут крупные промышленные предприятия. При этом: предприятия выигрывают финансово от энергосбережения (немедленный эффект от экономии); предприятия потребляют около 70% всей энергии; есть механизмы привлечения инвестиций для проведения мер по энергосбережению. В последнее двадцатилетие энергетика обеспечивала рост благосостояния в мире, примерно, в равных долях за счет увеличения производства энергоресурсов и улучшения их использования. В развитых странах меры по энергосбережению давали 60-65% экономического роста. В результате энергоемкость национального дохода уменьшилась за этот период в мире на 18% и в развитых странах – на 21-27%. Не случайно основное повышение энергетической эффективности экономики (системных мер по энергосбережению) является центральной задачей Энергетической стратегии Казахстана.
Энергетическая стратегия предусматривает интенсивную реализацию организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, т.е. проведения целенаправленной энергосберегающей политики. Для этого наша страна располагает большим потенциалом организационного и технологического энергосбережения. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов способна уменьшить их расход в стране на 40-48% или на 360- 430 млн. тонн условного топлива (т.у.т.) в год. Около трети потенциала энергосбережения имеют отрасли топливно-энергетического комплекса, другая треть - сосредоточена в остальных отраслях промышленности и в строительстве, свыше четверти – в коммунально-бытовом секторе, 6-7% - на транспорте и 3% - в сельском хозяйстве. Энергоресурсосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века. От результатов решения этой проблемы зависит место мирового сообщества в ряду развитых в экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Казахстан не только располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть, нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для стран- импортеров. Однако избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране совершенно не должна предусматривать энергорасточительность, т.к только энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является важнейшим фактором конкурентоспособности товаров и услуг. Энергосбережение должно быть отнесено к стратегическим задачам государства, являясь одновременно и основным методом обеспечения энергетической безопасности, и единственным реальным способом сохранения высоких доходов от экспорта углеводородного сырья. Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципальных образований, таких как улучшение экологической ситуации, повышение экономичности систем энергоснабжения и др. В основу классификации резервов экономии ТЭР положена классификация резервов по направлениям усовершенствования производства классификационным признаком, которого являются сами источники экономии, позволяющие выявить влияние того или иного резерва на все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
При этом методе анализа наиболее легко решается проблема их измерения, которая фактически сводится к определению экономической эффективности. Процесс внедрения энергосберегающих мероприятий в каждом здании является уникальным в своем роде и требует особого подхода. Принцип работы в данном направлении можно представить как непрерывный циклический процесс, предоставленный на рисунке 9. Основные направления и способы энергосбережения: - повышение теплового сопротивления ограждающих конструкций; - повышение энергоэффективности системы отопления; - повышение качества вентиляции и снижение издержек на вентиляцию и кондиционирование; - экономия газа; - экономия при производстве, передаче и потреблении электроэнергии: а) внедрение нового, более экономичного, электрооборудования, в частности, распределительных трансформаторов с уменьшенными активными и реактивными потерями холостого хода, встроенных в КТП и ЗТП конденсаторных батарей; б) применение герметичных масляных или заполненных жидким негорючим диэлектриком трансформаторов с уменьшенными удельными техническими потерями электроэнергии и массогабаритными параметрами, в том числе, специальных конструкций трансформаторов мощностью до 100 кВА, позволяющих их подвеску на опоре (столбовых трансформаторов (6- 10/0,4 кВ)) для сокращения протяженности сетей напряжением 0,4 кВ и потерь электроэнергии в них; в) более широкое использование устройств автоматического регулирования напряжения под нагрузкой, вольтодобавочных трансформаторов, средств местного регулирования напряжения для повышения качества электроэнергии и снижения ее потерь; - повышение энергоэффективности добычи и переработки топлива;
- реализация типовых проектов в промышленности.
Рисунок 6 – Внедрения энергосберегающих мероприятий
Энергосбережение и оптимизация энергопотребления растущей экономики входят в число наиболее приоритетных задач дня. Для их решения разработана отраслевая Программа по энергосбережению, а также принят Закон «Об энергосбережении и повышения энергоэффективности». Согласно программе, в стране должна резко снизиться энергоемкость промышленного производства и жилищно-коммунального хозяйства, т.е. необходимо внедрять энергосберегающие технологии и максимально оптимизировать энергопотребление, сокращая сверхнормативные потери. Изложенные механизмы мотивирования практического внедрения энергоэффективных распределительных трансформаторов В Европе, изложенные ранее, вполне применимы и в Казахстане. Более того, эффект от успешного применения энергоэффективного трансформаторного оборудования крайне важен и значим для экономики республики. Для успешного продвижения в РК энергоэффективных трансформаторов необходимо: 1.Сформировать нормативные документы по силовым трансформаторам. 2.Централизованно снабдить всех потенциальных потребителей трансформаторной продукции методикой расчета капитализации потерь; в этом случае каждый покупатель будет сам решать для себя: или сэкономить сейчас и расплачиваться за некачественное оборудование многие годы эксплуатации, или затратить сейчас большую сумму, но обеспечить себе экономию в течение всего срока эксплуатации.
Рисунок 7 – Потери в трансформаторах Рисунок 8 – Экономический эффект от внедрения энергоэффективных трансформаторов 3.Регламентированно скорректировать технические данные на трансформаторы путем указания конкретного класса энергоэффективности. Существующие потери в распределительных трансформаторах — до 3%. Результаты потерь представлены на рисунке 7. Экономический эффект от внедрения энергоэффективных трансформаторов представлен на рисунке 8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|