Опыт 4. Обменные реакции в растворах электролитов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ОБМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ ЭЛЕКТРОЛИТОВ. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОСАДКОВ Контрольные вопросы и задания для самоподготовки 1. Какие вещества называются электролитами? Неэлектролитами? Приведите примеры. 2. Что называется электролитической диссоциацией? Кто и когда предложил теорию элетролитической диссоциации? Основные положения этой теории. 3. Каковы механизмы диссоциации веществ с разным типом связи (ионной и ковалентной полярной)? 4. Что называется степенью электролитической диссоциации? От чего она зависит? Какие электролиты называются сильными? Слабыми? Приведите примеры. 5. Что такое кислоты и основания с точки зрения теории электролитической диссоциации? Напишите уравнения диссоциации кислот, оснований и солей. 6. Что называется ступенчатой диссоциацией? Приведите примеры. 7. Что такое «амфотерные» электролиты с точки зрения теории электролитической диссоциации? Приведите примеры. 8. Что характеризует константа электролитической диссоциации? Закон разбавления Оствальда. Что такое кажущаяся степень диссоциации? 9. Обменные реакции в растворах электролитов. В какую сторону смещены равновесия в растворах электролитов? Приведите примеры. 10. Что такое произведение растворимости труднорастворимых сильных электролитов? Каковы условия растворения и выпадения осадков? ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Опыт 1. Зависимость электропроводности растворов от силы электролитов В предварительно промытый дистиллированной водой небольшой стеклянный стаканчик налейте 0,1М раствор уксусной кислоты и, осторожно опустив в раствор два электрода, по яркости свечения лампочки (рисунок 4) сделайте вывод о степени диссоциации уксусной кислоты в этом растворе.
Такой же опыт повторите с дистиллированной и водопроводной водой, раствором глицерина, 0,1М растворами аммиака, соляной и азотной кислоты, гидроксидов калия и натрия, хлорида кальция, а также с насыщенным раствором сульфата кальция. Объясните результаты. Составьте уравнения электролитической диссоциации всех рассмотренных в данном опыте электролитов. После каждого испытания выключайте прибор из сети и промывайте стаканчик и электроды дистиллированной водой! Слейте равные объемы растворов уксусной кислоты и аммиака в один стаканчик и определите электропроводность полученного раствора. Объясните полученный результат. Всегда ли процесс растворения молекулярных и ионных веществ сопровождается электролитической диссоциацией? Опыт 2. Зависимость электропроводности раствора от концентрации электролита (Опыт выполняется демонстрационно). Измерьте электропроводность концентрированного раствора уксусной кислоты и сделайте вывод о силе данного электролита. Разбавьте этот раствор водой в соотношении примерно 2:1 (для этого кислоту долейте к заранее отмеренному количеству воды) и вновь изучите электропроводность. После этого раствор разбавьте вдвое и повторите измерение электропроводности. Обоснуйте наблюдаемые явления. Опыт 3. Влияние одноименных ионов на диссоциацию слабого электролита Налейте в две пробирки по 2‑3 мл 15%‑ного раствора уксусной кислоты, в одну из них добавить стеклянную ложечку кристаллического ацетата натрия, а затем бросьте одновременно в обе пробирки по 1‑2 гранулы цинка. Через некоторое время, когда растворится оксидная пленка, начнется реакция между металлом и кислотой (каким видимым признаком она сопровождается?). Как отражается на скорости реакции добавление ацетата натрия? Объяснить это явление.
Опыт 4. Обменные реакции в растворах электролитов Систематизируйте реакции из предложенных реактивов так, чтобы полнее раскрыть условия протекания обменных реакций в растворах электролитов: разбавленные растворы CuCl2, BaCl2, FeSO4, Pb(NO3)2, Н2SO4, насыщенный раствор CaSO4, концентрир. растворы HCl, Na2S и H2S, кристаллический CuS. Предложите не менее 5‑ти реакций, запишите их в молекулярной и ионной форме и на основе констант диссоциации (Приложение Б) и произведений растворимости (Приложение В) реагентов и продуктов сделайте выводы о возможности их протекания. Проверьте свои предположения экспериментально.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|