Психологические особенности межгрупповых взаимодействий
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В теории реальных конфликтов М. Шериф утверждает, что межгрупповые конфликты есть результат не совместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих сторон может стать победительницей, причем, в ущерб интересов другой. Конкуренция групп ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. А все вместе это приводит к враждебным действиям. Конфликт интересов быстро перерастает в агрессивную враждебность, а взаимодействие с негативно оцениваемой чужой группой увеличивает групповую сплоченность и создает новые символы групповой идентичности. Таким образом, характеристики самого межгруппового взаимодействия приводят к по явлению межгрупповой враждебности. Естественное средство, способное уменьшить враждебность, это наличие и возможность осуществления «высших целей», которые требуют общих усилий со стороны всех членов всех групп в процессе их совместной деятельности.
Существуют и другие подходы к оценке характера межгруппового взаимодействия. Впервые стройная система психологических взглядов на область межгрупповых отношений была выдвинута в поздних работах 3игмунда Фрейда. В описании межгруппового взаимодействия он многое заимствовал из работ Гюстава Лебона (1841 – 1931) и Уильяма Мак-Дугалла (1871 – 1938): 1) под влиянием толпы люди обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, свои бессознательные агрессивные влечения (Г. Лебон); 2) врожденный инстинкт агрессивности и драчливости побуждает группы людей, общины и страны воевать друг с другом (У. Мак-Дугалл). Анализируя межгрупповые взаимодействия, Фрейд утверждал: неизбежна межгрупповая враждебность; функция этой враждебности заключается в том, что она является главным средством сплочения и стабильности группы. Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», по мнению Фрейда, является Эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда к отцу ребенок испытывает и любовь, и ненависть: любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, в привязанность к своей группе, а враждебность переносится на чужую группу. Как Зигмунд Фрейд, так и австрийский этолог Конрад Лоренц (1903 – 1989) полагали, что агрессивное поведение людей является следствием биологически заданной агрессивности, которая направляется на враждебных соседей и способствует сохранению группы.
С позиции гипотезы «фрустрации-агрессии» Джона Долларда (1900 – 1980) и Нила Элгара Миллера (1909 – 2002), агрессивное поведение возникает тогда, когда человек или группа подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Фрустрация вызывает чувство гнева, что порождает открытую агрессию, причем, существует неизбежность переноса агрессии на всех «других», «похожих» на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом (в качестве признаков похожести выступает групповая и этническая принадлежность). Даже если человек не испытал непосредственно фрустрирующего воздействия, а являлся лишь пассивным свидетелем сцен жестокости, у него усиливаются агрессивные реакции.
Подводя итог,обратим внимание на то, что в межгрупповом взаимодействии наблюдаются следующие две закономерности: 1. Члены одной группы воспринимаются как более похожие друг на друга, чем они есть на самом деле. Акцент на внутригрупповом сходстве приводит к деиндивидуализации, выражающейся в чувстве собственной анонимности, что облегчает осуществление агрессивных действий по отношению к «врагам». Чем больше сходных элементов оформления внешности (одежда, прическа, раскраска лица), способствующих деиндивидуализации у членов группы, тем более оно агрессивно. 2. Члены двух групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле. Часто культурные и языковые границы между этническими общностями трудно уловимы, но в ситуации конфликта эти различия воспринимаются как четкие, яркие, важные. Помочь разрешить конфликт позволяет хорошее знание социально-психологических особенностей общения, изучение которых станет предметом нашего анализа в следующей главе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|