Основные школы социологии труда
Тема 16. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Экономическая социология как наука. Социология труда. Труд и его основные состояния. Трудовые коллективы и трудовые конфликты. I. Анализ современных социальных проблем экономической жизни показывает, что их решение невозможно без осознания оценки происходящих изменений в сфере производства: ведь «экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы» (Ф.Энгельс) (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 271). Экономическая жизнь функционирует благодаря не только действию объективных законов общественного развития, но и субъективной деятельности людей. Экономическую жизнь невозможно представить без концепций, без идеологических установок и ориентаций, существующих в обществе (того, что относится к теоретическому уровню общественного сознания). И, наконец, экономическая жизнь не может функционировать без учета культуры общения продавца и покупателя, моды, экономической культуры человека и общества. Главное в экономической жизни – это понимание роли человека труда и осуществление на деле его функций.
В рамках экономической социологии рассматриваются такие проблемы, как • демография, • занятость, • миграция, • домашний труд, • инновация, • региональное развитие, • социологические проблемы экологии, • социальная инфраструктура Важными элементами экономики как науки являются экономические институты, рассматриваемые как разновидность социальных институтов.
В нормативную структуру экономических институтов входит система норм, отражающих отношения собственности, доминирующий тип производства, наличие типичных форм и способов обмена, а также те или иные социальные ценности, морально-этические стандарты (напр., нормы протестантской этики) и нормативы поведения в сфере экономики (напр., «честное купеческое слово»). К числу социальных институтов в экономике относят • институт собственности, • система торговли и распределения, • система страхования, • финансовая система и • др. виды экономической жизни.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ¨ статусные, ¨ контрактные (договорные).
К числу статусных предписаний относятся прежде всего конституционные нормы, определяющие структуру и правомочия органов государственной власти и управления. В сфере экономики - это акты, которые определяют статус субъекта хозяйствования. К статусным можно отнести и внутрикорпоративные отношения, отношения соподчиненности в любой административной системе.
Статусные (соподчиненность) и договорные (равенство) отношения, представленные в разных пропорциях в экономике, упорядочивают поведение хозяйствующих субъектов, обеспечивая необходимую степень устойчивости и предсказуемости такого поведения. Исторически экономика существовала
Общей линией явился переход от статусных отношений субординации и подчинения к договорным отношениям между равноправными сторонами.
Принципиальное значение для анализа экономики как социального института имеет категория собственности. Отношения собственности воплощают в себе определенную форму присвоения материальных благ. Реальное бытие и социологическое содержание института собственности складываются под воздействием ряда социальных факторов технологического, экономико-стоимостного, управленческого и правового характера. В социальной структуре экономики индустриального общества стали различать несколько социальных групп:
Из этого видно, что отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, т.е. отношения собственности, выступая по форме в виде правовых установлений, по социальному существу зависят от факторов
Властные отношения в сфере экономики воплощаются в возможности распоряжаться ресурсами, деньгами и людьми. Тот, кто держит в своих руках эти полномочия (и в той мере, в которой он ими обладает), и является реальным собственником.
Современная экономика не может существовать, развиваться вне или помимо государственного контроля и регулирования. Принципиальным при этом является то, что исходным условием любой формы эффективного контроля - это раздельное существование контролирующего субъекта и контролируемого объекта. II. Во многих языках слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют одинаковые корни, а, по определению Аристотеля, «раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб». С социально-экономической т.зр.
Общественный труд представляет собой сложное образование, является предметом изучения целого ряда наук, в т.ч. и социологии, выступая в виде социологии труда.
В социологии труда выделяют несколько НАПРАВЛЕНИЙ АНАЛИЗА:
Итак, социология рассматривает труд в качестве основной формы жизнедеятельности общества, главного условия его бытия, где ПРОЦЕСС ТРУДА включает в себя:
Одновременно основными категориями социологии труда выступают:
Условия труда во многом они зависят ¨ от организации труда ¨ от содержания труда
Разделяют два сходных понятия:
ОСНОВНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ТРУДА
Трудовая деятельность является видом удовлетворения социальных потребностей человека. Различают два вида потребностей: ¨ естественные и ¨ созданные обществом (социальные).
Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества.
Эти проблемы изучают концепции человеческих потребностей и теорию трудовой мотивации раскрывает американский психолог и социолог А.Маслоу (1908-1970). Классифицируя потребности человека, он разделяет их на ¨ базисные (потребность в пище, безопасности и т.п.) и ¨ производные, или метапотребности (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни и т.п.). Базисные потребности располагаются по принципу иерархии в восходящем порядке от низших материальных до высших духовных
Дальнейшее развитие эта концепция находит в мотивационно-гигиенической теории американского ученого Ф.Херцберга, который выделяет:
Исследуя трудовые мотивы, Ф. Херцберг заметил, что когда люди говорят о неудовлетворенности работой, то подразумевают преимущественно окружение, а когда они удовлетворены, то саму работу. Отсюда делается вывод, что любой индивид имеет не одну систему потребностей, а две, которые качественно различны, независимы друг от друга и по-разному влияют на поведение людей.
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Социология труда (на Западе чаще именуется индустриальной социологией ) начала развиваться в 1920-30-х гг. Хотя проблемы трудовой деятельности обстоятельно исследовал еще Г.Спенсер. 1. Впервые к социальным резервам производства в своем полном виде обратился и обосновал Фред Тейлор (1856-1915). Именно он не только высказал идею о необходимости заинтересовать работника в результатах своего труда, но научно обосновал и воплотил ее в жизнь через КОНЦЕПЦИЮ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА». Некоторые его идеи:
Поштучная, сдельная, прогрессивно-премиальная системы оплаты труда вызвали повышение производительности труда даже у старых и ленивых рабочих. Тейлоровский подход быстро распространялся. Его идеи не оставались неизменными - они совершенствовались, дополнялись. У Г.Форда они нашли выражение в стимулировании высокоэффективного труда в условиях конвейерного производства. Проблемы оплаты труда волновали и таких видных представителей НОТ, как А.Файоль, Г.Черч, Г.Эмерсон. В 1920-е гг. этими проблемами очень интенсивно занимались советские ученые А.К. Гастев, П.М.Керженцев, О.А.Ерманский, П.А.Попов и др. Что касается практики, то надо обратить внимание на результаты, связанные со стахановским движением. Реализуя принципы заинтересованности работника в достойной оплате труда, Ф.Тейлор вышел на следующую научно-практическую проблему: как организован труд работника, насколько он рационален и учитывает физические и физиологические возможности человека. Им была выдвинута и обоснована идея научной организации труда (НОТ) на рабочем месте. Наступила эра т.н. «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА».
Кстати, советские ученые А.К.Гастев и П.М.Керженцев также доказали, что возможности эффективного развития материального производства зависят не только от орудий и предметов труда, но и от таких факторов, как организация труда, навыки, опыт, профессиональная подготовка и сноровка рабочего. Еще в 1920-х гг. благодаря их творчеству родилось движение по НОТ. Организованный в 1920 г. Гастевым Центральный институт труда (ЦИТ) осуществлял научно-исследовательскую работу и стал важным звеном внедрения научных методов организации труда во всех отраслях народного хозяйства. Процесс внедрения НОТ в стране шел в несколько этапов.
Помимо разработки форм и методов организации труда внимание науки, производства и предпринимателей обращено на необходимость профессиональной подготовки работников. Суть этого подхода: помочь работнику занять достойное место в производственном процессе. Это стремление базируется на биологических (реакция, сноровка, сообразительность, приспособляемость) и социальных (понимание, стремление, подражание и т.д.) резервах. Профессионализация работника прошла несколько этапов.
2. Началом второго подхода социологии к регулированию производственного поведения работников стали проведенные в 1920-30-х гг. американского ученого Элтона Мэйо хотонские эксперименты в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго. Изучая влияние факторов на повышение эффективности производства (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства и т.п.), Э.Мэйо показал роль человеческого и группового фактора. В КОНЦЕПЦИИ “ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ” («социально-психологического» человека) Мэйо доказывает, что увеличение производительности труда может быть достигнуто, если будут налажены благоприятные взаимоотношения в первичной производственной ячейке. Данный подход назван менеджментом человеческих отношений. В частности, в создании благоприятного социально-психологического климата выявлена важная роль непосредственного руководителя на производстве - мастера, бригадира, прораба, и администрации предприятия.
Исследование процесса адаптации работника к производству свидетельствует, что на его поведение влияют не только производственные, но и внепроизводственные факторы (общественная ситуация, быт, досуг, общение, семья).
Среди социально-психологических параметров развития производства одно из центральных мест занимает вопрос об оптимальном размере первичной производственной организации.
3. Третий подход к регулированию производственного поведения работников связан с именем американского социолога Берреса Фредерика Скиннера и назван СИТУАТИВНЫМ МЕНЕДЖМЕНТОМ, где используются материальные и социальные побудительные факторы. Вознаграждение за труд увязывается с достижениями конкретных целей в трудовом процессе, а главной заботой менеджера стала оценка результатов деятельности работника и дозирование материальных и моральных стимулов. 4. Важной ступенью в осмыслении социальных резервов производства, начиная с 1920-х гг., стали исследования условий труда. Уже тогда было сформулировано представление о работнике как элементе процесса производства, на который (в отличие от др. элементов) самым непосредственным образом влияют практически все без исключения факторы производственной среды: · шум, · вибрация, · температура, · влажность, · освещение, · загазованность, · окраска помещений и оборудования. Серьезный вклад в изучение этих проблем внесли фран. исследователь А.Файоль и советские ученые С.Г.Струмилин, B.C.Немчинов и др. Учет требований социально-биологического характера ( т.н. «БИОЛОГИЧЕСКИЙ» ЧЕЛОВЕК) способствовал поиску резервов по сохранению высокой работоспособности человека в течение длительного времени. Видное место на этом этапе заняла разработка мер по улучшению техники безопасности, чтобы защитить человека от возможных тяжелых и даже трагических последствий в процессе взаимодействия с техникой (П.М.Керженцев). 5. Проблема «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО» РАБОТНИКА. Работник будет всегда пассивным участником трудового процесса, если не будет вовлечен в управление делами производства, в творчество, в поиск резервов и их осознанное использование. Идеи участия людей в управлении начались с осмысления роли управления в процессе функционирования производства. Уже в начале XX в. в трудах Г.Форда, Г. Эмерсона, А.Файоля содержатся попытки убедить предпринимателей осваивать науку управления, в которой учет интересов и запросов подчиненных им людей рассматривался особо. С 1920-х гг. наступила «революция» специалистов-управленцев, которые часто были только уполномоченными собственников капитала, но могли организовать и управлять производством более эффективно, чем сами собственники. Управление стало специальностью особой социальной группы людей – менеджеров. В 1930-е гг. была осознана необходимость считаться с интересами и потребностями всех (или многих) работников производства и, более того,попытаться привлечь их к соучастию в принятии решений, к сотрудничеству с руководителями производства. Через
Особое значение в подготовке работника к участию в управлении производством имеет пробуждение его творческого потенциала. Исследования общественно-политической активности (В.Х.Беленький, Ю.В.Волков) в 1970-е гг. показали зависимость и взаимосвязь гражданского сознания и политического поведения с творческой деятельностью работников производства. Вместе с тем исследования выявили следующий парадокс: сознательность работника, несмотря на все ухищрения идеологической работы, воплощалась в реальность достаточно поздно.
Социально-политические позиции работника зависят от позднего гражданского взросления, что вызывает тревогу: окончание не только школы, но даже и вуза не говорит о том, что сам человек и окружающие его люди осознают себя полноправными членами общества, несущими ответственность за личное поведение во всех жизненных ситуациях.
Следует подчеркнуть, что социально-политические потенции работника связаны с такими важными элементами поведения человека на производстве, как рабочая совесть, профессиональная мораль. Все большую роль в поведении работника играет внутренняя мотивация, гарантирующая усердие и хорошее качество работы.
III.
Трудовой коллектив - важнейшая характеристика общественного труда. Его необходимо рассматривать как социальную общность и как социальную организацию. Трудовой коллектив - это жестко организованная форма деятельности и добровольная общность единомышленников, место, где происходит соединение различных интересов и одновременно их столкновение. Трудовой коллектив как социальная организация - это разновидность общественного института, а как социальная общность - элемент социальной структуры общества. В нем всегда имеются формальная и неформальнаясистемы отношений: административно-правовая структура и структура малых групп со своими межличностными связями.
ТИПЫ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ
В современной социологии понятие трудового коллектива все больше заменяется понятием трудовая организация.
Деятельность членов трудовой организации координируется для достижения общей цели. Каждой трудовой организации присуща своя трудовая среда.
Трудовая среда включает:
Социальная структура трудовой организации определяется ее составом и сочетанием в ней различных социальных групп. Она подразделяется на:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|