Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи для разбора на занятии

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра пропедевтики внутренних болезней, лучевой диагностики

 

Методические указания для студентов 3 курса

Специальности лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине пропедевтика внутренних болезней

 

Тема: Выживаемость практических навыков по кардиологии.

Цель занятия: Контроль за усвоением методов обследования органов кровообращения.

Задачи: Контроль знаний и умений по методам объективного обследования кардиологического больного: сбор жалоб и анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Знание диагностических возможностей и клинической значимости каждого метода, умение интерпретировать полученные результаты в ходе проведения объективного исследования больного.

Студент должен знать:

1. до изучения темы (базисные знания):

1. Порядок сбора жалоб и анамнеза у кардиологического больного

2. Порядок осмотра сердца и крупных сосудов, интерпретацию результатов

3. Методику пальпации области сердца, перкуссии абсолютной и относительной тупости сердца, диагностическое значение

4. Методику исследования артериального пульса, венного пульса, методику измерения АД, интерпретацию результатов

5. Методику аускультации сердца, интерпретацию результатов

6. Диагностические возможности и клиническую значимость каждого метода объективного исследования.

2. после изучения темы.

1. Закрепить навыки проведения объективного обследования кардиологического больного: опроса, осмотра, пальпации, аускультации

2. Закрепить знания по диагностическим возможностям и клинической значимости каждого метода объективного исследования.

3. Закрепить умения по интерпретации полученных данных в ходе объективного исследования кардиологического больного

Студент должен уметь: провести физикальное обследование больного с патологией органов кровообращения (оспрос, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию), проинтерпретировать полученные результаты.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль.

Решите тестовые задания:

1. Назовите причины развития набухших шейных вен и отриц. венного пульса 1) застой крови в венозном русле большого круга кровообращения без недостаточности 3-х створчатого клапана

2) застой крови в венозном русле большого круга кровообращения и недостаточность 3-х створчатого клапана

3) стеноз устья аорты

4) недостаточность клапана аорты

5) резкое снижение пульсового АД

 

2. О чем свидетельствует усиленная пульсация во II межреберье справа у края грудины

1) гипертрофия правого желудочка

2) гипертрофия левого желудочка

3) расширение легочной артерии

4) аневризма дуги аорты

5) расширение или аневризма восходящей части аорты

 

3. О чем может свидетельствовать усиленная пульсация в III-IV межреберье слева от грудины, не распространяющаяся на эпигастральную облаcть

1) гипертрофия и дилатация левого желудочка

2) гипертрофия и дилатация правого желудочка

3) гипертрофия и дилатация левого предсердия

4) аневризма левого желудочка

5) расширение легочной артерии.

 

4. Выраженный сердечный толчок и эпигастральная пульсация характерен для

1) гипертрофия левого желудочка без выраженной его дилатации;

2) гипертрофия и дилатация левого желудочка;

3) гипертрофия и дилатация правого желудочка;

4) сращение листков перикарда (слипчивый перикардит);

5) постинфарктная аневризма передней стенки левого желудочка.

 

5. Как изменяются границы сердца при гипертрофии и дилатации правого предсердия

1) расширение границ относительной тупости сердца влево и вниз

2) смещение верх. границ относит.сердечной тупости вверх и влево

3) увеличение границ относительной сердечной тупости вправо

и влево (за счет смещения границ абсолютной тупости).

4) увеличение границ относительной сердечной тупости вправо

 

6. Укажите наиболее характерные изменения артериального пульса при выраженном митральном стенозе

1) pulsus dificiens;

2) pulsus filiformis;

3) pulsus differens;

4) pulsus plenus;

5) pulsus durus.

 

7. Акцент II тона на аорте это:

1) II тон на аорте звучнее I тона

2) II тон на аорте звучнее II тона на легочной артерии

 

8. При повышении давления в легочной артерии будет наблюдаться:

1) ослабление II тона на легочной артерии

2) акцент II тона на легочной артерии

 

9. Как изменится II тон сердца при повышении давления в легочной артерии и выраженной гипертрофии правого желудочка?

1) ослабление II тона на легочной артерии;

2) только акцент II тона на легочной артерии;

3) акцент и расщепление II топа на легочной артерии;

4) только расщепление II тона на легочной артерии.

 

10. Как изменится I тон сердца при недостаточности митрального клапана

1) усиление I тона

2) ослабление I тона

Ответы на тестовые задания: 1-4; 2-1; 3-1; 4-1; 5-2; 6-1; 7-2; 8-2; 9-3; 10-2.

2. Беседа по теме занятия.

1. Особенности жалоб и анамнеза кардиологических больных.

2. Осмотр области сердца и крупных сосудов. Перкуссия границ относительной и абсолютной тупости сердца.

3. Методика определения и свойства артериального пульса. Методика измерения АД.

4. Методика аускультации сердца.

3. Практическая работа.

1) Закрепление практических навыков по кардиологии

Цель работы: закрепить практические навыки по объективному исследованию сердечно-сосудистой системы

Методика проведения работы: работа студентов в «малых группах» в учебной комнате под контролем преподавателя: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация.

Результаты: результаты представить в тетрадях в виде схемы конфигурации сердца, схемы аускультативной картины.

Выводы: закреплены и отработаны практические навыки по объективному исследованию сердечно-сосудистой системы

2) Провести курацию больного с патологией органов кровобращения

Цель работы: провести физикальное обследование больного с патологией органов кровообращения, интерпретация полученных результатов.

Методика проведения работы: работа студентов в «малых группах» у постели больного под контролем преподавателя: сбор жалоб, анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Клинический разбор с интерпретацией полученных данных.

Результаты: результаты представить в тетрадях в виде выявленных симптомов, заключений по осмотру, пальпации, перкуссии, аускультации сердца, схемы конфигурации сердца, аускультативной картины.

Выводы: проведено физикальное обследование больного с патологией органов кровообращения, интерпретированы полученные результаты.

Ситуационные задачи для разбора на занятии

1) Алгоритм разбора задач:

- выявите симптомы

- перечислите клинические ситуации, при которых возможны выявленные изменения

2) Пример задачи с разбором по алгоритму: см «Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по пропедевтике внутренних болезней. Часть I.»: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов, 2-е издание перераб. и доп:/ Чепурных А.Я., Вознесенский Н.К., Савиных Е.А. и др.- Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2010 с 74- 77.

3) Задачи для самостоятельного разбора на занятии

1. При осмотре молодого больного обнаружено выпячивание грудной клетки в области сердца, пепельный цианоз губ. Как называется эта форма грудной клетки?

2. Во втором межреберье у левого края грудины определяется разлитая резистентная пульсация, синхронная с сокращениями сердца. Когда это бывает?

3. У больного определяется АД 180/40 мм рт.ст. Какие свойства пульса изменятся при этом?

4. У больного мерцательная аритмия. Дайте характеристику пульса и аускультативную картину сердца.

5. На верхушке сердца у больного выслушивается систолический убывающий шум, который проводится в подмышечную впадину и точку Боткина. Какой порок сердца может быть у больного?

6. На верхушке сердца выслушивается систолический шум, сила его нарастает во 2-м межреберье справа. Он хорошо проводится на сонные артерии, но не выслушивается в подмышечной впадине. О каком поражении сердца можно подумать.

7. Во 2-м межреберье справа, в точке Боткина и на верхушке выслушивается диастолический шум. Какой клапанный порок можно заподозрить. Как изменится второй тон и где?

Рекомендуемая литература:

Основная:

Наименование Автор (ы) Год, место издания  
 
1. Пропедевтика внутренних болезней Гребенев А.Л. 6-е изд. - М., 2009  
2. Пропедевтика внутренних болезней Мухин Н. А., Моисеев В.С. 4-е изд - М., 2009.  
3. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты Кобалава Ж.Д., Моисеев В.С. М., 2008.  

Дополнительная:

Наименование Автор (ы) Год, место издания
1. Семиотика и синдромология в кардиологии Чепурных А.Я., Савиных Е.А. 2010 г., ГБОУ ВПО Кировская ГМА

 

Методические рекомендации подготовлены: ассистентом Коноваловой Н.В.

 

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры №___ от «______».

 

Зав. кафедрой: ___ ___________ / Чепурных А.Я./

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...