Мышечная работа и её влияние на физиологическое состояние человека
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Мышечная работа значительно изменяет физиологическое состояние человека. На сердечно-сосудистую систему она влияет за счёт увеличения кровотока – минутный объём крови, выбрасываемой сердцем, увеличивается с 3-5 до 20-40 литров. Учащение сокращений сердца до 140-180 в минуту, артериальное давление растет до 180-200 мм ртутного столба. Частота дыхания при интенсивной мышечной работе увеличивается с 10-20 в покое, до 30-40 в минуту. При этом степень использования кислорода возрастает соответственно с 3-4 % до 4-8 %. Работа мышц приводит также к количественному и качественному изменению состава крови. Количественные изменения выражаются в увеличении числа лейкоцитов, эритроцитов и содержания гемоглобина, что обусловлено интенсивным сокращением селезёнки. Качественные изменения крови (при работе) проявляются в увеличении содержания молодых форм эритроцитов и лейкоцитов. Это позволяет ускорить доставку О2 к тканям, так как молодые формы эритроцитов легко отдают О2. При длительной тяжелой работе, приводящей к утомлению, могут произойти уменьшение содержания эритроцитов, гемоглобина, инсулина и повышение вязкости крови. Таким образом, при умеренной физической работе создаются наиболее благоприятные условия для систем организма. Организация умственного труда Организация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хронического нервно-эмоционального напряжения. При этом необходимо учитывать тот факт, что при умственной работе мозг склонен к инерции, то есть к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении после окончания работы, обусловливая более длительное утомление и истощение центральной нервной системы (ЦНС).
Николаем Евгеньевичем Введенским, с высказывания которого мы начали лекцию, сформулированы следующие основные условия продуктивной умственной работы: 1. В работу следует «входить постепенно». Это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности. 2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, который способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. 3. Следует придерживаться последовательности и систематичности в работе, что обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа. 4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность. 5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку. Продуктивной умственной деятельности, как и любой деятельности, способствуют благоприятное отношение общества к труду, нормальные условия труда и психологический климат. Утомление Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы. Имеется несколько теорий о сущности и механизмах утомления. Утомление рассматривается: · как следствие истощения энергетических ресурсов мышцы; · как результат недостаточного снабжения О2 и нарушения окислительных процессов (теория задушения) · как следствие засорения тканей продуктами обмена (теория отравления); · как накопление в мышцах молочной кислоты. Эти теории считают утомление как процесс, происходящий только лишь в мышцах. Современные учёные показали, что «источник» ощущения усталости лежит не в мышце, а в нарушении деятельности нервных клеток мозга, то есть в центральной нервной системе (ЦНС).
Считается, что торможение, возникающее при утомлении в ЦНС, носит положительный характер. Ограничивая работоспособность мозга, оно охраняет нервные клетки от перенапряжения и гибели. В настоящее время считается, что утомление – целостный процесс, протекающий под контролем ЦНС, с учётом вышеизложенных теорий. Но общепризнанной единой теории утомления, объясняющей это явление во всём его многообразии, не существует. Физиологическая картина умственного и физического утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. Так после тяжелого физического труда умственная работа малопродуктивна, и наоборот. Принято считать, что эти явления обусловлены взаимовлиянием утомленных органов на соседние – не утомленные. Однако при умственном утомлении (сдвиги со стороны ЦНС) отмечены более выраженные функциональные расстройства внимания, ухудшения памяти и мышления, ослабление точности и координированности движений. Возобновление работы на фоне медленно развивающегося утомления приводит к тому, что сохранившиеся следы утомления накапливаются. Утомление переходит в переутомление. При переутомлении наблюдаются головная боль, вялость, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушение сна. Основные пути снижения утомления: 1. Оптимальная поза человека в процессе труда. В трудовом процессе основными рабочими позами являются позы: сидя, стоя и сидя-стоя. При работе стоя повышается нагрузка на мышцы нижних конечностей. Работа в позе сидя более рациональна и менее утомительна; при этом снижается напряжение мышц, уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему. Однако в этом случае могут возникать застойные явления в органах таза, затруднения работы органов кровообращения и дыхания, наблюдается статическое напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины (остеохондроз). 2. Соответствие оборудования эргономическим требованиям. Эргономика занимается разработкой оборудования, рабочих мест, направленной на приспособление их к возможностям человека с учетом его антропометрических и психологических особенностей. Зоны размещения органов управления в горизонтальной и вертикальных плоскостях представляют в виде схем. На схемах обычно различают три зоны.
· Оптимальная зона. В этой зоне как наиболее удобной размещаются постоянно используемые органы управления (кнопки, тумблеры и т.д.) и выполняются операции, требующие точных и быстрых движений. · Зона лёгкой досягаемости. В ней размещаются важные и часто используемые органы управления. · Зона досягаемости. В ней размещают редко используемые органы управления. Можно использовать схему, в которой две зоны: оптимальная и максимальная (допустимая) (включает в себя зоны легкой досягаемости и досягаемости). 3. Оптимальная высота рабочей поверхности, в которой совершаются трудовые движения. Слишком низкое или высокое расположение рабочей поверхности создают неудобную позу и приводят к снижению работоспособности. 4. Упражнения и тренировка в процессе обучения, труда и творчества. Упражнения – совершенствование умений и навыков в результате повторяющейся деятельности. Процесс этот протекает по типу образования условных рефлексов; происходит закрепление трудовых навыков и проведение их в автоматизированном режиме с меньшей затратой физической и нервной энергии. В результате упражнений и тренировок возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы. 5. Организация рационального режима труда и отдыха. Введение обеденного перерыва в середине рабочего дня. Введение регламентированных перерывов. При выполнении тяжелой физической работы рекомендуется сочетать работу в течение 15-20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук, целесообразны короткие 3-5 минутные перерывы. 6. Использование производственной гимнастики. Установлено, что утомленные мышцы лучше отдыхают, их работоспособность быстро восстанавливается не при полном покое, а при работе других мышечных групп. Особенно важен комплекс упражнений для мышц шеи, спины, рук, ног, дыхательные упражнения. Однако при тяжелом труде, работе в условиях повышенной температуры более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.
7. Использование функциональной музыки и комнат психологической разгрузки. Для снятия нервно-психического напряжения, а значит и предупреждения усталости, должны использоваться комнаты психологической разгрузки. Эффект психоэмоциональной разгрузки достигается за счёт эстетического оформления интерьера, удобной мебели, позволяющей находиться в удобной расслабляющей позе, насыщения воздуха благоприятно действующими отрицательными ионами, приёма тонизирующих напитков, демонстрации слайдов с видами природы, аутогенной тренировки, трансляции специально подобранных музыкальных произведений и др. Музыка может использоваться в производстве как часть организационно-технических мероприятий. Она, создавая положительный эмоциональный настрой, способствует процессу усвоения ритма и росту производительности труда. 8. Внедрение производственной эстетики: рациональная окраска и освещение помещений, музыка, оформление интерьера, хороший дизайн орудий труда. Болышшство производственных помещений рационально окрашивать в зелёные тона, поскольку этот цвет относится к нейтральным, не возбуждает и не приводит к развитию тормозных явлений ЦНС. Зелёные, зелёно-голубые цвета, снижающие напряжение зрения и действующие успокаивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей большой сосредоточенности. Красные и жёлтые цвета действуют возбуждающе, их применяют с сигнально-предупреждающей целью. Однако при окраске помещений следует избегать одноцветности, так как однообразие вызывает охранительное торможение и быстро надоедает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|