Понятие издержек и их классификация.
СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС - потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателей. Основным фактором, влияющим на величину спроса, является ЦЕНА. Рассмотрим, например, как изменяется количество бутербродов, которое покупают студенты в столовой от изменения цены на них.
Используя данные таблицы строим по точкам линию. Эта линия показывает, какое количество бутербродов может быть куплено по разным ценам.
ГРАФИК СПРОСА
Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество при прочих равных условиях может быть куплено, и наоборот. Эту зависимость в экономической теории называют законом спроса, который математически был сформулирован А.Курно (1838): « Величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара». При изменении цены товара происходит «движение по кривой спроса» (КС – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течении определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара. «Изменение величины спроса» не следует смешивать с «изменением в спросе», которое выражается в сдвиге кривой спроса влево или вправо. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. «Движение самой кривой спроса» происходит под воздействием «неценовых факторов». НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ: 1. ЧИСЛО ПОКУПАТЕЛЕЙ. Увеличение ЧП приводит к увеличению спроса, и наоборот. 2. ВКУСЫ И ДОХОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ПВ очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию, Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.
3. ЦЕНЫ НА СОПРЯЖЕННЫЕ ТОВАРЫ. Когда два продукта взаимозаменяемы (субституты), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай). Когда два товара, являются взаимодополняющими (сублементы), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (если цена на фотоаппараты возрастает, то снизиться спрос на пленки). 4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ. Если ожидается повышение цен, то потребители покупают товары «впрок» и наоборот. Кроме перечисленных на потребительский выбор влияют реклама и другие формы стимулирования сбыта, а также неэкономические факторы (погода). ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это количество товаров, предлагаемых производителем для продажи. Предложение также можно охарактеризовать с помощью таблицы и графика:
Используя данные таблицы строим по точкам линию. ГРАФИК ПРЕДЛОЖЕНИЯ Закон предложения «Количество предлагаемых товаров находится в прямой зависимости орт цены единицы товара». Здесь также следует строго различать «само предложение» и «величину предложения». По аналогии со сдвигом кривой спроса, можно выделить ценовые и неценовые факторы. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ: 1. СТОИМОСТЬ РЕСУРСОВ. Чем выше цены на ресурсы, тем выше издержки. Поэтому рост цен на ресурсы сдерживает предложение, и наоборот. 2. ТЕХНОЛОГИЯ. Совершенствование технологии означает: рост производительности труда - издержки уменьшаются - предложение растет. 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ. Ожидания изменений цены в будущем могут ограничить предложение. Например, в результате засухи и низкого урожая пшеницы фермер может не спешить с её продажей, так как в будущем явно ожидается повышение цены. Следовательно, предложение снижается.
4. ЧИСЛО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. Чем больше поставщиков, тем больше предложение. И наоборот. 5. ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ. Например, при росте цен на товар А. производитель может сократить производство и предложение товара Б, увеличив при этом производство и предложение товара А. 6. НАЛОГИ И СУБСИДИИ. Повышение налогов – увеличивает издержки - сокращает предложение.
РЫНОЧНАЯ ЦЕНА и РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. Совместим графики
ГРАФИК РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
РАВНОВЕСИЕ спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения Е объем спроса точно равен объему предложения. Понижение цены - превышение спроса над предложением (дефицит) а рост цены – превышение предложения над спросом (избыток). ЦЕНА – денежное выражение стоимости товара или количество одного товара, отданное в обмен на другой товар. Равновесная цена может изменяться под влиянием многих факторов, наиболее существенными из которых являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемые государством. Последствия налогообложения отрицательно сказываются и на потребителях и на производителях, так как повышение налога приводит к росту цены - сокращению потребительского спроса - сокращению об ъемов производства. Государственное вмешательство в ценообразование тоже нарушает равновесие. Оно чаще всего сводится к принудительному установлению цены на товар на уровне ниже рыночного равновесия на социально значимые товары. Цены ниже равновесных - товарный дефицит - недопотребление. Цена в рыночной экономике выполняет следующие функции: ориентирующую – обеспечивают информацию для действий покупателей стимулирующую – способствуют наиболее экономичным способам производства и рациональности спроса распределительную – распределяют доходы между участниками рыночной экономики. Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен. Помехами этому могут быть инфляция и монополия, искажающие подлинную динамику цен.
Система цен в современной экономике очень сложна, но, если избегать детализации, то её можно свести к трем основным видам цен. 1. Го сударственные цены в рыночной экономике могут устанавливаться на: 1) продукцию предприятий – монополистов. 2) базовые (для экономики данной страны) ресурсы. 3) социально значимые товары. 2. Договорные - это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны. 3. Мировые цены применяются в международной торговле, отражая специфику региона и условий коммерческих сделок.
ЛЕКЦИЯ: ФИРМА КАК СУБЪЕКТ РЫНКА. ПОНЯТИЕ ФИРМЫ. В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. В централизованно планируемой экономике предприятие является просто подразделением в иерархии административного управления национальных хозяйством. В рыночной одно из главных действующих лиц экономической жизни – фирма. ФИРМА – хозяйственная единица с правом юридического лица, которая на основе использования закрепленного за ней имущества производит и реализует продукцию и оказывает услуги. В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Фирмы можно сгруппировать как по организационному признаку (единоличное хозяйство, партнерство, корпорация), так и по функциональному (производственные, посреднические, некоммерческие), по величине бизнеса (мелкие, средние и крупные), по типу производственных процессов (массового, серийного и индивидуального производства). Современная теория фирмы ведет свою историю с 20–х годов ХХ века. В западной экономической литературе существует целый ряд теорий, в каждой из которых по–разному определяются цели фирмы и средства их достижения. К их числу относятся: традиционная теория, объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. менеджеральная теория, доказывает, что цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от неё зависят их жаловавнье и другие выплаты и льготы.
теория максимизации роста, основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В её росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. теория множественности целей, главный упор делает на характере поведения поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространения получила в Японии. В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы. СТРАТЕГИЯ – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса её действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различают два типа стратегии: оборонительную (когда фирма следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа) и наступательную (предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши).
ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК и их классификация. Производство всегда сопряжено с затратами факторов производства. ИЗДЕРЖКИ – стоимость факторов, израсходованных на производство и реализацию продукта. Существует несколько классификаций издержек: 1. К прямым относятся те затраты по производству продукции, которые непосредственно несет производитель. В экономической теории они получили название СЕБЕСТОИМОСТИ (это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции). На предприятиях где существует найм рабочей силы, они включают следующие элементы: а) сырье, основные и вспомогательные материалы; б) топливо и энергию; в) амортизацию; г) зарплата и отчисления на социальное страхование; д) прочие затраты. Косвенные расходы по производству продукции несет государство, олицитворяющее общество в целом. Это расходы на образование, медицину,спорт (финансируемые за счет государства), содержание армии и органов правопорядка, управление и др. Эти расходы обеспечивают воспроизводство рабочей силы и создают условия для нормального функционирования производства. Основным источником погашения этих затрат является прибавочный продукт, изымаемый государством в виде налогов и обязательных платежей. 2. Под б ухгалтерскими (явными) понимают стоимость израсходованных ресурсов, т.е. стоимость сырья и материалов, амортизацию з/п работникам.
Экономические издержки включают в себя то, что фирма тратит (БИ) и то, что она теряет (неявные издержки, представляющие собой лучшую из упущенных возможностей). 3. Долгосрочные - это издержки в долгосрочном периоде. Краткосрочные - это издержки в краткосрочном периоде. 4. В краткосрочном периоде следует выделять: Постоянные издержки (Fixed costs)– это затраты, которые не зависят от изменения объема продукции и существуют даже в том случае, когда фирма ничего не производит (амортизация, оплата управленческого персонала, страхование, платежи за кредит, реклама). Переменные издержки (Variable costs) – затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, оплату труда рабочих) Общие издержки (Total costs) = FC+VC Средние (удельные) затраты (Аverage costs) – определяют, во что обходится в среднем единица продукции AC = TC/Q Предельные издержки (Мarginal costs) – определяются дополнительным расходом ресурсов в случае изменения объема выпуска продукции на одну единицу. MC= изменение TC/изменение Q Между среднимии предельными издержками существует взаимосвязь. Средние затраты минимальны, когда они равны предельным МС=АС. До тех пор, пока МС>АС – средние издержки возрастают, НО как только МС< АС, они начинают снижаться.
3. Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы. С точки зрения количественной ПРИБЫЛЬ – выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над производственными затратами. В зависимости от того, что включают в состав издержек, различают бухгалтерскую и экономическую прибыль: БП = Валовый доход – БИ; ЭП = Валовый доход – ЭИ. Валовый доход = P*Q Соответственно видам издержек фирмы подразделяются и доходы: ТR (total revenue) = Q*P AR (average revenue) = TR/Q MR (marginal revenue) = изменение TR/ изменение Q Прибыль является одним из обобщающих показателей деятельности предприятий и выполняет 2 важные функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия. Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) стремление к максимизации прибыли (особенно в условиях рыночной экономики).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|