Вопрос 3 Понятие и система стадий уголовного судопроизводства
Стадия уголовного процесса - это определенный этап уголовного процесса, на котором разрешаются те или иные задачи, идет плановое правовое расследование преступления. Все стадии уголовного процесса связаны между собой основными задачами. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса состоит в том, что полномочные органы государства и должностные лица при получении сведений о совершенном или подготовляющемся преступлении, устанавливают наличие необходимых условий для производства по уголовному делу и принимает решение начать это производство.
Общие условия предварительного расследования - это, как следует из самого определения, закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования. Так должно быть. Однако общие условия предварительного расследования в полном объеме относятся только к предварительному следствию. Они не в полной мере относятся к дознанию и смешанному расследованию, при чем совершенно не касаются протокольного расследования и расследования в порядке ст. 10 УПК. Назначение судебного заседания по уголовному делу - стадия уголовного процесса, в которой судья единолично, не предрешая вопроса о виновности обвиняемого, в результате проверки материалов уголовного дела устанавливает наличие или отсутствие достаточных фактических и юридических оснований для внесения дела в судебное заседание с целью его разрешения по существу и при установлении таких оснований назначает судебное заседание и выполняет необходимые подготовительные действия для рассмотрения дела в судебном заседании. Стадия судебного разбирательства занимает центральное место среди других стадий уголовного процесса, поскольку именно в этой стадии осуществляются общие для уголовного судопроизводства цели и задачи. Судебное разбирательство предназначено для рассмотрения и разрешения уголовного дела по существу. Рассматривая дело, суд первой инстанции должен непосредственно исследовать доказательства, установить фактические обстоятельства дела, выяснить права и обязанности сторон, охраняемые законом интересы заявителей. Разрешая дело, суд обязан вынести законное и обоснованное судебное решение, защищающее права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц.
Вопрос 4 Задержание подозреваемого в совершении преступления как мера процессуального принуждения.
Задержание подозреваемого является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов. Задержать лицо можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и при наличии одного из следующих оснований: 1) когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда очевидцы и потерпевшие укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Лицо, задержанное в качестве подозреваемого, подлежит немедленному освобождению по постановлению следователя или дознавателя в случаях, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания для применения к нему заключения под стражу; 3) задержание было произведено с нарушением требований закона; 4) по истечении 48 часов с момента его задержания не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Закон наделяет исключительным правом начальника места содержания подозреваемого немедленно освободить его, если постановление судьи о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей не поступило в указанные сроки. Вопрос 5. Источники уголовно-процессуального права. Значение постановлений Конституционного суда РФ, Пленума Верховного суда РФ, приказов Генерального прокурора РФ, Министерства Юстиции РФ, МВД РФ для уголовно-процессуальной деятельности.
Источники уголовно-процессуального права - это те нормативные акты, которые регулируют уголовно-процессуальные отношения. В отличие от многих других областей общественных отношений сфера уголовного судопроизводства регулируется только законом. Нормы уголовно-процессуального закона регламентируют деятельность суда по осуществлению судебной власти в сфере уголовного судопроизводства, определяют права и обязанности прокуроров, следователей, дознавателей, органов дознания, обвиняемых, потерпевших, защитников и других субъектов уголовно-процессуальных отношении.
Кроме соответствующих постановлений Пленума Верховного суда РФ, разъяснения уголовно-процессуальных норм даются Конституционным Судом Российской Федерации, а также в приказах, указаниях и инструкциях, изданных Генеральным прокурором РФ, министром МВД России, директором ФСБ. Как и постановления Пленума Верховного Суда РФ они не являются источником уголовного и уголовно-процессуального права, но эти акты имеют важное значение, для формирования единообразия правоприменительной практики и регулирования уголовно-процессуальных правоотношений. В этих актах в строгом соответствии с законом разъясняются отдельные положения уголовно-процессуальных правоотношений, содержатся указания по организации работы, даются рекомендации, обращается внимание на их недостатки в применении закона, предлагаются конкретные меры для их устранения. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, в том числе уголовно-процессуальный кодекс, по которому оно дано.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|