Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения между персонажами и героем




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА И УЧИТЕЛЬ

Психологическая сказка может быть использована не только для работы с детьми, но и для оказания психологической помощи взрослым. Особую категорию взрослых, с которыми приходится взаимодействовать школьному психологу, составляют педагоги. Среди разнообразных психотехнологий, применяемых по отношению к учителю, на наш взгляд, пока еще незаслуженно низкий ранг имеет сказка. А между тем именно сказочные метафоры позволяют учителю выйти из закостеневшего эго-состояния Родителя и дать волю своему внутреннему Ребенку.

ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ

Кратко опишем общую стратегию работы со сказками, которую можно применять в психологическом тренинге для учителей. Эта стратегия реализуется в несколько этапов.

Первый — информационный — включает краткое знакомство с психологической трактовкой сказочного содержания, с функциями волшебных сказок (по В.Я. Проппу) и с основными персонажами, встречающимися в сказках.

Второй — интерпретационный — подразумевает психологический анализ известных сказок.

Третий — сочинительский. Осуществляется первая попытка сконструировать сказку, опираясь на отдельные функции сказок.

Четвертый — этап драматизации. Сказки разыгрываются и видоизменяются. Осуществляется поиск ресурсов для решения проблем.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Сначала педагоги знакомятся с важнейшими принципами морфологии народных сказок, выделенными В.Я. Проппом.

В волшебных сказках действующие лица обязательно выполняют определенный набор функций.

Число этих функций ограничено. При этом в отдельно взятой сказке не обязательно присутствуют все функции, но в содержании сказки обязательно вычленяются хотя бы некоторые из них.

Последовательность функций всегда одинакова (в моделируемых и сочиняемых сказках часто происходит отступление от этого принципа).

В.Я. Пропп выделил 31 функцию. В своей работе мы используем специально приготовленные карточки, на одной стороне которых написано название функции, а на другой присутствует ее символическое изображение.

Берутся не все функции, предлагаемые Проппом, а только 24, с нашей точки зрения, наиболее важные (см. приложение 1).

Учителя знакомятся с семью основными сказочными персонажами, которых В.Я. Пропп называет так: Герой, Отправитель, Помощник, Даритель, Царевна, Антагонист, Ложный герой.

Помимо подхода к сказке В.Я. Проппа, предоставляется в сжатом виде информация о других возможных трактовках символического мира сказок (например, в юнгианской психологии). Описываются типы сказок и их отличия друг от друга. Дается понятие психологической сказки.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Учителя учатся видеть в сказке не только литературно-эстетическую сторону, но и психологический символический ряд. Для анализа можно использовать народные сказки, например: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Колобок», а также авторские психологические сказки «Коряга», «Сказка об Имени» и другие.

При этом важно, чтобы трактовки учителей не критиковались и не отвергались, а рассматривались наряду с трактовками психолога. На этом этапе у педагогов появляются новые, неожиданные для них самих идеи, возникают чудесные «креативные прорывы», открывающие им возможность увидеть что-то абсолютно новое в привычных текстах старых сказок. Нужно всячески поддерживать проявление творческого потенциала педагогов.

СОЧИНЕНИЕ

Для создания сказок учителям предлагается следующая процедура. Из стопки карточек с названиями функций персонажей один из участников семинара вытягивает несколько (восемь-десять) карточек и раскладывает их по порядку. Названия карточек читают и записывают на доске или на плакате. Учителям предлагается сочинить сказку по этому условному сценарию.

Здесь возможны разные варианты.
Например, можно сразу определиться с темой будущих сказок сообща и даже обозначить персонажей в соответствии с семью классическими по Проппу. Например, персонажами могут стать вещи из интерьера обычного школьного класса: Главный герой — Кусочек Мела, Антагонист — Тряпка, Ложный герой — Маркер, Отправитель — Коробка Мелков, Помощник — Указка, Даритель — Глобус, Царевна — Учительница.
Можно, впрочем, поступить и иначе — предоставить педагогам возможность конструировать сказку, не оговаривая заранее тему и персонажей.
Мы обычно предлагаем создать психологическую сказку, то есть такую, которая описывала бы события во внутреннем мире человека. Разумеется, это непростое задание. Возможно, стоит дать его в качестве домашнего задания.
Придуманные учителями сказки удобно анализировать, используя простую схему, предложенную Е.Л. Доценко (см. приложение 2).
На этом этапе учителя часто делают совершенно неожиданные для себя открытия. Однако следует помнить, что анализировать сказку можно только с разрешения автора. При этом интерпретируют сказку сами участники. Психолог же старается ограничиваться вопросами или отдельными репликами, помогающими направить обсуждение в нужную сторону. Важнейшей задачей психолога становится обеспечение психологической безопасности автора, который может испытать сильное переживание, настоящий катарсис.

ДРАМАТИЗАЦИЯ

Отдельные сказки, придуманные учителями, можно разыграть. При этом автор вправе сыграть роль Главного героя. Интересней всего получается, если допускается импровизированное изменение сюжета, особенно инициированное автором.
Если сказка имеет трагическую концовку, необходимо проработать варианты ее переделки. Для этого полезно, сделав перерыв в действии, обсудить, какие, например, волшебные средства могли бы помочь преодолеть трудности, каким образом можно добыть недостающие ресурсы. Разумеется, подробное обсуждение необходимо организовать после завершения разыгрывания сказки.
Сказки, придуманные учителями, часто являются отражением их профессиональных или личностных трудностей. Но эти сказки могут иметь дидактический характер, что подразумевает не столько психотерапевтическую работу, сколько дальнейшее использование созданных сказок в работе с детьми на уроках.
В качестве иллюстрации приводятся сказки, созданные педагогами — участниками одного из семинаров.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ СКАЗКИ

1. Отлучка («уехал купец как-то в чужие страны», «отправился царь на войну», «пошла однажды Марьюшка с подружками в лес по ягоды»).
2. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
3. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
4. Получение волшебного средства (интересно, что средство может, по мнению
В.Я. Проппа, передаваться, указываться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, выступать в виде различных персонажей, предоставляющих себя в распоряжение героя).
5. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
6. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).
7. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
8. Счастливый конец (все очевидно).
9. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес).
10. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, медведь ворует овес).
11. Даритель испытывает героя (Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень).
12. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
13. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
14. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).
15. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
16. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
17. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие).
18. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
19. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
20. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств преодолевая огромные расстояния).
21. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок).
22. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
23. Узнавание героя (без комментариев).
24. Герою дается новый облик (частый прием — погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше, — является, несомненно, прямым отражением обряда инициации).

СХЕМА АНАЛИЗА СКАЗКИ

Тема

То, на чем строится интрига действия. Тему можно толковать как значимую сферу жизни автора: путешествие, семейные сцены, поиск друзей и т.д.

Герой

Персонаж, с которым идентифицируется автор сказки. При анализе действий героя выявляются особенности самосознания автора — его образа Я, самоотношения, понимания своего места среди других людей.

Персонажи

Круг основных действующих лиц, их характеристики. Они могут толковаться как значимые лица из окружения. В психологических сказках их можно рассматривать как персонификацию личностных устремлений, внутренних конфликтов или — в духе психосинтеза — как отражение субличностей.

Отношения между персонажами и героем

Их можно интерпретировать как характерные для автора отношения со значимыми людьми или как желательные для него.

Типичные события

То, что составляет фабулу сказки. Их можно считать символическим отражением событий в жизни человека — причем не только внешней, но и внутренней. Стоит ли говорить, что часто это метафорическое отражение самим автором до момента анализа уже созданной сказки не осознается?

Трудности

Те наиболее важные, эмоционально заряженные проблемы, которые тревожат человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...