Методика 2. «Дорисовывания фигур»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 Города Шебекино Белгородской области»
Курлыкина Наталья Михайловна, Воспитатель первой младшей группы Методика анализа и оценки определения готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению ü Методика 1. Тест Керна-Йрасека. ü Методика 2. «Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса) ü Методика 3. Экспериментальная беседа ü Методика 4. Диагностика уровня развития ü произвольного внимания и произвольной памяти. ü Методика 5. Тест «Шифровка». ü Методика 6. Тест «Нелепицы» ü Методика 7. Тест «Пространственно-арифметический диктант». ü Методика 8. Тест. Последовательные картинки. ü Методика 9. Тест «Аналогии». ü Методика 10.Тест «Логопедический». Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка. Проводить диагностику готовности к школьному обучению необходимо дважды: первичная - октябрь-ноябрь, предшествующая поступлению в школу; и повторная - апрель–май, позволяющая окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.
Исследование сформированности познавательных компонентов психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Экспресс-диагностика представляет собой комплект из 10 тестов. Используя специальные психологические методики. Можно охарактеризовать интеллектуальные возможности ребенка: мотивационная готовность к школе, функциональная зрелость нервной системы: степень «школьной зрелости», восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, развитие мелкой моторики, математические навыки. Все тесты подобраны таким образом, чтобы сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Итоговая оценка готовности к школьному обучению: 40-52 балла - готов к обучению в школе 24-39 баллов – условно готов 15-23 балла – условно не готов 4-14 баллов – не готов Итоговая оценка определения уровня готовности к школьному обучению 40-52 балла – высокий уровень 24-39 баллов – средний уровень 4 – 14 баллов – низкий уровень Методика 1. Тест Керна-Йрасека. Цель методики: психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение его степени «школьной зрелости». Методика может проводиться индивидуально или подгруппами по 10-15 человек. Детям дают по одному листу чистой нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа указывается имя, фамилия, возраст ребенка, дата исследования. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой. Тест состоит из 3 заданий. Срисование фразы "Он ел суп". Инструкция: "Посмотри, здесь что-то написано (см.приложение к методике № 1). Ты еще не умеешьписать, поэтому попробуй нарисовать это. Хорошенько посмотри, как это написано и вверхней части листа (показать где) напиши также".
Ребенку выдается карточка размером 7-8 см на 13-14 см. На карточке пишется рукописная фраза "Он ел суп". Высота заглавной буквы 1,5 см, остальных- 1 см. Карточка кладется чуть выше рабочего листа. Оценка: 5 баллов - Срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют 3 слова. Строка от прямой линии не более, чем на 30 градусов. 4 балла - Предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность необязательна. 3 балла - Буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 2 балла - С образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет видимость письма. 1 балл - Каракули. - -5 - 4 - 3 - 2 - 1 Срисовывание точек. Ребенку выдается бланк с изображением группы точек(см. приложение к методике № 1). Расстояние между ними по вертикали и горизонтали - 1 см. Диаметр точек 2 мм. Карточка с точками кладется так, чтобы острый угол пятиугольника был направлен вниз. Инструкция: "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же, вот здесь". (Показать где). Оценка: 5 баллов дается за точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигур по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более, чем наполовину. 4 балла - возможно незначительное нарушение симметрии. Одна точка может выхолить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек. 3 балла - Группы точек грубо похожи на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника. Возможно большее или меньшее количествоточек, но не менее 7 и не более 20. 2 балла - Точки располагаются группами. Их группы напоминают любые геометрические фигуры. Величина и количество точек не существенны. Недопустимы другие изображения, например, линии. 1 балл - Каракули.
5 4
2 1 Рисунок человека. Инструкция: Здесь (каждому ребенку указывается где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю), так, как умеешь». Запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли нарисовать тетю?"— необходимо объяснить, что все рисуют дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
Оценка: 5 баллов - У нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности, голова с туловищем должна соединяться шеей, она должна быть не больше чем туловище. На голове волосы, либо шапка, шляпа, уши. На лице глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды. 4 балла - Выполнение всех требований как при оценке в 10-9 баллов. Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. 3 балла - У фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы 2-мя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках. 2 балла - Примитивный рисунок человека-головы с конечностями - (достаточно лишь одной пары, конечности изображены одной линией). 1 балл - Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей - "головоног".
5 4 3 3 2 1
Общий количественный результат тестирования получается суммированием баллов, полученных за выполнение каждого из трех заданий.
12-15 баллов – готов к обучению в школе 9-11 баллов – условно готов 3-6 баллов – не готов Методика 2. «Дорисовывания фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса) Цель методики: исследование развития воображения. Подготовка и проведение исследования: детям дается по 10 фигур (см. приложение к методике № 2) и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале. Оценка: 0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии. 3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями. 8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом. 10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы. Ключ 8 - 10 баллов – готов к обучению в школе 3 - 7 баллов – условно готов 0-2 балла – не готов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|