Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма государственного устройства.




Форма государственного устройства – внутреннее строение государства, его деление на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства; отражает характер соотношения государства в целом и его частей. Различают несколько основных разновидности форм государственного устройства.

1. Унитарное государство простое единое государство, не имеющие в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Признаки унитарного государства:

Территория: государство делится лишь на административно-территориальные единицы. По статусу они не обладают полит. самостоятельностью, хотя имеют широкие полномочия в хозяйственной, социальной и культурной деятельности.

Государственный аппарат: имеет единую структуру по всей стране. Компетенция высших органов никак не ограничена полномочиями местных органов.

Правовая система: единая судебная и правовая система, и единая конституция.

Гражданство: единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют. Примеры: Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

2. Федерация – сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или субъектов федерации, обладающих относительной политической самостоятельностью.

Территория: ф едеративное государство состоит из ряда государств или государственных образований - членов федерации (штатов, земель, кантонов, республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление

Государственный аппарат: наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти на территории каждого из них действуют свои собственные высшие и местные государственные органы, следовательно государственный аппарат имеет два уровня: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру (Пример: в РФ это Государственная дума и Совет федерации), одна из палат отражает интересы субъектов федерации (Пример: Совет федерации РФ, формируется на основании одного представителя от представительных и исполнительных органов власти каждого субъекта)

Правовая и судебная системы: также на двух уровнях. федеральном и уровне субъекта федерации. Действует принцип иерархии законов: конституции и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Гражданство: двойное, каждый гражданин- гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Примеры: Австралия, Германия, Россия, США.

3. Менее распространена конфедерация объединение (союз) государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою политическую самостоятельность

Территория: е диная территория отсутствует. Субъекты конфедерации – это суверенные государства обладающие правом свободного выхода из ее состава.

Государственный аппарат: для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные или иные цели.

Правовая система: общие органы могут принимать акты по вопросам, входящим в их компетенцию, но они не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентов. Единая судебная система отсутствует.

Гражданство: каждое государство-член конфедерации имеет собственное гражданство.

Примеры: конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ) и Евросоюзе.

Политический режим это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» шире, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других элементов политической системы– политических партий движений, общественных объединений.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения но важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;

4) предполагает существование правового государства, действие его принципов;

5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

6)силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

7) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения;

8) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

19)политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;

10)гласность, средства массовой информации свободны от цензуры

11) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...