Блок а. а. - Тема россии в творчестве а. а. блока
По словам самого Блока, тема России - главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн ...вещает и поет, Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней (“Прекрасный лик горит любовью”), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была: ...Но вещей правдою звучат Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России: В степном дыму блеснет святое знамя Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены: И нет конца! Мелькают версты, кручи... Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери - в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:
Россия, нищая Россия, Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” - это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” - непосредственном отклике на события русской революции 1905 года - Блок выражает веру в грядущие перемены: Теперь им выпал скудный жребий: В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России: Умом Россию не понять, Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”: И невозможное возможно, Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”: Дремлю - и за дремотой тайна,
России посвящено главное произведение Блока - неоконченная поэма “Возмездие” (1901 - 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” - ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши... В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением “Русь”. Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих “революционных предчувствиях” накануне первой мировой войны. И пусть над нашим смертным ложем Налицо перекличка с лермонтовской “Думой”. - Предатели! Звучит и голос красногвардейца. В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах: Запирайте етажи, Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|