Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Депутату Екатерининской Законодательной комиссии В. В. Ключареву.

Черевково- Едома- Верхняя Тойма

Вся Черевковская волость, очень зажиточная, вытянулась полукругом па возвышенностях, вдоль левого берега реки, имея село в середине. По праздникам бывает тут большое движение, торг, собирается много народа с этой и соседних волостей. В селе не мало богатых крестьянских домов, разукрашенных вычурной манерою, до которой охотники все разбогатевшие лавочники и, к сожалению, большинство духовенства.

 

Дом и лавка одного из здешних богачей особенно изобилуют такими украшениями; на беду ими же покрыта и недавно переделанная, большая, старая, очень интересная церковь, о которой я слышал еще в Москве - ревнители благолепия сломали древние украшения XVII века, заменивши их ярко-раскрашенными, раззолоченными новыми; пробили новые окна затейливого вида и даже на диво толстый сосновый лес в трапезе церкви густо выкрасили белой масляной краской.


Успенская церковь села Черевково

Как мы слышали, прихожане, между которыми много раскольников, пытались спасти старину, но причт, поклонник благолепия в новейшем вкусе, настоял на своем и привел старую постройку «в порядок». Лавочник Пирогов—имя богача радетеля— может гордиться такою реставрацией — жаль, что ни с чьей стороны не наложили уздечки на его усердие, и памятник старины почти погиб под резьбою, масляными красками и сусальным золотом.


Старое окно Успенской церкви

Замечу мимоходом, что в этих местах большая часть общеупотребительных слов совершенно разнится от русских, средней полосы Империи. Для примера: баской—красивый, тарок—ветер, гнус—гадость, бабушки—игрушки, зобенька—корзинка и т. д.

Как только встречаешь старую постройку, хоть простую деревенскую избу, так видишь, что работа делалась прежде лучше, чем нынче: коньки, узорные полотенца, удобные крылечки. Как новая изба богатого мужика—так полная безвкусица: всюду кудрявые завитки, без пользы и без смысла. Отчасти это можно, мне кажется, отнести к тому, что теперь труд очень разделился: прежде те же руки, что рубили избу, и украшали ее,—украшали просто, разумно, в меру. Нынче срубит избу один, а украсить поручит другому, ловкачу своего дела, работающему буквально по пословице: «за вкус не берусь, а горячо будет».

Я съездил отсюда в село Едому по убийственной болотной дороге—там тоже деревянная церковь, которую хотят ломать. Уже несколько лет тому назад получен указ Преосвященного, разрешающий сломку, и если бы не прихожане, старающиеся отстоять свою старую святыню, давно бы и следа ее не осталось...


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Едоме

Трудно и пересчитать сколько дорогого, живого исторического материала стерто с лица земли, в Вологодской губернии.
Может быть читающий улыбнется на мои причитания, но я настаиваю на них, так как считаю, что страна наша бедна памятниками родной старины, и намеренно уничтожать их - значит осмысленно налагать руку и на русское искусство и на русскую историю.

В середу, 16 июня, ездил еще в Едому, где написал этюд трапезной двери, расписанной орнаментом.


Трапезная дверь Введенской церкви в Едоме

Кстати замечу, что «Едома» означает глушь, чащу: здесь говорят—«зашел в такую едому, на силу и выбрался»! Напротив, когда из глуши выбираются на простор, говорят: «выбрался на русь».

 

Приложение 05. Наказ от черносошных крестьян волости Сидорова Едома депутату Екатерининской Законодательной комиссии В. В. Ключареву. 1767 г.

чт, 02/16/2012 - 16:54 — Вячеслав Румянцев

 

Публикуется впервые

 

Наказ от черносошных крестьян волости Сидорова Едома

депутату Екатерининской Законодательной комиссии В. В. Ключареву.

1767 год[1].

На 2 листах

(л. 35 – 36)

1767 года февраля 16 дня по Ея Императорскаго величества указу из Великоустюжской провинциальной канцелярии велено от каждой волости прислать с поверенными выборными о нуждах и недостатках письменныя наставления. Устюжскаго уезда Двинской трети Сидоровой Едомы сотский Иван Поршнев с товарищами и нижеподписавшимися крестьянами в самую сущую правду объявляем.

1.

Во оной нашей волости Сидорове Едоме по генеральному прежнему свидетельству и по нынешней ревизии написано 28 деревень, деревни скудныя и малосенныя. В нашей волости лугов не имеется, только имеется сено по малой речке Лудонге по самому малому числу, а у коих ж деревень были сена печишныя в Черевковском лугу, вышли неведомо за какия крепости Черевковской волости за крестьян из разных древних лет.

2.

А крестьяне скота держат по самому малому числу, по одной лошади да по корове, а есть такие крестьяне и ни единой скотины у себя не имеют, и навозов на пахотную землю возят мало, и потому хлеба родится мало, и крестьяне нужные и скудные и в хлебе имеют великий недостаток, а в продажу хлеба никогда не бывает, а иные крестьяне и сами прикупают.

3.

А на те деревни, на 28 деревень, по нынешней ревизии записано мужескаго пола душ сто девяносто одна душа; и на те вышеписанныя деревни по пахотной земле душ умножилось против подушнаго платежа, и по посевам в земле великий недостаток.

А во оной нашей волости есть пустыя деревни: деревня Шубинская, прежде было два двора, тех дворов ныне не имеется. Земля пуста, никто не пашет, лесом поросло и платежа не имеется, владельца никого не имеется. А тоя деревни есть пожня в Черевковском лугу, у Ежевого озера, и тою пожнею владеет Прокопия Акишева работник его, Афанасий Поспелов, и неведомо по каким крепостям.

Деревня Алешинская лежит пуста, дворов не имеется, пахотная земля лесом поросла, и владельца по крепостям никого не имеется.

Есть деревня Шаховская, пуста, двора не имеется, пахотная земля пуста, лесом поросла, сенными покосами владеет Черевковской волости Максим Худяков.

А деревня Емельяновская была в Ягрышской волости на усть речки Авнюги и ведомства нашей волости, и оной деревни пахотную землю рекою Двиною смыло без остатка, и осталось от той деревни пожня печишная в Кивокурском лугу, званием Медвежья кулига, и тою пожнею владеет Ягрышской волости крестьянин Иван Шаблин, а платежа со оной пожни не имеет.

А во оной нашей волости крестьяне на подушный платеж приуготовляют с великим трудом, в лесу осинник рубят и жгут на пепел и возят в Черевковскую волость и продают, а иные дрова возят и продают, и всякою черною работою работают, в том мы крестьяне и подписуемся.

К сему письму прошением соцкого Ивана Поршнева, пятидесяцкого Василья Клыпина, десяцких Ефима Киселева, Сергия Попова, крестьян Симеона и Артамона Морозовых, Михаила Гостева, Дмитрея Квашнина, Лариона и Артамона Вяткиных, Тараса и Терентья Кириловых, Осипа и Парфена Сухановых, Сидора Новогородцова, Пантелея Кокшарова, Терентия Посникова, Симеона Горяинова, Ивана и Василья Романовых, Прохора Гостева, Алексея Парамонова сына Квашнина, Архипа Антропова, Ивана Жданова, Власа Шадрина, Ивана Жаравлева тоя волости крестьянин Иван Петров сын Копылов руку приложил.


[1] РГАДА. Ф. 342 “Комиссия о сочинении проекта нового Уложения”. Оп. 1. Д. 108.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...