Мониторинг в педагогическом процессе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Предмет, задания, и функции сравнительной педагогики Сравнительная педагогика - это наука о сопоставлении особенностей общих и отдельных тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, региональном, национальном и федеративном масштабах. Это наука, которая преимущественно в содержательном плане анализирует состояние, основные тенденции и закономерности развития образования в глобальном масштабе, раскрывает соотношения всеобщих тенденций национальной или региональной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур. Сравнительная педагогика - самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи. Объект сравнительной педагогики - образование как процесс социально-культурного воспроизводства человека в современном мире, а также как социальный институт в глобальном, региональном и национальном масштабах. Предмет сравнительной педагогики - состояние, тенденции и закономерности развития мирового (зарубежного и отечественного) педагогического опыта и национальных педагогических культур современности. Основные задачи сравнительной педагогики:
Главный методологический вопрос сравнительной педагогики состоит в том, какой мерой и в каких формах возможно и целесообразно использовать достижения современного зарубежного опыта в своей деятельности.
Основные функции сравнительной педагогики:
Основные категории и понятия сравнительной педагогики:
Термин "менеджмент" имеет достаточно широкую трактовку, вследствие чего любое его определение будет неполным. В целом - это комплекс общих подходов, форм, приемов, методов, обеспечивающих компетентно-профессиональное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач. Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов. Сам же процесс обучения следует рассматривать как единый педагогический технологический процесс - педагогическую технологию. (Н.А. Давыдов, Н.А.Бойченко,1992)
Вхождение педагогического менеджмента в образовательный процесс заставил изменить ортодоксальные взгляды педагогов на свою педагогическую деятельность, наконец, получить новое качество и удовлетворение в педагогическом процессе. До настоящего момента это качество отсутствовало как в процессе передачи знаний, так и в процессе получения их обучающими. Это объясняется остаточным принципом, который продолжает доминировать в деле обучения специалистов, особенно будущих, наносит непоправимый ущерб, проявляется "провалом" в разработке и реализации различных реформ. Возникло разительное несоответствие потребности развивающегося общества в высококомпетентных специалистах возможностям нашего сегодняшнего образования. И это несоответствие приближается к критической отметке. Назрела необходимость широкого, коренного преобразования всей традиционной системы обучения и осуществить это без педагогического менеджмента невозможно. В свою очередь менеджмент невозможен без регулярного отслеживания всего процесса управления, т.е. мониторинга. В любом управленческом процессе мониторинг следует рассматривать как одно из важнейших и крайне необходимых технологических звеньев. Мониторинг в педагогическом процессе Мониторинг в педагогическом процессе в системе "педагог-студент" - есть совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. Иначе говоря, мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе "педагог-студент", позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение студента от незнания к знанию. Таким образом, мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Только мониторинг, обеспечивающий обратную связь и осведомляющий о соответствии фактических результатов деятельности педагога или педагогической системы и ее конечным целям способен выявить и оценить правильность действий педагога, а также корректировать управленческие решения.
При этом следует констатировать, что конечные цели почти никогда не соответствуют заданным, планируемым. И эта ситуация обычная и повсеместная, но редко учитываемая работниками образования. Главная проблема и задача состоит в том, чтобы правильно оценить степень и причину этого отклонения. (Кальней В.А., Шишов С.Е.) Различные внутренние и внешние факторы, влияющие на педагогическую систему, вызывают эти отклонения. К таким факторам, снижающим эффективность педагогической системы относятся: изменения в целях учебного заведения, в учебных программах, планах, несовпадение личных целей участников образовательного процесса, т.е. студента, с целями образовательного учреждения, опережающее развитие науки, переход к новым методикам и технологиям обучения, изменение состава обучающихся и педагогического персонала в процессе достижения цели. Таким образом, мониторинг связан с выявлением и регулированием взаимодействий факторов внешней среды и внутренних факторов самой педагогической системы. Учитывая, что мониторинг связан со всеми функциями и стадиями управления образованием, целесообразно рассматривать несколько аспектов мониторинга. Сочетание всех указанных аспектов составляет единый образовательный технологический процесс деятельности студента, педагога, администрации учебного учреждения, органов управления образованием.
Основу технологического построения учебного процесса составляет его конструирование исходя из заданных установок: образовательных ориентиров, целей и содержания обучения, социального заказа. Суть технологического подхода состоит в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных целей. Технологический подход к обучению предусматривает:
Особенностью технологического подхода является то, что все студенты, как участники единого процесса должны иметь одинаковый результат в усвоении знаний. Для овладения такой технологией следует подробно остановиться на особенностях усвоения учебного материала в традиционном учебном процессе и в учебном процессе, построенном на технологическом подходе.
Как известно, в традиционном подходе цели обучения определяются через содержание предмета, процесс деятельности студента или преподавателя, что не дает полного представления о предполагаемых результатах обучения. В данном случае отмечается значительная предопределенность результатов обучения от способностей учащихся, то есть, иными словами, оценка успеваемости (точнее, ее разброс) определяется способностями студентов. С целью изучения и подтверждения такой зависимости исследователями экспериментальной группы КГМУ была изучена аналогичная закономерность у школьников, т.к. сегодняшние студенты - вчерашние школьники, и образовательный процесс является непрерывным с 1-го класса до институтов и академий. В этом вопросе представляет интерес мнение известного педагога В.Ф. Шаталова. "Педагогическая наука с самых разных позиций пытается обеспечить переход на новое содержание образования. Физиологи, гигиенисты, методисты, психологи, и дидакты вполне обоснованно считают, что все нормальные учащиеся могут успешно усвоить программный материал по всем предметам. Как же обстоит дело в действительности? Можем ли мы положа руку на сердце сказать, что готовы обеспечить каждого выпускника школы глубокими, прочными знаниями? Вчера еще на этот вопрос отвечали утвердительно с самых высоких трибун. Сегодня же все более склоняемся к диаметрально противоположному мнению, стыдливо соглашаясь и с тем, что даже первоклассников начинают делить на средних, слабых и сильных, сохраняя за детьми приклеенные им ярлыки до самого окончания школы. С одной только поправкой: за годы учебы отряд сильных размывается и тает, а отряд слабых пополняется и растет. У этой печальной статистики последнее время появились, как уже отмечалось, даже свои теоретики-обоснователи. И это при всем при том, что в стране уже работают не единицы, а десятки тысяч учителей, утверждающих и доказывающих природную одаренность каждого здорового ребенка, его запрограммированную природой возможность усваивать самые сложные школьные программы в условиях благоприятного рабочего режима. Низкий уровень знаний сегодняшних школьников - всего только следствие, а причина - в несовершенстве давно уже себя изжившей методике обучения. Все дети - все без исключения - способны успешно овладеть программой курса средней школы." (В.Ф. Шаталов, 1998г.)
Следует отметить, что все, что касается школьников в вопросах педагогики в равной степени, относится и к студентам, причем один к одному. Было бы нелепым и крайне неоправданным при построении технологического процесса обучения студентов игнорировать принципы и подходы в технологиях преподавания в школе. В результате исследовательской работы, заключающейся в определении успеваемости студентов, на кафедре глазных болезней и усвояемости ими учебного материала подаваемого в традиционном учебном процессе, т.е. без дидактических основ и технологического подхода была определена одна из категорий учебных целей - показатель способности понимать значение изученного. Конечно, в идеале он должен составлять 100 %. В реальной действительности он составил 34 %, т.е. только 34% студентов понимают подаваемый материал. Нами в процессе исследовательской работы изучалась наиболее важная категория учебной цели - умение использовать изученный материал в своей практической деятельности, т.е. умение применять свои знания в конкретных условиях. Оказалось, что при традиционной системе обучения применить свои знания на практике смогли всего 28 % студентов. При этом на основе тестового контроля отмечался значительный разброс оценок, зависящий от способностей тех или иных студентов. Вообще же, в традиционном учебном процессе разброс успеваемости определяется разбросом способностей. Гипотетически можно было бы предположить низкий КПД учебных занятий на этой кафедре, но не в такой степени. Предметом дальнейших исследований стал вопрос - возможно ли, изменив процесс обучения, достичь высоких показателей на выходе, т.е. на заключительном этапе обучения - в процессе применения знаний при ликвидации разброса оценок. Этим была поставлена задача - избежать такой прямолинейной зависимости, минимизировать зависимость успешности результатов обучения от способностей обучаемых. Столь сложная задача потребовала длительного изучения и патентного поиска аналогичных решений. Так в исследованиях Б. Блума и Дж. Кэрролла предпринята попытка выяснить, насколько результаты обучения будут определяться способностями учащихся, если изменить условия обучения, к которым относятся учебное время и способ предоставления информации, т.е. форма подачи материала. Вполне естественно, что учебный результат находится в прямой зависимости от способности обучаемого и отображается графиком. Как известно, при любом содержании учебного предмета распределение числа студентов по уровню способности описывается так называемой кривой нормального распределения:
Такое соответствие между распределением учащихся по способностям и по уровню учебных результатов было подтверждено данными экспериментальных исследований В. Блума. Учащиеся с высокими способностями достигали хороших результатов, со средними - средних результатов и с низкими - низких результатов. Способности учащихся замерялись до обучения. Коэффициент корреляции между положительными результатами и способностями был достаточно высок - в пределах 0,7. Следовательно, степень взаимозависимости между способностями учащихся и их результатами высока. В экспериментальном исследовании, проведенном Б. Блумом и Дж. Кэрроллом, в отличие от традиционного обучения, были оптимизированы условия учебного процесса, прежде всего, по темпу изучения учебного материала. Дж. Кэрролл высказал предположение о том, чтобы постоянным фиксированным параметром учебного процесса были не временные факторы и не способы подачи информации, а результат обучения, который должен быть достигнут каждым учащимся. В таком случае, все другие параметры учебного процесса должны меняться и подстраиваться под достижение всеми учащимися заранее заданного результата. Этот подход был развит Б. Блумом. Он предположил, что способности обучаемого определяются темпом подачи материала не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для каждого обучаемого условиях. Б. Блум на основании полученных данных по изучению способностей учащихся при изучении различных предметов в условиях, когда время изучения не ограничивается, выделил следующие категории учащихся:
Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения и особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание учебного материала. В этом случае взаимозависимость между способностями учащихся и результатами обучения значительно снижается соответствующий коэффициент корреляции, приближается к нулю. Таким образом, исследователи установили, что при технологическом подходе значительно снижается взаимозависимость между способностями учащихся и достигнутыми ими результатами. Практически все при этом учебный материал усваивают, а высоких результатов достигают учащиеся не только с высокими способностями, но и со средними, и даже ниже средних. Результаты наших экспериментов подтвердили математические выводы Б. Блума и Дж. Кэрролла. Так, изучая способности части студентов, прошедших цикл "Глазных болезнЕЙ" в по новой технологии "КРЫМ·МЕД·ДИДАКТИК", нами определены параметры их способностей. График иллюстрирует полученные данные.
Представленный материал с коэффициентом полезного действия кафедры глазных болезней составляющим 28% и перспективой возможного доведения его до 91 % убедительно показал, что достичь этого уровня можно, изменив условия обучения, т.е. увеличив учебное время, либо изменив форму подачи информации, переведя учебный процесс на технологическую основу. Вполне естественно, что согласно учебной программе высшей медицинской школы увеличить учебное время не представляется возможным. Стало быть, единственным условием повышения эффективности обучения может быть повсеместное внедрение новых технологических, дидактических форм обучения. Сравнительный анализ традиционного и технологического подхода к построению учебного процесса можно представить графически следующим образом: Таким образом, одно из основополагающих положений технологического подхода состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь практически все учащиеся. Технологический подход к процессу обучения гарантирует практически всем учащимся достижение высоких результатов обучения. Конструирование учебного процесса при этом осуществляется следующим образом: Отличительной особенностью технологического подхода к учебному процессу является его направленность на достижение заведомо фиксированной цели и на этой же основе коррекция учебного процесса, осуществляемая по данным оперативной обратной связи. Таким образом, оперативная обратная связь является важнейшим моментом технологического конструирования учебного процесса, обеспечивающего всем учащимся (не только талантливым и одаренным) возможность достичь высоких показателей в обучении. Технологический подход к конструированию учебного процесса базируется на конкретном формулировании целей обучения на уровне повседневной работы учителя; определении фиксированного результата обучения, который должны достичь все ученики; оперативной обратной связи, позволяющей корректировать процесс формирования знаний и умений. Эти составляющие учебного процесса определяют в свою очередь процесс мониторинга в системе "педагог-студент". Технологический подход к учебному процессу гарантирует достижение поставленных целей обучения. Оперативная обратная связь в системе мониторинга, пронизывающая весь учебный процесс, является основой последовательной ориентации обучения на цели. Цели обучения определяют успешность процесса обучения. Поэтому их содержание, конкретная формулировка являются важнейшим шагом в технологическом конструировании учебного процесса. Изучая тот или иной раздел курса, педагог обычно ставит своей целью добиться, чтобы учащиеся поняли, усвоили его содержание, получили определенные знания и научились их применять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|