Отношения между персонажами и героем
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА И УЧИТЕЛЬ Психологическая сказка может быть использована не только для работы с детьми, но и для оказания психологической помощи взрослым. Особую категорию взрослых, с которыми приходится взаимодействовать школьному психологу, составляют педагоги. Среди разнообразных психотехнологий, применяемых по отношению к учителю, на наш взгляд, пока еще незаслуженно низкий ранг имеет сказка. А между тем именно сказочные метафоры позволяют учителю выйти из закостеневшего эго-состояния Родителя и дать волю своему внутреннему Ребенку. ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ Кратко опишем общую стратегию работы со сказками, которую можно применять в психологическом тренинге для учителей. Эта стратегия реализуется в несколько этапов. Первый — информационный — включает краткое знакомство с психологической трактовкой сказочного содержания, с функциями волшебных сказок (по В.Я. Проппу) и с основными персонажами, встречающимися в сказках. Второй — интерпретационный — подразумевает психологический анализ известных сказок. Третий — сочинительский. Осуществляется первая попытка сконструировать сказку, опираясь на отдельные функции сказок. Четвертый — этап драматизации. Сказки разыгрываются и видоизменяются. Осуществляется поиск ресурсов для решения проблем. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Сначала педагоги знакомятся с важнейшими принципами морфологии народных сказок, выделенными В.Я. Проппом. В волшебных сказках действующие лица обязательно выполняют определенный набор функций. Число этих функций ограничено. При этом в отдельно взятой сказке не обязательно присутствуют все функции, но в содержании сказки обязательно вычленяются хотя бы некоторые из них.
Последовательность функций всегда одинакова (в моделируемых и сочиняемых сказках часто происходит отступление от этого принципа). В.Я. Пропп выделил 31 функцию. В своей работе мы используем специально приготовленные карточки, на одной стороне которых написано название функции, а на другой присутствует ее символическое изображение. Берутся не все функции, предлагаемые Проппом, а только 24, с нашей точки зрения, наиболее важные (см. приложение 1). Учителя знакомятся с семью основными сказочными персонажами, которых В.Я. Пропп называет так: Герой, Отправитель, Помощник, Даритель, Царевна, Антагонист, Ложный герой. Помимо подхода к сказке В.Я. Проппа, предоставляется в сжатом виде информация о других возможных трактовках символического мира сказок (например, в юнгианской психологии). Описываются типы сказок и их отличия друг от друга. Дается понятие психологической сказки. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Учителя учатся видеть в сказке не только литературно-эстетическую сторону, но и психологический символический ряд. Для анализа можно использовать народные сказки, например: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Колобок», а также авторские психологические сказки «Коряга», «Сказка об Имени» и другие. При этом важно, чтобы трактовки учителей не критиковались и не отвергались, а рассматривались наряду с трактовками психолога. На этом этапе у педагогов появляются новые, неожиданные для них самих идеи, возникают чудесные «креативные прорывы», открывающие им возможность увидеть что-то абсолютно новое в привычных текстах старых сказок. Нужно всячески поддерживать проявление творческого потенциала педагогов. СОЧИНЕНИЕ Для создания сказок учителям предлагается следующая процедура. Из стопки карточек с названиями функций персонажей один из участников семинара вытягивает несколько (восемь-десять) карточек и раскладывает их по порядку. Названия карточек читают и записывают на доске или на плакате. Учителям предлагается сочинить сказку по этому условному сценарию.
Здесь возможны разные варианты. ДРАМАТИЗАЦИЯ Отдельные сказки, придуманные учителями, можно разыграть. При этом автор вправе сыграть роль Главного героя. Интересней всего получается, если допускается импровизированное изменение сюжета, особенно инициированное автором.
Игорь ВАЧКОВ, НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ СКАЗКИ 1. Отлучка («уехал купец как-то в чужие страны», «отправился царь на войну», «пошла однажды Марьюшка с подружками в лес по ягоды»).
СХЕМА АНАЛИЗА СКАЗКИ Тема То, на чем строится интрига действия. Тему можно толковать как значимую сферу жизни автора: путешествие, семейные сцены, поиск друзей и т.д. Герой Персонаж, с которым идентифицируется автор сказки. При анализе действий героя выявляются особенности самосознания автора — его образа Я, самоотношения, понимания своего места среди других людей. Персонажи Круг основных действующих лиц, их характеристики. Они могут толковаться как значимые лица из окружения. В психологических сказках их можно рассматривать как персонификацию личностных устремлений, внутренних конфликтов или — в духе психосинтеза — как отражение субличностей. Отношения между персонажами и героем Их можно интерпретировать как характерные для автора отношения со значимыми людьми или как желательные для него. Типичные события То, что составляет фабулу сказки. Их можно считать символическим отражением событий в жизни человека — причем не только внешней, но и внутренней. Стоит ли говорить, что часто это метафорическое отражение самим автором до момента анализа уже созданной сказки не осознается? Трудности Те наиболее важные, эмоционально заряженные проблемы, которые тревожат человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|