Современные модели воспитания с.57-67
Наиболее распространенные сегодня на Западе воспитательные модели — технократическая и гуманистическая — уходят корнями в начало и середину XX в., когда появились такие научные направления, как бихевиоризм и гуманистическая психология. Уникальная модель воспитания была создана в Японии; она оказывает значительное влияние на развитие педагогического мышления во всем мире. Технократическая модель воспитания. Идея управления поведением ребенка посредством сочетания «кнута и пряника» была принята многими американскими педагогами начала XX в. Результатом такого воспитания стало формирование личностей, неспособных к самостоятельному мышлению и пониманию внутреннего мира другого человека. Последнее обстоятельство вызвано «простотой» воспитания, когда воспитывающий не учитывает интересов, мнений и настроений воспитуемого. В дальнейшем воспитуемый будет демонстрировать по отношению к окружающим такую же «простоту», считая, что «грузчик должен грузить, строитель — строить, учитель -учить, начальник — командовать, подчиненный — исполнять»1. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. — М., 1986. — С. 80.
Таким образом, поведение, не укладывающееся в рамки социальной должностной роли, выше понимания человека, привыкшего к «простоте». Кроме того, метод регулярного использования наказания ребенка за неблаговидные поступки может привести к негативным психологическим последствиям, на которые обращал внимание В. А. Сухомлинский: «Там, где процветает наказание, где за каждый возможный отрицательный поступок предусмотрено соответствующее наказание, не может быть и речи о моральных привычках. Со времен Каина... мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием: как раз наоборот. Самый большой вред, который причиняют детям и подросткам непродуманные, примененные сгоряча наказания, заключается в том, что наказанному Уже не нужно прилагать внутренние духовные силы к тому, чтобы стать лучше. Большая мудрость в словах Ф. М.Достоевского: наказание освобождает от мук совести. Значительно легче наказать, добиться того, чтобы человек переживал собственную вину, карал себя своей совестью. А собственная кара, голос совести в детстве и особенно в отрочестве играет огромную силу»1.
Следует отметить, что современные представители бихевиоризма уже не столь категоричны и «наивны» в своих устремлениях; они пытаются сформировать у воспитанников адаптивный поведенческий репертуар, соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям. При этом детально прорабатывается вопрос о том, какими же умениями и навыками должен владеть учащийся и как их формировать. Гуманистическая модель воспитания. Воспитание свободных граждан, реализующих свои интеллектуальные, личностные и творческие возможности, — прерогатива гуманистической педагогики, основным предметом которой выступает человек, стремящийся к самоосуществлению и саморазвитию2. В соответствии с принципами этой модели воспитатель должен научить учащегося стать творцом своей жизни, т.е. процессу жизнетворчества. М.А.Лукацкий и М.Е.Остренкова сформулировали навыки, помогающие осуществлению жизнетворчества. «Учащиеся должны научиться: - познавать окружающий мир и самих себя; - оценивать окружающий мир и самих себя; - предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы; - осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладевать методами организации своих отношений с природой, обществом,
- выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов, позволяющих им адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем; - развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям бытия; - учиться способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные 1 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина// Избр. пед. соч.: в 3 т. — М., 1979. —Т. 1.-С. 423. 2 Лукацкий М.А., Остренкова М. Е. Образование, центрированное на человеке: 3 Там же. — С. 4.
По мнению М.А.Лукацкого и М.Е. Остренковой, в идеале современное российское образование должно быть направлено на формирование именно этих навыков. Каковы же конкретные пути становления самореализующейся личности, по которым может идти средняя и высшая школа? Эти пути можно наметить, выделив специфические особенности гуманистически ориентированного образовательного процесса. Построение гуманистического образовательного процесса предполагает переориентацию педагогического идеала -- того образа идеального ученика, который сложился в сознании педагога. Социальные задачи (примат общественных ценностей над личными) должны уступить первое место индивидуальным задачам (примат личных ценностей над общественными). «Человека согласно гуманистическому ориентиру больше не должны готовить к служению обществу, основной вектор воспитательной работы должен быть направлен на формирование у учащегося готовности прийти на помощь, способности к сотрудничеству, ответственности за судьбы общества. В свете этой человекоцентристской функции реализация гуманистически ориентированного образовательного процесса предполагает: - становление в образовательных учреждениях демократического стиля взаимоотношений между педагогами и учащимися;
- установление между самими учащимися отношений взаимопонимания, соучастия, содействия, ненасилия; создание благоприятных условий для формирования у учащихся при изучении гуманитарных и естественных наук целостной картины мира и понимания роли человека в его сохранении» /1 Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Образование, центрированное на человеке: История и современное звучание гуманистических идей // Образование и общество. - 2005. - № 6. - С. 4.
При таком построении образовательного процесса центром внимания оказываются диалоговые формы отношений между педагогами и учащимися, при которых создаются условия для наиболее полной творческой реализации воспитанников. Кроме того, организация образовательной деятельности ученика осуществляется не по принципу традиционного информационного процесса, а как процесс решения проблем разного уровня сложности. Последнее обстоятельство играет огромную роль в формировании у учащихся навыков активности и самостоятельности, способствует познавательному и личностному развитию воспитанников при управлении этим процессом со стороны педагога. Итак, перед педагогом, работающим в рамках данной образовательной технологии, встает непростая задача — построение диалоговых отношении с учащимися, при которых последние воспринимаются как равноправные личности. Японская модель воспитания. В отличие от индивидуалистического Запада в коллективистских культурах (Япония, большинство латиноамериканских и ближневосточных стран) на первое место ставятся интересы группы: ее ценности важнее личных целей и устремлений. Преданность и верность интересам группы приводит к конформизму — принятию и исполнению групповых требований, даже если они противоречат убеждениям личности. Данное мировоззрение отражено в японских воспитательных технологиях, образующих интересную и неоднозначную воспитательную модель, давно уже ставшую темой для научных исследований и обсуждений общественности. Основное предназначение японской педагогики — воспитать человека, который сможет эффективно работать в коллективе. При этом каждый член общества должен усвоить нехитрую истину, которая пока еще является основополагающим принципом японской жизни: «Не выделяться!»
Формированию навыков сотрудничества с другими людьми подчинена вся система воспитания — в семье, детских садах, средней школе. К примеру, уже в детских садах искореняются такие детские привычки, как драчливость и задиристость. Но делается это непривычным для нас способом. Вот как описывает японское воспитание С. Маркова. Ее трехлетний ребенок, попав в местный детский садик, «задал всем жару»: «...Практически каждый день воспитатели рассказывали мне, что он кого-то укусил, поцарапал или ударил! Вы, наверное, сразу представили себе возмущенных воспитателей, которые отчитывают нерадивую маму за то, что так плохо воспитала сына? Совсем нет! Описывая мне его "подвиги", они постоянно извинялись за то, что-то, и главное — просили не ругать его и не беспокоиться! Быть может, они таким образом еще и себя успокаивали, так как я читала в их глазах неподдельный ужас и смятение от такого воспитанника! Но система японского воспитания, когда взрослые настолько терпеливо и доброжелательно относятся к любому ребенку, что постепенно это облагораживает даже самого заядлого драчуна, все же победила, и очень скоро воспитатели наперебой стали мне рассказывать, что Вова сегодня никого не укусил, не побил и не поцарапал! Я смотрю на него и поражаюсь, что при всех его мальчишеских увлечениях пистолетами и саблями, при всей его вредности, при его физической способности постоять за себя в нем никогда уже не вспыхивает агрессия, желание отомстить, если обидели. Это я считаю одним из главных завоеваний японского воспитания»1. Маркова С. Японский детский сад // http://www.japon.ru
В Японии не принято сравнивать детей между собой. Воспитатель никогда не хвалит лучших и не ругает худших, не говорит родителям, что их ребенок хуже или лучше всех что-то делает. Выделять кого-то - значит порождать дух конкуренции, а она может навредить межличностным взаимоотношениям. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский также был противником того, чтобы одного ученика сравнивать с другим. Вот что он пишет, рассказывая о своем опыте учительской работы. «...Следует иметь в виду некоторые подводные камни самой логики педагогического процесса: обучение проникнуто постоянной, повседневной проверкой (контролем), ежечасным сравнением успехов одного ученика с успехами другого. За всем этим таится опасность разочарования, неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, т.е. таких душевных сдвигов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости к тонким способам влияния на духовный мир человека — слова и красоты. Бывает, что воспитатель удивляется: почему подросток в ответ на доброе слово грубит, почему он не понимает ласки? Да потому, что его огрубили, "закалили" недоверием, подозрительностью, ежедневными уколами в самое чувствительное место человеческой души — самолюбие. Видишь, мол, твой товарищ отвечает на "пятерку", а ты "троечник". Как же тебе не стыдно, да и есть ли у тебя хоть капля самолюбия? Слов этих может и не быть, но подтекст часто бывает именно таким...
Мы щадили самолюбие подростков тем, что избегали сравнения: вы учитесь хорошо, а вы — плохо. Оценка умственного труда людей, которые имеют разные способности, требует большого такта... Так как же обойти эти подводные камни воспитания?.. Мы договорились (и никогда не нарушали этой договоренности): если подросток не выполнил задание потому, что чего-то не понял, не ошеломлять его сразу же оценкой. Мы вообще не ставили неудовлетворительных оценок. "Если вы еще не поняли, поработайте, подумайте, выполните самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом" - таким был смысл и тон обращения. За доверие подростки платили нам искренностью и трудолюбием»1. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина// Избр. пед. соч.: в 3 т. — М., 1979. — Т.1. – С.267.
Возвращаясь к японской педагогике, следует отметить, что здесь никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Для управления поведением ребенка используют другой метод — угрозу отчуждения от значимой группы2. К примеру, драчуну говорят, что если он и дальше будет так себя вести, вся группа будет над ним смеяться. Для японка, даже самого маленького, это страшно — никто здесь не мыслит себя вне коллектива. Уже в детских садах ребят учат анализировать возникшие в играх конфликты и находить компромиссное решение. При этом в ссоры между детьми взрослые не вмешиваются, пусть учатся жить в коллективе сами. При всем том позитиве, который несет данная система, оборотной стороной медали является формирование личности, не умеющей самостоятельно мыслить, боящейся проявлять инициативу. Более того, если в коллективе появляется ребенок, проявляющий свою индивидуальность, он становится объектом насмешек или даже ненависти, т.е. по сути изгоем. Необходимо отметить, что японцы осознают «перекосы» в своей системе воспитания. Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие острой потребности в творческой личности, а также стимуляции личной инициативы и самостоятельности. Российская модель воспитания. Говоря о российской модели воспитания, необходимо отметить, что в современных поликультурных странах образование и воспитание, как правило, включают в себя множество моделей и типов педагогических тенденций, отвечающих запросам общественного развития. В этих условиях можно выделить доминирующие педагогические ориентации, такие как гуманистическая и духовная модели воспитания. О гуманистической модели воспитания речь шла выше. Отечественный психолог А. Н. Поддьяков предлагает дополнить ее противоположной составляющей — моделью «педагогического противодействия». Может ли существовать тип обучения и воспитания, при котором педагог сознательно противодействует процессу личностного развития учащегося? Отвечая на этот вопрос, А. Н. Поддьяков отмечает, что «...целенаправленное противодействие обучению и развитию, которое одни люди осуществляют по отношению к другим, не только распространено, но и может оказывать различное, часто непредвиденное влияние на результаты обучения и процессы познавательного и личностного развития»1. Одно из понятий, которым оперирует А. Н. Поддьяков, — «зона ближайшего развития» (ЗБР), введенное Л.С.Выготским. ЗБР — это то, что человек не умеет, но чему может научиться с помощью других. 1 Поддьяков А. Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия //http://psyedu.ru 2 Там же.
В контексте «педагогики противодействия» в это понятие А. Н. Поддьяков вкладывает следующее содержание: «То, чему человек не может научиться сам, но чему может научиться и что может развить в противодействии с другим»2. При этом «формирование ЗБР в условиях противодействия имеет свою специфику. Мотивация здесь может определяться просто самой ситуацией брошенного вызова, варьируя при этом в очень широком диапазоне, от легкого спортивного азарта... до жгучей ненависти к противостоящему субъекту и готовности действовать наперекор ему всегда и везде — в том числе учиться запрещенному»1. Поддьяков А. Н. Педагогика противодействия // Бюллетень клуба конфликтологов. — 1997. — № 6.
Важно то, что противодействие в обучении и развитии часто создает для самого педагога ситуацию непредсказуемости, так как невозможно спрогнозировать, чего и каким образом добьется человек, которому сильно мешали. При гуманистической модели обучения, напротив, спрогнозировать результат личностного развития можно — педагог «ведет» обучаемого по намеченному пути, помогая последнему реализовывать свои цели и устремления. По мнению А. Н.Поддьякова, противодействие обучению так же неизбежно и необходимо, как и помощь в обучении. В ряде случаев противодействие может даже привести к более высокому эффекту познавательного и личностного развития, чем без него. Один из методов «педагогики противодействия» — провокация (от лат. provocation - вызов), которая может рассматриваться в двух аспектах. В контексте поведения людей в ситуации конфликта провокация рассматривается как скрытоагрессивный способ воздействия на партнера и означает нанесение ему ущерба, получение преимущества за его счет. В качестве средства психологического воздействия провокация рассматривается как побуждение и выступает катализатором позитивного развития партнера. Приведем пример подобного воздействия. Замечательный отечественный кинорежиссер Э.А.Рязанов вспоминает о своей работе с актрисой Л.Голубкиной над фильмом «Гусарская баллада»: «...Труднее приходилось, когда приходилось вызвать у Голубкиной нужное актерское состояние. Иногда это удавалось легко и просто, а иногда... Одаренная молодая артистка не была еще стабильна, профессиональна. Иной раз мне приходилось прибегать к разным приемам и Ухищрениям, которые вряд ли можно назвать педагогическими. Порой, чтобы вызвать в ней злость, ярость, я совершенно хладнокровно оскорблял ее, осыпая самыми унизительными словечками. При этом я не чувствовал по отношению к ней ничего дурного. Я это делал нарочно, чтобы вызвать в ее душе определенный взрыв и направить его тут же в Русло роли»2. При этом Эльдар Александрович замечает, что актриса понимала, что относится он к ней хорошо и все это делается для того, чтобы роль получилась. 2 Рязанов Э. Неподведенные итоги. — М., 1997. — С. 206.
Говоря о возможных негативных последствиях применения в воспитании данной модели, необходимо коснуться такой проблемы, как нарушение внутренней устойчивости личности под влиянием определенных социальных воздействий. В этой связи нужно затронуть тему необходимости обучения растущей личности распознаванию дискриминационных по отношению к себе ситуаций и умению цивилизованно им противостоять. Не менее важны и внутренние убеждения, взгляды и идеалы личности, регулирующие ее поведение в различных жизненных ситуациях. Можно выделить также модель духовного воспитания. Говоря о том, какая модель воспитания наиболее отвечает духу российского народа, необходимо отметить, что русская культура, по мнению Б. С. Братуся, при всех ее издержках всегда стремилась к реализации в человеке духовного уровня как главного и определяющего его нравственный облик. Русская история, пишет он, «...закона не знала, она вся пропитана произволом царей, губернатора, любого начальника, любого, как писал Достоевский, дьячка в церкви. Народ, человек, по сути, всегда чувствовал себя совершенно бесправным... Поэтому в профиле русской души как бы провал, ущерб правового сознания, но именно он способствовал, подталкивал к жизни духовной»1. О духовности в воспитании много писал С. Л. Соловейчик. С его точки зрения, «результат воспитания зависит не от твердости или мягкости, и не от одной лишь любви, и не от того, балуют детей или не балуют, и не от того, все им дают или не все, — он зависит лишь от духовности окружающих людей. Именно духовность, это невидимое, но совершенно реальное и определенное явление, вносит укрепляющий, дисциплинирующий момент, который не позволяет человеку поступить дурно, хотя ему и все дозволено. Только духовность, не подавляя воли ребенка, не заставляя его бороться с собой, подчинять себе -себя же, делает его дисциплинированным, добрым человеком, человеком долга»2. С.Л.Соловейчик приводит реальный случай, описанный в печати: семнадцатилетняя студентка техникума убила свою подругу, чтобы взять у той деньги на покупку модного платья. Оказалось, что до этого девушка просила денег у родителей, но те подняли ее на смех, никак иначе не отреагировав на такую просьбу3.
1 Братусь Б. С. Психологический тип личности в русской и советской культурах // Психология и психоанализ характера. — М., 2002. — С. 163. 2 Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. — С. 355. 3 Там же. — С. 292.
«Почему молодые люди способны на такое?» — задает вопрос педагог. Анализируя данный случай, он отмечает, что убийца была психически нормальным человеком, никогда не замеченным в какой-нибудь жестокости. Она прекрасно училась в английской школе, дома ее воспитывали в духе скромности и трудолюбия. Но когда она захотела красивую одежду, ее высмеяли. Вот как оценивает произошедшее С. Л. Соловейчик: «А что, если в семье во всем царили такие отношения: совпадающие с нормами морали, но безлюбовные? Если можно поднять близкого человека на смех, то почему нельзя чужого и убить? Это ведь по сути одно и то же. Это ведь только кажется, что масштабы бездуховности в этих двух случаях несоизмеримы. Духовно развитый человек, причинив даже и случайно обиду другому, содрогается и не знает, как загладить вину»1. 1 Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. — С. 358.
Итак, любое посягательство на личное достоинство другого, нанесение другому обиды педагог относит к разряду бездуховности. Ю.М.Лотман, призывая молодое поколение «вырабатывать душу», дает очень образное определение культуры человека, а значит и его духовности: «Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живет в маленьком кружке, другой — в круге побольше, третий — в еще большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и — еще один и очень важный — что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну, по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет: я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Когда больно от чужой боли — это и есть самый большой круг, круг культурного человека»2. Лотман Ю. М. Чему же учатся люди. Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г. // htpp://vivovoco. rsl.ru Табл и ца 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|