Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление об этическом кодексе и необходимость его введения в работу психологической службы образования

Нормативно-правовая база и теоретические основания психологической службы образования.

Научным основанием психологической службы образования являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о развитии и социальной природе психики человека: психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно этим теоретическим представлениям личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка. Развитие психики, отмечал С. Л. Рубинштейн, следует рассматривать не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям.

Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. Они не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития. Последнее зависит от того, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Образовательные учреждения, а следовательно, и практическая психология образования охватывают дошкольное детство (3-6/7 лет), детство школьное, или младший школьный возраст (6-9 лет), подростковый возраст, или отрочество (10-14 лет) и старший школьный, или возраст ранней юности (15-17 лет).

Таковы теоретические представления, определяющие цели и задачи психологической службы образования.

Пакет документации практического психолога детского психолога дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую.

Нормативная документация-это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.

В перечень нормативной документации входят:

Закон Российской Федерации об образовании.

Конвенция ООН о правах ребенка.

Положение о психологической службе в системе образования.

Положение о практическом психологе.

Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).

 

Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением. СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Специальная документация- это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

В специальную документацию входят:

Психологическое заключение.

Коррекционная карта.

Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий.. бесед, интервью и т.д.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми: заключения. Коррекционные карты и протоколы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

Целью организационно-методической документации является организация. планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога.

В организационно-методическую документацию входят:

График работы практического психолога в дошкольном учреждении.

Годовой план работы роботы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности)

Дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности)

Журнал и бланки психологических запросов, отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).

представление об этическом кодексе и необходимость его введения в работу психологической службы образования

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие особые категории добра, такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу. Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права и следовательно человек нарушающий этот кодекс не подлежит суду в соответствии с законом. Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология, политика выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса.

 

Основными этическими принципами являются:

 

1. Принцип конфиденциальности.

 

2. Принцип компетентности.

 

3. Принцип ответственности.

 

4. Принцип этической и юридической правомочности.

 

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

 

6. Принцип благополучия клиента.

 

7. Принцип профессиональной кооперации.

 

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

 

9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

 

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми по всему миру. Психолог, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом.

 

Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психолога. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности.

 

Для современных психологов, реализующих знания в различных областях психологической науки, этические принципы аналогичны клятве Гиппократа. Это относится и к психологам-практикам, и к психологам-теоретикам, разрабатывающим методологию науки, и, к организующим исследования, экспериментаторам.

 

Термином «профессионально-этические принципы» определяется необходимость связи между высоким профессионализмом и этическим уровнем работы психолога. В нашей стране этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...