Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие издержек и их классификация.

СПРОС И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС - потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателей.

Основным фактором, влияющим на величину спроса, является ЦЕНА. Рассмотрим, например, как изменяется количество бутербродов, которое покупают студенты в столовой от изменения цены на них.

Цена руб.          
Кол-во бутербродов.          

Используя данные таблицы строим по точкам линию. Эта линия показывает, какое количество бутербродов может быть куплено по разным ценам.

 

ГРАФИК СПРОСА

 

Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество при прочих равных условиях может быть куплено, и наоборот. Эту зависимость в экономической теории называют законом спроса, который математически был сформулирован А.Курно (1838): « Величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара».

При изменении цены товара происходит «движение по кривой спроса» (КС – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течении определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара.

«Изменение величины спроса» не следует смешивать с «изменением в спросе», которое выражается в сдвиге кривой спроса влево или вправо. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. «Движение самой кривой спроса» происходит под воздействием «неценовых факторов».

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ:

1. ЧИСЛО ПОКУПАТЕЛЕЙ. Увеличение ЧП приводит к увеличению спроса, и наоборот.

2. ВКУСЫ И ДОХОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ПВ очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию, Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.

3. ЦЕНЫ НА СОПРЯЖЕННЫЕ ТОВАРЫ. Когда два продукта взаимозаменяемы (субституты), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай). Когда два товара, являются взаимодополняющими (сублементы), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (если цена на фотоаппараты возрастает, то снизиться спрос на пленки).

4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ. Если ожидается повышение цен, то потребители покупают товары «впрок» и наоборот.

Кроме перечисленных на потребительский выбор влияют реклама и другие формы стимулирования сбыта, а также неэкономические факторы (погода).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это количество товаров, предлагаемых производителем для продажи.

Предложение также можно охарактеризовать с помощью таблицы и графика:

Цена          
Количество, которое производители согласны продать            

Используя данные таблицы строим по точкам линию.

ГРАФИК ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Закон предложения «Количество предлагаемых товаров находится в прямой зависимости орт цены единицы товара».

Здесь также следует строго различать «само предложение» и «величину предложения». По аналогии со сдвигом кривой спроса, можно выделить ценовые и неценовые факторы.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ:

1. СТОИМОСТЬ РЕСУРСОВ. Чем выше цены на ресурсы, тем выше издержки. Поэтому рост цен на ресурсы сдерживает предложение, и наоборот.

2. ТЕХНОЛОГИЯ. Совершенствование технологии означает: рост производительности труда - издержки уменьшаются - предложение растет.

3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ. Ожидания изменений цены в будущем могут ограничить предложение. Например, в результате засухи и низкого урожая пшеницы фермер может не спешить с её продажей, так как в будущем явно ожидается повышение цены. Следовательно, предложение снижается.

4. ЧИСЛО ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ. Чем больше поставщиков, тем больше предложение. И наоборот.

5. ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ ТОВАРЫ. Например, при росте цен на товар А. производитель может сократить производство и предложение товара Б, увеличив при этом производство и предложение товара А.

6. НАЛОГИ И СУБСИДИИ. Повышение налогов – увеличивает издержки - сокращает предложение.

 

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА и РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Совместим графики

 

ГРАФИК РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

 

РАВНОВЕСИЕ спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения Е объем спроса точно равен объему предложения.

Понижение цены - превышение спроса над предложением (дефицит) а рост цены – превышение предложения над спросом (избыток).

ЦЕНА – денежное выражение стоимости товара или количество одного товара, отданное в обмен на другой товар.

Равновесная цена может изменяться под влиянием многих факторов, наиболее существенными из которых являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемые государством.

Последствия налогообложения отрицательно сказываются и на потребителях и на производителях, так как повышение налога приводит к росту цены - сокращению потребительского спроса - сокращению об ъемов производства.

Государственное вмешательство в ценообразование тоже нарушает равновесие. Оно чаще всего сводится к принудительному установлению цены на товар на уровне ниже рыночного равновесия на социально значимые товары. Цены ниже равновесных - товарный дефицит - недопотребление.

Цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:

ориентирующую – обеспечивают информацию для действий покупателей

стимулирующую – способствуют наиболее экономичным способам производства и рациональности спроса

распределительную – распределяют доходы между участниками рыночной экономики.

Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен. Помехами этому могут быть инфляция и монополия, искажающие подлинную динамику цен.

Система цен в современной экономике очень сложна, но, если избегать детализации, то её можно свести к трем основным видам цен.

1. Го сударственные цены в рыночной экономике могут устанавливаться на: 1) продукцию предприятий – монополистов. 2) базовые (для экономики данной страны) ресурсы. 3) социально значимые товары.

2. Договорные - это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

3. Мировые цены применяются в международной торговле, отражая специфику региона и условий коммерческих сделок.

 

ЛЕКЦИЯ: ФИРМА КАК СУБЪЕКТ РЫНКА.

ПОНЯТИЕ ФИРМЫ.

В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. В централизованно планируемой экономике предприятие является просто подразделением в иерархии административного управления национальных хозяйством. В рыночной одно из главных действующих лиц экономической жизни – фирма.

ФИРМА – хозяйственная единица с правом юридического лица, которая на основе использования закрепленного за ней имущества производит и реализует продукцию и оказывает услуги.

В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Фирмы можно сгруппировать как по организационному признаку (единоличное хозяйство, партнерство, корпорация), так и по функциональному (производственные, посреднические, некоммерческие), по величине бизнеса (мелкие, средние и крупные), по типу производственных процессов (массового, серийного и индивидуального производства).

Современная теория фирмы ведет свою историю с 20–х годов ХХ века. В западной экономической литературе существует целый ряд теорий, в каждой из которых по–разному определяются цели фирмы и средства их достижения. К их числу относятся:

традиционная теория, объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

менеджеральная теория, доказывает, что цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от неё зависят их жаловавнье и другие выплаты и льготы.

теория максимизации роста, основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В её росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.

теория множественности целей, главный упор делает на характере поведения поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространения получила в Японии.

В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы. СТРАТЕГИЯ – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса её действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различают два типа стратегии: оборонительную (когда фирма следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа) и наступательную (предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши).

 

ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК и их классификация.

Производство всегда сопряжено с затратами факторов производства.

ИЗДЕРЖКИ – стоимость факторов, израсходованных на производство и реализацию продукта.

Существует несколько классификаций издержек:

1. К прямым относятся те затраты по производству продукции, которые непосредственно

несет производитель. В экономической теории они получили название СЕБЕСТОИМОСТИ

(это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции).

На предприятиях где существует найм рабочей силы, они включают следующие элементы:

а) сырье, основные и вспомогательные материалы; б) топливо и энергию; в) амортизацию;

г) зарплата и отчисления на социальное страхование; д) прочие затраты.

Косвенные расходы по производству продукции несет государство, олицитворяющее общество в целом. Это расходы на образование, медицину,спорт (финансируемые за счет государства), содержание армии и органов правопорядка, управление и др. Эти расходы обеспечивают воспроизводство рабочей силы и создают условия для нормального функционирования производства. Основным источником погашения этих затрат является прибавочный продукт, изымаемый государством в виде налогов и обязательных платежей.

2. Под б ухгалтерскими (явными) понимают стоимость израсходованных ресурсов, т.е. стоимость сырья и материалов, амортизацию з/п работникам.

Экономические издержки включают в себя то, что фирма тратит (БИ) и то, что она теряет (неявные издержки, представляющие собой лучшую из упущенных возможностей).

3. Долгосрочные - это издержки в долгосрочном периоде. Краткосрочные - это издержки в краткосрочном периоде.

4. В краткосрочном периоде следует выделять:

Постоянные издержки (Fixed costs)– это затраты, которые не зависят от изменения объема продукции и существуют даже в том случае, когда фирма ничего не производит (амортизация, оплата управленческого персонала, страхование, платежи за кредит, реклама).

Переменные издержки (Variable costs) – затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, оплату труда рабочих)

Общие издержки (Total costs) = FC+VC

Средние (удельные) затраты (Аverage costs) – определяют, во что обходится в среднем единица продукции AC = TC/Q

Предельные издержки (Мarginal costs) – определяются дополнительным расходом ресурсов в случае изменения объема выпуска продукции на одну единицу.

MC= изменение TC/изменение Q

Между среднимии предельными издержками существует взаимосвязь.

Средние затраты минимальны, когда они равны предельным МС=АС. До тех пор, пока МС>АС – средние издержки возрастают, НО как только МС< АС, они начинают снижаться.

 

3. Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы.

С точки зрения количественной ПРИБЫЛЬ – выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над производственными затратами.

В зависимости от того, что включают в состав издержек, различают бухгалтерскую и экономическую прибыль:

БП = Валовый доход – БИ;

ЭП = Валовый доход – ЭИ.

Валовый доход = P*Q

Соответственно видам издержек фирмы подразделяются и доходы:

ТR (total revenue) = Q*P

AR (average revenue) = TR/Q

MR (marginal revenue) = изменение TR/ изменение Q

Прибыль является одним из обобщающих показателей деятельности предприятий и выполняет 2 важные функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия. Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) стремление к максимизации прибыли (особенно в условиях рыночной экономики).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...