Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




КУЛЬТУРЫ»

факультет социально-гуманитарного образования

кафедра теории и истории культуры

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой теории и истории культуры

______________М.Н. Гребенюк

 

«____»______________ 2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины (модуля)

Б1.В.ОД.1 КУЛЬТУРА МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Направление подготовки 51.03.01 – Культурология

Профиль подготовки – Управление в социокультурной сфере

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

 

Краснодар

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Культура массовых коммуникаций»базовой части профессионального цикла студентам очной/заочной формы обучения по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология», профиль «Управление в социокультурной сфере» в 7 семестре.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 51.03.01– Культурология, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 года, приказ № 71и основной образовательной программой.

Рецензенты:

Доктор исторических наук, профессор, декан факультета социально-гуманитарного образования Гангур Н.А.
Кандидат исторических наук, научный сотрудник ГБУК КК «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицина» Шарапова М.В.

 

Составитель:

Жданова Л.А., преподаватель кафедры теории и истории культуры

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории культуры «___» ____________ 20___ г., протокол № __

Рабочая программа учебной дисциплины «Культура массовых коммуникаций» одобрена и рекомендована к использованию в учебном процессе Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «КГИК» «___» ________ 20__ г., протокол № ____.

© ____________________, _20__

(Жданова Л.А.)

© ФГБОУ ВПО «КГУКИ», 20___

Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины  
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО  
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины  
4. Структура и содержание и дисциплины  
4.1. Структура дисциплины:  
4.2. Тематический план освоения дисциплины по видам учебной деятельности и виды самостоятельной (внеаудиторной) работы  
5. Образовательные технологии  
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: 6.1. Контроль освоения дисциплины 6.2. Оценочные средства  
7. Учебно-методическое и информационно обеспечение дисциплины (модуля)  
7.1. Основная литература  
7.2. Дополнительная литература  
7.3. Периодические издания  
7.4. Интернет-ресурсы  
7.5. Методические указания и материалы по видам занятий  
7.6. Программное обеспечение  
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)  
9. Дополнения и изменения к рабочей программе учебной дисциплины (модуля)  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цели выработка у студентов целостного представления о природе, содержании и динамике теоретических представлений о массовой коммуникации, познакомить с категориальным аппаратом данной области знания, показать место и роль культуры массовых коммуникаций в современной России и мире.

Задачи:

изучить основные представления о функционировании массовой коммуникации в обществе;

– сформировать представления о массовых коммуникациях как социальном институте, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации, в частности, со сменой основных социальных, политических и экономических укладов, с технологическими и техническими революциями;

– изучить зависимости между деятельностью средств массовой коммуникации в современном мире и деятельностью в сфере связей с общественностью;

– выработать у студентов умения интегрировать культурологическую информацию со знаниями по истории, географии, политологии, обосновывать собственную точку зрения на современные культурные и социально-политические процессы.

– сформировать у студентов навыки владения научной терминологией, работы с источниками и документами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками);

− привить студентам начальные навыки самостоятельных исследований.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла.Она связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла и опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения.

Дисциплина базируется на компетенциях, сформированных на предыдущем уровне образования: Культурология, Философия, История, Социология, Информатика, История мировой культуры, Эстетика, Лингвистика и семиотика, Психология, Культура социальных групп и движений.

При освоении дисциплины «Культура массовых коммуникаций» ряд компетенций одновременно формируется следующими дисциплинами ООП ВПО: Межкультурная коммуникация, История культуры стран и регионов, Социология культуры.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

б) профессиональных (ПК):

ПК-5 – способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения;

ПК-6 – способность применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда;

ПК-7 – способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности;

ПК-8 – готов к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами.

 

В результате освоения дисциплины, обучающиеся должны:

Знать:

- содержание основных категорий культуры массовых коммуникаций;

- ориентироваться в основных направлениях изучения культуры массовых коммуникаций.

Уметь:

- содержание основных категорий культуры массовых коммуникаций;

- ориентироваться в основных направлениях изучения культуры массовых коммуникаций.

Владеть:

- понятийным аппаратом дисциплины;

- современными методами изучения культуры массовых коммуникаций.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л ПЗ ИЗ СР
  Теория и история культуры массовой коммуникации             Проверка словаря терминов (еженедельно), индивидуальный опрос с групповым рецензированием (по окончании изучения раздела), устный опрос
  Личность в системе массовых коммуникаций             Проверка словаря терминов, индивидуальный опрос (еженедельно и по окончании изучения раздела), устный опрос, зачет

4.2. Тематический план освоения дисциплины по видам учебной деятельности и виды самостоятельной (внеаудиторной) работы

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (темы, перечень раскрываемых вопросов): лекции, практические занятия (семинары), индивидуальные занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа Объем часов /з.е. Форми-руемые компе-тенции (по теме)
       
7 семестр      
Раздел 1. Теория и история культуры массовой коммуникации (наименование раздела)
Тема 1.1. Феномен массовой коммуникации в культуре XX века   Лекции: Понятие массовой коммуникации. Экономические, политические, культурные и технологические факторы, определяющие роль и значение массовой коммуникации в современном мире. Актуальность изучения массовой коммуникации.Структурные составляющие коммуникационных процессов. Особенности информационных процессов в обществах традиционного и современного типа.Предпосылки возникновения массовой коммуникации. Демократизация общества, всеобщая грамотность населения европейских стран, появление новых технических средств в сфере коммуникации. НТП и господство техники в человеческой жизни. Массовизация и глобализация культуры в ХХ столетии. 4 ПК – 5 ПК - 6
Практическое занятие (семинар): Типологии современных средств массовой коммуникации. Основные социальные функции МК. Конструирование социальной, политической и культурной реальности человека. Функция социальной интеграции и политического контроля. Массовые коммуникации и развитие индустрии досуга современного человека. Массовые коммуникации как средство продвижения разнообразной культурной продукции. 4
Самостоятельная работа: Составление словаря терминов 4
Тема 1.2. Теории средств массовой коммуникации Лекции: Историко-концептуальные подходы к определению состава понятия «теория массовой коммуникации». Становление отечественной теории МК. Определения МК. Научные взгляды на МК западных (Н. Винер, В. Шрамм, Г. Лассауэлл, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, А. Моль, Ю. Хабермас и др.) и отечественных (Н. Федоров, П. Флоренский, В. Вернадский, М.Бахтин, Ю. Лотман и др.) ученых. 2 ПК – 5 ПК - 6
Самостоятельная работа: Составление словаря терминов 4
Тема 1.3. Динамика развития теоретических исследований в области массовой коммуникации Лекция: Чикагская школа (Р. Пак, Е. Бургесс, Н. Андерсон, А. Бёрджесс, Г. Лассауэлл и др.) Г. Лассауэлл и его вклад в развитие социологии средств массовой информации. Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ф. Поллок, В. Бенджамин, Ю. Хабермас, Г. Маркузе, Э. Фромм и др.) и её «критическая теория». «Индустриальная культура» в работе М. Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика просвещения» (1944). Проблемы коммуникативной компетентности в работах Ю. Хабермаса. Развитие исследований массовой коммуникации в 60-х годах. Переосмысление идей марксизма в трудах Л. Альтюсера. Изучение взаимосвязи коммуникации с развитием общества в Бирмингемском университете (Р. Хогарт, Э. Томпсон, С. Холл). Основные направления в понимании сущности, определении социальной роли и содержания массовой коммуникации в ХХ веке. Функционалистское направление. Особенности функционирования СМИ и эффективность массовой коммуникации. Методология эффективности массовой коммуникации. Социокультурноое направление. 4 ПК – 5 ПК - 6
  Практическое занятие (семинар): Проблема возникновения и трансформации массового общества и массовой культуры. Массовая культура в концепциях современных исследователей. Концепция постиндустриализма как исследовательское направление современных массовых коммуникативных процессов. Теоретические исследования коммуникации в России. Основные трудности в развитии отечественной теории массовых коммуникаций. Массовая коммуникация в трудах российских мыслителей: П. Флоренского, Н. Федорова, В. Вернадского, Л. Выгодского, М. Бахтина, А. Лосева. Проблемы коммуникации в работах отечественных исследователей Г. Шпета, Р. Якобсона, Ю. Лотмана, Э. Багирова, Ю. Борева, Ю. Буданцева, В. Березина, Г. Почепцова Н Земляновой и др. 4
  Самостоятельная работа: Составление словаря терминов 6  
Тема 1.4. Основные методы исследований массовой коммуникации Лекция: Общенаучные принципы изучения социальной коммуникации: исторический, структурный, функциональный, системный и др.Направления исследований массовой коммуникации в рамках теоретической культурной (социальной) антропологии, культурологии, социологии и других наук. Частнонаучные методы исследования. Конкретные методы анализа социальной коммуникации: корреляционный, факторный, дисперсионный. Виды анализа с помощью методов статистики. Прикладные исследования аудитории массовой коммуникации. Особенности измерения коммуникативного поведения. Контент-анализ в исследованиях материалов СМИ. Компаративные исследования. Семиологический анализ текстов. Социологические методы сбора информации о функционировании массовой коммуникации: опросы (устный - интервью, письменный - анкетирование, наблюдение, экспертные оценки, контент-анализ, дискурс-анализ, фокус-группы и др.).Проблема интерпретации результатов. 2 ПК – 5 ПК – 6
  Самостоятельная работа: Составление словаря терминов 4  
Раздел 2 Личность в системе массовых коммуникаций (наименование раздела)
Тема 2.1. Общество и индивид в системе массовых коммуникаций   Лекции: Понятия субъекта, средства и объекта относительно системы массовых коммуникаций. Субъект как лицо/группа лиц, реализующих собственную программу. Субъекты социальных интересов и их роль в деятельности массовых коммуникаций. Субъекты профессиональных интересов. Понятие коммуникатора. "Безличный" коммуникатор. Коммуникатор как индивидуальность. Понятие персонификации. Роль коммуникатора в информационном влиянии на массовое сознание. Качества коммуникатора, необходимые для успешного достижения цели.Целеполагающая деятельность субъекта. Целенаправленная деятельность СМИ. Ценности, интересы, цели и результаты в деятельности массовых коммуникаций. Политические, профессиональные, прагматические, психологические, творческие ценности и их реализация в деятельности средств массовых коммуникаций. Массовые коммуникации как показатель ценностных ориентаций субъектов различных уровней и социальных сфер. 2 ПК – 5 ПК – 6 ПК - 7
Практические занятия (интерактив): Сущность свободы печати. Четыре концепции свободы прессы. Цензура. Понятие плюрализма мнений. Роль массовой коммуникации в процессе формирования системы ценностных ориентиров. Проблема социальной ответственности журналистики. Журналистскаяэтикакакрегуляторморально-нравственнойситуации всферемассовойкоммуникации. Пагубное влияние коммерциализированного характера современных СМИ. Распространениеидеологииобществапотребленияприпомощисовременной массмедийной культуры. Реклама в СМИ. Выражение мнения аудитории как добрая воля или скрытый интерес субъектов деятельности средств массовой коммуникации.Государственное регулирование свободы СМИ. Юридические ограничители свободы СМИ. Финансовая зависимость деятельности средств массовой коммуникации. 2
Самостоятельная работа: Составление словаря терминов. 6
Тема 2.2. Учение о массах и психологии масс Практические занятия (семинары) Возникновение учений о массах и психологии масс. Марксистские и немарксистские (Г. Лебон, Г. Тард и др.) взгляды на массы. Развитие концепций о массах и их месте в культурно-коммуникативных процессах учеными середины и конца XX века (А. Молем, Т. Адорно, М.Хорнхаймером, С. Московичи, Ю. Хабермасом) 2 ПК – 5 ПК – 6 ПК – 7 ПК - 8
Самостоятельная работа: Составление словаря терминов, подготовка к семинару. 4
Тема 2.3. Информация в коммуникативном процессе. Современная информационная политика в России   Практическое занятие (семинар): Понятие информации. Многообразие интерпретаций понятия информации в науке. Информация и эволюция. Классификации информации. Социальная информация и её значение в жизни общества. Понятия энтропии и негэнтропии. Понятие массовой информации, её особенности и характерные черты. Проблемы передачи и интерпретации сообщений в массовой коммуникации. Объективность в передаче сообщений и субъективность их трактовки коммуникатором. Информационная насыщенность коммуникативного действия. Концепция «Глобальной деревни» М. Мак-Люэна.Информационное пространство и его характеристики.   4 ПК – 5 ПК – 6 ПК – 7 ПК - 8
  Самостоятельная работа: Составление словаря терминов 6
  Практическое занятие (интерактив): Функции информационного пространства. Возрастание роли информации в современном обществе. Теории «информационного общества». Характерные черты и признаки информационного общества. Информационный образ жизни. Особенности государственной информационной политики в период формирования информационного общества в России. Концепция государственной информационной политики в современных условиях. Средства массовой информации и совершенствование государственной информационной политики. Информационные войны. Доктрина информационной безопасности России. 4
  Самостоятельная работа: Составление словаря терминов. 4  
Вид итогового контроля: зачет    
ВСЕГО: 72  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в числе которых лекции, практические занятия, семинары, интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов, работа с информационными компьютерными технологиями.

6 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ*

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...