Музыкальные инструменты. Педагогическая деятельность
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Музыкальные инструменты Хотя некоторые ранние произведения Моцарта и были написаны для клавесина, уже в свои молодые годы композитор был знаком с фортепиано мастера Франца Якоба Шпета из Регенсбурга[165]. Позже, во время визита в Аугсбург, Моцарт заинтересовался инструментами Штайна и поделился своим восхищением ими в письме отцу[165]. 22 октября 1777 г. Моцарт выступил с премьерой тройного концерта, на котором звучали инструменты от Штайна[166]. Кафедральный органист Аугсбурга Деммлер исполнял первую часть, Моцарт вторую, а Штайн третью[167]. В 1783 г. в Вене композитор приобрел для себя фортепиано венского мастера Вальтера[168]. Леопольд Моцарт подтвердил привязанность своего сына к этому инструменту в письме дочери: «Невозможно описать этот шум и гам. Рояль твоего брата перевозили, по крайней мере, 12 раз из дома в театр, либо же в чей-то дом»[169]. Педагогическая деятельность Моцарт также вошёл в историю как музыкальный педагог. Хотя, по своему собственному убеждению, он не был педагогом по призванию. Моцарт часто жаловался на это: уроки игры на фортепиано отнимали у него много времени, а хождение по урокам утомляло, а иногда даже и унижало. С изрядным чувством собственного достоинства Моцарт писал отцу[170]: [в Париже] я не мог бы жить ничем другим, кроме как учениками, а для [этой] работы я не рождён. У меня тут живой пример. У меня было два ученика. К каждому я сходил по 3 раза, потом одного не застал, и урок пропал. Я с охотою могу дать урок из любезности, особенно, когда вижу талант, радость, удовольствие от учения. Но когда надо ходить в определённый час на дом или ждать кого-то дома, этого я не могу, как бы много этим не заработал. Это для меня невыносимо. Это я оставлю людям, которые ничего не умеют, кроме как играть на клавире. Я композитор и рождён быть капельмейстером. Я не имею права закапывать мой талант композитора, которым меня так щедро наградил милостивый Господь[171].
Несмотря на это, он всё же давал уроки — исключительно ради заработка. Более того, в последние годы жизни, когда Моцарт испытывал серьёзные финансовые трудности, это было одним из его немногочисленных источников дохода. Так, например, в 1790 году Моцарт имел только двух учеников, и хотел бы довести их число до восьми, о чём он и писал своему другу и кредитору Михаэлю Пухбергу, прося известить всех знакомых о том, что Моцарт набирает учеников[170][172]. Среди его учеников был, в частности, английский музыкант Томас Эттвуд, который по возвращении из Австрии в Лондон сразу занял должности придворного капельмейстера, органиста в Соборе Святого Павла, музыкального наставника герцогини Йоркской, и потом принцессы и потом принцессы Уэльской.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|