Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение на боевом опыте




Советский писатель О. Гончар в романе «Знаменосцы» любовно нарисовал правдивый образ офицера-новатора, командира минометной роты Брянского: он не только хорошо знает и любит своих подчиненных, по-отечески заботится о них, но и внимательно изучает боевой опыт, постоянно учит бойцов и командиров умнее воевать.

«Ни себе, ни подчиненным Брянский не давал в горах покоя. Даже Сагайду и Черныша (командиры взводов. — А. М. ) он тренировал часами, приучая «смотреть по-новому». И снова свой опыт, свои эксперименты и наблюдения он старался обобщить и записать. Он все время торопился, словно боялся, что не успеет в другой раз это сделать. Почти не зная сна и отдыха, он, как фанатик-экспериментатор, лежа где-нибудь среди горячих камней, выводил какие-то дополнительные формулы для стрельбы снизу вверх и другие — для стрельбы сверху вниз»{25}.

И действительно, успешные боевые действия любой части во многом определялись тем, как ее личный состав, особенно командиры и начальники, обобщает и распространяет передовой боевой опыт, умело использует его для достижения новых успехов.

В авиационных частях этому вопросу в период Курской битвы придавалось особо важное значение. Не будет преувеличением сказать, что обобщение и распространение передового боевого опыта составляло едва ли не главную заботу командиров и политработников, политорганов и партийных организаций авиационных соединений и частей.

Это объясняется не только общим значением передового боевого опыта, но и рядом других обстоятельств.

Во-первых, к моменту Курской битвы Красная Армия. в том числе ее авиационные части, накопила исключительно ценный боевой опыт, научилась бить врага по правилам передовой советской военной науки.

Во-вторых, третий год войны наша армия и ее Военно-воздушные силы встретили значительными успехами в своем техническом совершенствовании. В результате героической [53] работы советского тыла фронт все в большем количестве получал новую боевую технику. Непрерывно росла и авиационная техника: повышалась мощность моторов, увеличивались скорости и потолок полетов, совершенствовалось вооружение, улучшалась маневренность самолетов, обновлялось оборудование и т. д. Чтобы выжать из этой техники все, что она могла дать, летно-техническому составу надо было непрерывно пополнять свои знания, овладевать передовым опытом, быстро осваивать новую тактику воздушных боев.

В-третьих, в ходе Курского сражения в наши авиационные части непрерывно вливалось молодое пополнение, и было очень важно передать молодым летчикам боевой опыт и научить их мастерски владеть техникой.

Командование корпуса придавало первостепенное значение боевой учебе и обобщению боевого опыта.

Ни один воздушный бой, говорилось в директиве командира корпуса, не должен остаться без тщательного разбора его на земле со всеми участниками. На разборах указывать положительные и отрицательные стороны поведения в бою каждого летчика.

Командирам авиаполков, их заместителям, командирам эскадрилий, как правило, самим подниматься в воздух, водить группы по 8—10 самолетов на выполнение боевых заданий, контролировать поведение в воздушном бою своих подчиненных, тем самым неуклонно повышать культуру ведения успешных воздушных боев.

Как правило, представлять командиру корпуса на следующий день описание каждого воздушного боя с выводами и заключением командиров авиаполков и авиасоединений.

Для изучения и распространения боевого опыта использовались различные формы и методы. Можно назвать, например, такие:

— ведение журналов с описанием боевых вылетов, боевых эпизодов и составление боевой истории авиаполков;

— совещания боевого актива, летно-тактические, технические и стрелковые конференции;

— лекции, доклады, беседы, посвященные обмену боевым опытом;

— изучение журнальных и газетных статей, обобщавших опыт войны. [54]

Особенно важную роль играли совещания боевого актива и летно-тактические, технические и стрелковые конференции, которые были подлинной школой боевой учебы для молодых воинов. Они проводились обычно с учетом особенностей той или иной авиачасти.

С летчиками-истребителями, например, на летно-тактических конференциях обсуждались актуальные вопросы боевой работы истребительной авиации: «Сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков истребителями», «Воздушный бой с истребителями противника Ме-109, Ме-110, ФВ-190 и с бомбардировщиками Ю-87, Ю-88 и Хе-111», «Приемы и тактика воздушного противника», «Боевые качества советского летчика-истребителя» и т. д.

На конференциях летчиков бомбардировочной авиации изучался боевой опыт эффективного бомбометания. [55]

В центре внимания здесь были такие вопросы: «Способы и методы нанесения бомбардировочного удара», «Внезапность удара», «Организация взаимодействия с наземными войсками», «Взаимодействие бомбардировщиков и истребителей», «Контроль эффективности бомбометания», «Действия экипажа-охотника», «Организация радиосвязи в полете» и т, д.

На конференциях летчиков штурмовой авиации изучались такие насущные вопросы, как «Эффективность действия «илов» по танкам», «Причины потерь «илов» от истребителей противника», «Воздушный бой штурмовика с вражеским истребителем», «Практика подготовки воздушного стрелка», «Строй штурмовиков до цели и после цели», «Полеты ночью на Ил-2» и ряд других.

Все конференции тщательно готовились: выпускались специальные бюллетени, изготовлялись чертежи, схемы, устраивались выставки литературы, витрины газетных статей. К активному участию в работе конференции привлекались наиболее опытные командиры, летчики и инженеры. Заблаговременно составлялись тезисы основных докладов, с которыми предварительно знакомились все участники конференции. Это позволяло им продумать свои выступления и практические предложения.

Часто на конференциях обобщался опыт ряда воздушных боев. Так, в авиационных полках одной истребительной дивизии проводилась летно-техническая конференция, на которой был обобщен опыт воздушных боев на великолукском и демьянском направлениях. После этого в масштабе дивизии состоялась конференция на тему «Опыт боев наших истребителей на великолукском и Демьянском направлениях и задачи летчиков и техников в решающих боях на Курской дуге». С докладом выступил командир дивизии полковник Ухов. По вопросам эксплуатации материальной части сообщение сделал инженер дивизии инженер-майор Большаков. С большим интересом участники конференции выслушали также выступление Героя Советского Союза старшего лейтенанта Гарана, сбившего к тому времени 17 самолетов противника разных систем. Отважный ас поделился своим опытом борьбы с вражеской авиацией, рассказал о тактике воздушного боя. Итоги работы конференции подвел командир корпуса генерал-лейтенант авиации Белецкий. [56]

На совещаниях боевого актива, которые чаще всего проводились в частях и подразделениях, рассматривались отдельные тактические вопросы боевой деятельности истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, суммировался опыт эффективного использования вооружения и эксплуатации авиационных моторов в различных условиях.

Командиры и политработники внимательно обобщали практику боевой работы в своих частях и подразделениях, собирали материалы о боевом опыте других фронтов. Особое внимание обращалось на статьи в военной печати, в которых поднимались такие вопросы, как тактика группового воздушного боя, свободный полет охотников, роль командира группы в бою, борьба за господство в воздухе, тактика вражеской авиации. Каждая статья тщательно изучалась и всемерно популяризировалась среди летно-технического состава. Вот что по этому поводу говорил, например, командир подразделения капитан Химич на собрании партийного актива соединения:

— Сейчас в нашей печати публикуются содержательные и поучительные статьи о современном боевом опыте. Мы их не просто читаем, а организуем обстоятельные разборы, на которых летчики обмениваются мнениями, предлагают свое решение той или иной задачи. Это развивает у летчиков самостоятельность, помогает им самим принять правильное решение, накопить ценный боевой опыт.

Неустанными пропагандистами боевого опыта были агитаторы, как правило, наиболее опытные и хорошо подготовленные летчики и техники, отлично знающие свое дело. Они систематически проводили индивидуальные и групповые беседы с молодыми летчиками и механиками. Беседы велись на самые различные темы: «О практике воздушного боя с ФВ-190», «Как вести себя летчику на поле боя при встрече с вражескими самолетами», «Как сопровождать бомбардировщики и штурмовики», «Беречь своего командира в бою», «О тактике противника», «Каким должен быть истребитель-охотник», «Порядок группового полета», «Как подготовить самолет к вылету», «Как производить осмотр самолета», «Как обеспечить быстрейший ввод в строй подбитых самолетов» и другие.

Обычно в своих беседах агитаторы не только излагали [57] общие сведения по тому или иному вопросу, но и делились личным опытом.

Капитан Мурашев с шестеркой штурмовиков вылетел на выполнение боевого задания и отлично выполнил его, несмотря на сложные условия. На следующий день он рассказал молодым летчикам о подготовке к полету и об организации штурмового налета на вражеские объекты.

В Н-ском гвардейском истребительном авиационном полку широкой популярностью пользовались беседы летчиков-агитаторов Попова и Пономарева. В одном воздушном бою с четверкой немецких самолетов «Фокке-Вульф-190» Попов и Пономарев сбили две вражеские машины и одну подбили. Возвратившись с боевого задания, они собрали летчиков своей эскадрильи и подробно разобрали все этапы только что проведенного ими воздушного боя. При этом они подчеркнули, что одержать победу им помогла хорошая слетанность в паре.

Агитатор Герой Советского Союза гвардии младший лейтенант Гуськов провел ряд полезных бесед с молодыми летчиками. В одной из них он рассказал о важности обладать высотой во время боя.

— Если проскочишь мимо атакуемого самолета, — говорил агитатор, то сам попадешь в невыгодное положение. Если у тебя нет высоты, то тебе будет очень трудно драться. Поэтому всегда стремись к господству в высоте, настойчиво борись за это. После того как атаковал противника сверху, сразу же уходи опять вверх и занимай выгодное положение для новой атаки.

21 мая корпусная газета «Советский патриот» поместила беседу летчика старшего лейтенанта Березуцкого с молодыми воинами. К этому времени он сбил шесть самолетов противника. «По поручению партбюро, — начал опытный летчик, — я с вами проведу беседу на тему «Ошибки молодых летчиков в первых воздушных боях», расскажу о том, что нужно делать, чтобы вы не повторяли их. Главное, это не отрываться от своих групп и от ведущего; не терять ориентировки; постоянно наблюдать за воздухом; бить врага с коротких дистанций».

Каждый из своих советов Березуцкий подкреплял фактами из боевого опыта. Так, комментируя свой последний совет, он говорил: «В первом воздушном бою молодые летчики нередко открывают огонь по противнику с больших [58] дистанций. В результате расходуют боеприпасы, а самолетов не сбивают. Наиболее эффективный огонь — с дистанции 50—100 метров».

Подобные беседы были весьма действенной формой распространения боевого опыта. Проводимые по горячим следам событий, они помогали летчикам повышать своп знания и успешнее бить врага.

Нередко в авиационных частях по инициативе партийных и комсомольских организаций проводились встречи опытных летчиков с молодыми, недавно прибывшими на фронт. Такая встреча была организована, например, в Н-ском штурмовом авиационном полку. Командир полка майор Корзинников рассказал собравшимся о некоторых поучительных эпизодах из своей боевой практики и полетах штурмовиков в условиях сильного зенитного огня противника, о характерных особенностях действий истребительной авиации противника на Курском участке фронта. Бывалый летчик старший лейтенант Попов обратил внимание молодых летчиков на взаимную выручку в бою, на хорошее и четкое взаимопонимание экипажей пары и группы при штурмовом ударе. На конкретных примерах он показал громадное значение слетанности пары и группы.

Однажды над аэродромом нашей истребительной части появилась большая группа немецких бомбардировщиков, летевшая на бомбежку соседней железнодорожной станции. Тут же в воздух поднялось более десятка наших истребителей. Это были в основном молодые летчики, еще не имевшие опыта воздушных боев. Летчики этой группы, потеряв время при взлете и наборе высоты, вступив в бой, не добились никаких результатов, так как не умели правильно ориентироваться.

Совсем иные результаты в бою показал мастер воздушного боя Колесниченко. Поднявшись в воздух последним, он быстро сблизился с группой вражеских бомбардировщиков и на глазах у всех сбил короткой очередью Ю-88.

Сразу же после боя командир полка собрал летный состав и предоставил слово отличившемуся летчику. На примере своего боя Колесниченко рассказал, как нужно набирать высоту, сближаться с противником и атаковать врага. Такие беседы он проводил несколько раз, и это положительно [59] сказалось на боевой работе молодых летчиков.

При вторичном появлении вражеских бомбардировщиков над нашим аэродромом все участники первого боя, ученики Колесниченко, быстро поднялись в воздух, решительно вступили в бой и сбили девять самолетов противника, не понеся потерь.

Для пропаганды боевого опыта широко использовались также партийные и комсомольские собрания.

... Авиаэскадрилья Н-ского бомбардировочного полка получила ответственную задачу — нарушить коммуникации врага в районе крупного железнодорожного узла и уничтожить переправу, по которой гитлеровцы перебрасывали в район боев свою технику и боевые резервы. Парторг эскадрильи тов. Лепешкин вынес вопрос об ответственности коммунистов за успешное выполнение боевой задачи на партийное собрание. В своих выступлениях коммунисты летчики и штурманы, обладавшие опытом точной бомбардировки узких целей, дали ряд ценных советов экипажам, готовящимся к вылету. Собрание явилось хорошей школой по обмену боевым опытом. Участники полета получили полное и ясное представление о том, как лучше строить маршрут в условиях плотного зенитного огня, как внезапно выйти на цель и какой маневр лучше применить, чтобы обеспечить точность и эффективность бомбометания. Перед вылетом в эскадрилье были выпущены боевые листки, призывавшие летчиков и штурманов отлично выполнить ответственное задание.

Группа бомбардировщиков во главе с командиром эскадрильи, вылетев на задание, точно отбомбилась, взорвала переправу и вывела из строя железнодорожный мост. Всем участникам этого успешного полета объявили благодарность. Как только стали известны результаты полета, был выпущен плакат-«молния» с фотокопией результатов бомбометания, призывавший всех летчиков и штурманов равняться по мастерам бомбового удара, учиться на их опыте искусству точного бомбометания по узким целям.

Таким образом, лучшие образцы боевой работы популяризировались самыми различными путями и средствами. Командиры, политработники, парторги, комсорги, агитаторы повседневно работали с молодыми летчиками, [60] воспитывали их на примерах героизма, отваги и мастерства, помогали быстрее овладеть передовым опытом. В результате этого из молодых летчиков вскоре вырастали замечательные мастера воздушного боя, непрерывно повышалась культура эксплуатации боевой техники. Наши летчики успешно громили вражескую авиацию и прочно удерживали господство в воздухе.

Пропаганда боевого опыта была тесно связана с воспитанием боевого содружества между родами войск, а также между бойцами и командирами отдельных видов авиации. Партийные организации стремились, чтобы летно-технический состав постоянно чувствовал свою связь с пехотой и другими наземными войсками и чутко прислушивался к их требованиям и замечаниям. Они также проводили повседневную работу по укреплению боевого содружества между штурмовиками и истребителями, между истребителями и бомбардировщиками, для чего устраивались совместные обсуждения отдельных боевых вылетов, итогов выполнения тех или иных боевых задач.

Такое совместное обсуждение состоялось, в частности, на аэродроме Орлик. После боевого напряженного дня здесь собрались летчики 624-го и 135-го штурмовых и 66-го истребительного полков. Обзор сделал командир 624-го штурмового полка капитан Мурашкин. Он отметил отважную работу шестерки «илов» под командованием старшего лейтенанта Максимова, за один вылет четыре раза успешно заходившей на цель. Штурмовиков в этом бою сопровождала шестерка истребителей под командованием капитана Кирьянова. Истребители оказали большую помощь штурмовикам и мужественно защищали их от вражеских истребителей. Во время четвертого захода штурмовиков на цель из-за облаков появилась группа вражеских истребителей ФВ-190. Кирьянов по радио передал штурмовикам приказ уйти на свой аэродром. Штурмовики ушли под прикрытием четырех истребителей. Кирьянов остался в воздухе с ведомым и бросился в бой против шести истребителей противника. Когда ведомый Кирьянова был сбит, капитан один продолжал борьбу и уничтожил два самолета гитлеровцев.

Присутствующие на разборе этого боя летчики проявили большой интерес к боевым делам мужественного советского летчика Кирьянова. Его опыт широко был распространен во всех истребительных полках корпуса. [61]

Так в огне боев воспитывалось войсковое товарищество и боевое содружество — могучая сила, которая помогала одерживать победы над врагом.

С тех пор прошло немало времени. Но я живо помню эти конференции. Слушая доклады и выступления, я мысленно воспроизводил картину боев, удачи и неудачи, сопоставляя их с тем, о чем говорилось на конференции. В итоге такой работы начинал гораздо лучше понимать то, о чем до этого лишь догадывался, лучше осознавать причины многих помех, с которыми приходилось встречаться в схватках с воздушным врагом и о которых забывал в текучке боевых будней. Имело значение и то, что на этих сборах, конференциях мы встречались с большим кругом товарищей по оружию, и обмен мнениями с ними, чаще всего в перерывах, представлял не меньшую ценность, чем доклады и официальные выступления.

Участвуя на этих конференциях, мы ощущали, как расширяется наш военно-технический кругозор, обогащается опыт. В результате мы с большей уверенностью и мастерством били врага, множили наши боевые успехи. Поэтому авиаторы, как правило, положительно отзывались об этих наших сборах, активах и конференциях и охотно участвовали в их работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...