Наименьшие допускаемые возвышения низа конструкций мостов над подпорным уровнем
Практическое занятие
«РАСЧЁТ МАЛОГО МОСТА»
| Выполнил:
|
| Студент группы
|
|
|
|
| Курс:
| II
|
| (ФИО студента)
|
| Факультет:
| Транспортное строительство
|
|
|
|
| Проверил:
|
|
|
| (ФИО преподавателя)
|
| | | | | | | |
Санкт-Петербург, 2017
Методика гидравлического расчёта малого моста
С прямоугольным подмостовым руслом.
Малый мост – это мост с пролётом до 20 м.
Задачей гидравлического расчёта малого моста является нахождение минимального пролёта моста, который бы удовлетворял двум условиям:
1) Скорость протекания воды под мостом должна быть меньше допустимой неразмывающей скорости
, т.е. должна удовлетворять условию
.
2) Выполняется условие по обеспечению минимального запаса
от низа пролётного строения до поверхности воды.
Русло под однопутным или двухпутным мостом по протеканию в нем водного потока аналогично модели водослива с широким порогом, если имеет место неравенство
|
|
Дано:
Расчётный расход - Q, м3/с
Бытовая глубина (глубина воды в нижнем бьефе) hб, м
Высота расположения пролётного строения моста – Hм, м
Коэффициент сжатия, ε
Коэффициент местного сопротивления, j
Вид грунта, по прил.1
Требуется:
выполнить гидравлический расчёт малого моста.
Ход решения задачи:
1. Выбирают допустимую неразмывающую скорость
исходя из характеристики грунта или вида крепления подмостового русла (см. табл. 1).
2. Вычисляют критическую глубину, соответствующую
:

где величина корректива кинетической энергии α принимается равной 1,10.
3. Определяют схему работы моста и устанавливают глубину под мостом:
Если
, то мост не подтоплен и глубина под мостом равна критической 
Если
, то мост подтоплен и глубина под мостом равна бытовой 
4. Определяют отверстие моста, соответствующее заданному расходу и полученной глубине:

На основе полученного значения в качестве расчетного берут ближайшее большее типовое значение отверстия моста А (см. табл. 2).
Если вследствие небольшой величины
отверстие моста получается больше максимального типового (b>20 м), то с целью уменьшения его следует рассмотреть варианты с различными типами крепления подмостового русла с соответствующим увеличением значений
(см. строки 8, 9, 10 в табл. 1).
5. Определяют критическую глубину для принятого отверстия моста A по формуле:

6. Определяют схему работы моста и устанавливают глубину под мостом:
Если
, то мост не подтоплен и глубина под мостом равна критической 
Если
, то мост подтоплен и глубина под мостом равна бытовой 
7. Вычисляют действительную скорость потока воды под мостом и проверяют условие неразмываемости подмостового русла.

Эта скорость должна удовлетворять условию
. Если скорость получилась больше действительной – необходимо взять следующее большее типовое отверстие моста А.
8. Определяют глубину воды перед мостом Глубину воды перед мостом находят по формуле

9. Затем вычисляют запас
и проверяют условие по обеспечению минимального запаса
от низа пролётного строения до поверхности воды. 
Значение
в общем случае зависит от категории дороги:
Наименьшие допускаемые возвышения низа конструкций мостов над подпорным уровнем
| Наименование элементов мостов
| Наименьшее возвышение в м
|
| над уровнем воды с учетом влияния подпора и волны
| над наивысшим уровнем ледохода
|
| расчетным для мостов на дорогах
| наибольшим для мостов на железных дорогах
|
| железных
| автомобильных и городских
|
| Низ пролетных строений:
| | | | |
| а) при глубине подпертой воды не более 1м
| 0,50
| 0,50
| 0,25
| -
|
| б) при глубине подпертой воды более 1 м
| 0,75
| 0,50
| 0,25
| 0,75
|
| в) при наличии карчехода
| 1,5
| 1,00
| 1,00
| -
|
| г) на селевых потоках
| -
| 1,00
| 1,00
| -
|
| Подферменная площадка
| 0,25
| 0,25
| -
| 0,50
|
| Низ пят арок и сводов
| 0,25
| -
| -
| 0,25
|
| Низ продольных схваток и выступающих элементов конструкций в пролетах деревянных мостов
| 0,25
| 0,25
| -
| 0,75
|
В задаче принимается равным
= 0,5 м.
Если это условие не выполнено, то берут следующее большее типовое значение отверстия моста А и проверяют расчёт.
10. Выполняют с соблюдением вертикального масштаба схему протекания потока через сооружение с указанием всех глубин и высоты расположения низа пролётного строения (вычерчивается на мм формат А4 по образцу схем б или в на рис. 1).
На рис. 1 показана схема протекания потока под мостом. В позиции а показан план потока (буквами С – С обозначено сжатое сечение), в позиции б – разрез по оси потока при работе без подтопления; в позиции в – то же, при работе с подтоплением.
|
На рис. 1 введены следующие обозначения:
b – отверстие моста;
b c – ширина потока в сжатом сечении;
H м – высота расположения низа пролётного строения над дном русла;
H – глубина перед мостом;
a – запас высоты низа пролётного строения над поверхностью воды перед мостом;
h б – бытовая глубина;
h к – критическая глубина;
h – глубина под мостом;
v – средняя скорость в подмостовом русле;
v 0 – скорость подхода потока к мосту (в инженерных расчётах малых мостов эту скорость обычно не учитывают, принимая её равной нулю; это допущение идёт в запас расчёта).
|
Рис. 1
Варианты заданий у преподавателя.
Табл.1
| Номер
обозначения грунта
| Вид грунта или крепления подмостового русла
| Допустимая неразмывающая скорость, м/c
|
|
| Несвязные грунты
Песок, ил
Песок
Гравий
Связные грунты
Супесь, суглинок
Глина
Скальные породы
Осадочные
Кристаллические
Крепления
Одиночное каменное мощение
Двойное каменное мощение
Бетонное покрытие
|
0,15 – 0,20
0,20 – 0,60
0,60 – 1,20
0,7 – 1,0
1,0 – 1,8
2,5 – 4,5
20 – 25
3,0 – 3,5
3,5 – 4,5
5 – 10
|
Табл. 2
| Типовые отверстия малых мостов, м
|
|
|
|
|
|
| 7,5
|
| 12,5
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: