Ситуационные задачи для разбора на занятии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра пропедевтики внутренних болезней, лучевой диагностики
Методические указания для студентов 3 курса Специальности лечебное дело к практическому занятию по дисциплине пропедевтика внутренних болезней
Тема: Выживаемость практических навыков по кардиологии. Цель занятия: Контроль за усвоением методов обследования органов кровообращения. Задачи: Контроль знаний и умений по методам объективного обследования кардиологического больного: сбор жалоб и анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Знание диагностических возможностей и клинической значимости каждого метода, умение интерпретировать полученные результаты в ходе проведения объективного исследования больного. Студент должен знать: 1. до изучения темы (базисные знания): 1. Порядок сбора жалоб и анамнеза у кардиологического больного 2. Порядок осмотра сердца и крупных сосудов, интерпретацию результатов 3. Методику пальпации области сердца, перкуссии абсолютной и относительной тупости сердца, диагностическое значение 4. Методику исследования артериального пульса, венного пульса, методику измерения АД, интерпретацию результатов 5. Методику аускультации сердца, интерпретацию результатов 6. Диагностические возможности и клиническую значимость каждого метода объективного исследования. 2. после изучения темы. 1. Закрепить навыки проведения объективного обследования кардиологического больного: опроса, осмотра, пальпации, аускультации
2. Закрепить знания по диагностическим возможностям и клинической значимости каждого метода объективного исследования. 3. Закрепить умения по интерпретации полученных данных в ходе объективного исследования кардиологического больного Студент должен уметь: провести физикальное обследование больного с патологией органов кровообращения (оспрос, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию), проинтерпретировать полученные результаты. Содержание занятия: 1. Вводный контроль. Решите тестовые задания: 1. Назовите причины развития набухших шейных вен и отриц. венного пульса 1) застой крови в венозном русле большого круга кровообращения без недостаточности 3-х створчатого клапана 2) застой крови в венозном русле большого круга кровообращения и недостаточность 3-х створчатого клапана 3) стеноз устья аорты 4) недостаточность клапана аорты 5) резкое снижение пульсового АД
2. О чем свидетельствует усиленная пульсация во II межреберье справа у края грудины 1) гипертрофия правого желудочка 2) гипертрофия левого желудочка 3) расширение легочной артерии 4) аневризма дуги аорты 5) расширение или аневризма восходящей части аорты
3. О чем может свидетельствовать усиленная пульсация в III-IV межреберье слева от грудины, не распространяющаяся на эпигастральную облаcть 1) гипертрофия и дилатация левого желудочка 2) гипертрофия и дилатация правого желудочка 3) гипертрофия и дилатация левого предсердия 4) аневризма левого желудочка 5) расширение легочной артерии.
4. Выраженный сердечный толчок и эпигастральная пульсация характерен для 1) гипертрофия левого желудочка без выраженной его дилатации; 2) гипертрофия и дилатация левого желудочка; 3) гипертрофия и дилатация правого желудочка; 4) сращение листков перикарда (слипчивый перикардит); 5) постинфарктная аневризма передней стенки левого желудочка.
5. Как изменяются границы сердца при гипертрофии и дилатации правого предсердия 1) расширение границ относительной тупости сердца влево и вниз 2) смещение верх. границ относит.сердечной тупости вверх и влево 3) увеличение границ относительной сердечной тупости вправо и влево (за счет смещения границ абсолютной тупости). 4) увеличение границ относительной сердечной тупости вправо
6. Укажите наиболее характерные изменения артериального пульса при выраженном митральном стенозе 1) pulsus dificiens; 2) pulsus filiformis; 3) pulsus differens; 4) pulsus plenus; 5) pulsus durus.
7. Акцент II тона на аорте это: 1) II тон на аорте звучнее I тона 2) II тон на аорте звучнее II тона на легочной артерии
8. При повышении давления в легочной артерии будет наблюдаться: 1) ослабление II тона на легочной артерии 2) акцент II тона на легочной артерии
9. Как изменится II тон сердца при повышении давления в легочной артерии и выраженной гипертрофии правого желудочка? 1) ослабление II тона на легочной артерии; 2) только акцент II тона на легочной артерии; 3) акцент и расщепление II топа на легочной артерии; 4) только расщепление II тона на легочной артерии.
10. Как изменится I тон сердца при недостаточности митрального клапана 1) усиление I тона 2) ослабление I тона Ответы на тестовые задания: 1-4; 2-1; 3-1; 4-1; 5-2; 6-1; 7-2; 8-2; 9-3; 10-2. 2. Беседа по теме занятия. 1. Особенности жалоб и анамнеза кардиологических больных. 2. Осмотр области сердца и крупных сосудов. Перкуссия границ относительной и абсолютной тупости сердца. 3. Методика определения и свойства артериального пульса. Методика измерения АД. 4. Методика аускультации сердца. 3. Практическая работа. 1) Закрепление практических навыков по кардиологии Цель работы: закрепить практические навыки по объективному исследованию сердечно-сосудистой системы Методика проведения работы: работа студентов в «малых группах» в учебной комнате под контролем преподавателя: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Результаты: результаты представить в тетрадях в виде схемы конфигурации сердца, схемы аускультативной картины. Выводы: закреплены и отработаны практические навыки по объективному исследованию сердечно-сосудистой системы
2) Провести курацию больного с патологией органов кровобращения Цель работы: провести физикальное обследование больного с патологией органов кровообращения, интерпретация полученных результатов. Методика проведения работы: работа студентов в «малых группах» у постели больного под контролем преподавателя: сбор жалоб, анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Клинический разбор с интерпретацией полученных данных. Результаты: результаты представить в тетрадях в виде выявленных симптомов, заключений по осмотру, пальпации, перкуссии, аускультации сердца, схемы конфигурации сердца, аускультативной картины. Выводы: проведено физикальное обследование больного с патологией органов кровообращения, интерпретированы полученные результаты. Ситуационные задачи для разбора на занятии 1) Алгоритм разбора задач: - выявите симптомы - перечислите клинические ситуации, при которых возможны выявленные изменения 2) Пример задачи с разбором по алгоритму: см «Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по пропедевтике внутренних болезней. Часть I.»: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов, 2-е издание перераб. и доп:/ Чепурных А.Я., Вознесенский Н.К., Савиных Е.А. и др.- Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2010 с 74- 77. 3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии 1. При осмотре молодого больного обнаружено выпячивание грудной клетки в области сердца, пепельный цианоз губ. Как называется эта форма грудной клетки? 2. Во втором межреберье у левого края грудины определяется разлитая резистентная пульсация, синхронная с сокращениями сердца. Когда это бывает? 3. У больного определяется АД 180/40 мм рт.ст. Какие свойства пульса изменятся при этом? 4. У больного мерцательная аритмия. Дайте характеристику пульса и аускультативную картину сердца. 5. На верхушке сердца у больного выслушивается систолический убывающий шум, который проводится в подмышечную впадину и точку Боткина. Какой порок сердца может быть у больного?
6. На верхушке сердца выслушивается систолический шум, сила его нарастает во 2-м межреберье справа. Он хорошо проводится на сонные артерии, но не выслушивается в подмышечной впадине. О каком поражении сердца можно подумать. 7. Во 2-м межреберье справа, в точке Боткина и на верхушке выслушивается диастолический шум. Какой клапанный порок можно заподозрить. Как изменится второй тон и где? Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
Методические рекомендации подготовлены: ассистентом Коноваловой Н.В.
Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры №___ от «______».
Зав. кафедрой: ___ ___________ / Чепурных А.Я./
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|