на тему «Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь»
РЕФЕРАТ по дисциплине «Современные проблемы развития инновационной экономики» на тему «Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь» Выполнил студент магистратуры Петрашевич Г.В. ____________________
Проверил кандидат экономических наук, доцент Никончик В.В. ____________________
МИНСК 2017 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время формирование инновационной экономики – приоритетное направление для Республики Беларусь. Программой социальноэкономического развития, предусматривается переход от экономики директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе и личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых идей. В республике предпринимаются меры, направленные на формирование инновационной инфраструктуры, развитие международного сотрудничества, налогового стимулирования. Инновационная деятельность является важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие экономики и общества. Поэтому постоянно уделяется повышенное внимание регулированию инновационных процессов, осуществляя переход к интегрированной инновационной политике. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как их общенациональным значением, так и той ролью, которую они играют в экономическом развитии государства в целом и организаций, в частности. Мотивы, побуждающие к осуществлению государственного регулирования инновационными процессами: – Отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций (больших затрат требует реализация нововведений); – Многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум и наличии достаточно емкого рынка; – Существуют инновационные процессы, которые не могут осуществляться на коммерческой основе (инновации в областях направленных на удовлетворение потребностей общества в целом: оборона, экология, здравоохранение, образование и др.);
– Инновационные проекты характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага получения отдачи; – Значительная доля сопряженных инновационных эффектов реализуется вне сферы приложения средств первоначального инвестора; – Высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового потребителя. 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Обусловленность и особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь
Инновационная экономика (интеллектуальная экономика) – тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала). Из-за несовершенства рыночного механизма необходимо вмешательство государства в процесс инновационной деятельности. Любой вид деятельности, связанный с длительными сроками получения результатов, является рисковым и требует вложения значительных средств. Рыночные структуры, как правило, нацелены на достижение быстрого результата, быстрой отдачи от затраченных ресурсов. Поэтому инновационная деятельность требует со стороны государства управления, регулирования и координации, а также создания необходимых условий, которые бы способствовали инновационному процессу. Все эти задачи берет на себя государство. Эти решения проводятся на всех уровнях государственной власти. Управление – это упорядочивание элементов системы и их связей между собой. Регулирование – это настройка параметров объекта управления и поддержание параметров на необходимом уровне [5, с. 2]. Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, органами местного управления и самоуправления областного территориального уровня [1].
Методы государственного регулирования инновационной деятельности: – Разработка законодательства, нормативно-правовых актов; – Разработка и осуществление государственных программ; – Государственный контроль инновационной деятельности; – Государственная экспертиза инновационной деятельности; – Государственная поддержка инновационной деятельности: (материальная поддержка, моральная поддержка). Материальная поддержка связана с прямым бюджетным финансированием и косвенным стимулированием инновационной деятельности через предоставление налоговых льгот, льгот на получение кредита. Это также выплата государственных премий и стипендий за высокие достижения в области науки и техники. Моральная поддержка – это конкурсы, грамоты, медали, реклама, освещение в СМИ и пр. [5, с. 2]. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме: – Принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности; – Подготовки и реализации программ инновационного развития; – Организации прогнозирования технологического развития; – Осуществления технического нормирования и стандартизации [1].
1.2 Национальная инновационная система: состав, значение
Национальная инновационная система включает в себя: – Законодательство, определяющее цели, приоритеты, правила и условия инновационной деятельности в стране; – Органы управления инновационной деятельностью; – Организации, занимающиеся инновационной деятельностью; – Государственную инновационную политику; – Работников, участвующих в инновационной деятельности; – Систему подготовки специалистов для инновационной деятельности.
Национальная инновационная система – совокупность государственных органов, иных государственных организаций, регулирующих отношения в сфере инновационной деятельности, юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и (или) обеспечивающих инновационную деятельность. Компонентами национальной инновационной системы являются: – Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, органы местного управления и самоуправления областного территориального уровня, регулирующие отношения в сфере инновационной деятельности; – Субъекты инновационной деятельности; – Субъекты инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий и венчурные организации); – Учреждения образования, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере инновационной деятельности. Функционирование и взаимодействие компонентов национальной инновационной системы определяются нормативными правовыми актами. Формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы осуществляются на основании государственной программы инновационного развития Республики Беларусь [1]. Управление Национальной инновационной системой Республики Беларусь осуществляется на основе программно-целевого метода – через формирование, утверждение и обеспечение выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня. Порядок формирования и выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь [3].
1.3 Инновационная политика государства
Инновационная политика – это совокупность форм и методов воздействия государства на научные разработки, а также на производственную деятельность, связанную с выпуском новых видов продукции и оказания услуг. Инновационная политика вырабатывается на высшем уровне государственного управления. Инновационная политика реализуется через механизм определения целей, приоритетов, выработки концепций и стратегий, а также через разработку и реализацию государственных инновационных программ. Инновационная политика является одним из элементов национальной инновационной системы [5, с. 23]. Государственная инновационная политика – составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности.
Государственная инновационная политика формируется Президентом Республики Беларусь с участием Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, органов местного управления и самоуправления областного территориального уровня, а также с участием представителей субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры, общественных объединений и иных организаций. Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Задачами государственной инновационной политики являются: – Обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества; – Обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики; – Формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов; – Создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу; – Стимулирование авторов (соавторов) инновации; – Стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере; – Содействие созданию и развитию рынка инноваций; – Создание благоприятных условий для доступа субъектов инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности; – Содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры; – Развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности; – Прогнозирование технологического развития; – Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности; – Развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности; – Обеспечение государственных интересов (обороны и национальной безопасности) в сфере инновационной деятельности [1].
1.4 Задачи и функции Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования и управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Основные задачи Государственного комитета по науке и технологиям: – Реализация государственной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; – Организационно-экономическое регулирование вопросов развития научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; – Планирование подготовки научных работников высшей квалификации в целом по Республике и по отраслям науки, контроль за эффективностью деятельности аспирантур (докторантур); – Анализ уровня проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности; – Координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научно-технической и инновационной деятельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; – Совершенствование структуры научно-технического потенциала республики и повышение эффективности его использования; – Развитие инновационной инфраструктуры, создание механизмов поддержки субъектов инновационной деятельности, обеспечение создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях; – Привлечение и использование в экономике республики передовых высокоэффективных зарубежных технологий; – Стимулирование и поддержка развития в республике предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений; – Мониторинг и методическое обеспечение коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов; – Обеспечение контроля за исполнением законодательства Республики Беларусь по вопросам развития научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также эффективным использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на финансирование научно-технической и инновационной деятельности в Республике Беларусь и международного научно-технического сотрудничества; – Контроль за ходом выполнения научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных и венчурных проектов, международных научно-технических проектов, а также освоения в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполнявшихся за счет бюджетных средств; – Информирование общественности по вопросам развития науки, ее достижений, деятельности ГКНТ, республиканских органов государственного управления, научных организаций; – Обеспечение функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, в том числе организации и проведения этих экспертиз; – Мониторинг и анализ мировых технологических тенденций; – Обеспечение развития системы научно-технической информации [3]. Подведомственные организации Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь: – ГУ «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно–технической сферы»; – ГУ «Республиканская научно-техническая библиотека»; – ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности»; – Белорусский инновационный фонд; – РУП «Центр научно-технической и деловой информации», г. Гомель; – РУП «Гродненский центр научно-технической и деловой информации»; – РУП «Научно-аналитический центр информации, инноваций и трансфера технологий», г. Могилев.
1.5 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы направлена на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы в области эффективных инвестиций и ускоренного развития инновационных секторов экономики и является основным документом, обеспечивающим реализацию важнейших направлений государственной инновационной политики. Целью Государственной программы является обеспечение качественного роста и конкурентоспособности национальной экономики с концентрацией ресурсов на формировании ее высокотехнологичных секторов, базирующихся на производствах V и VI технологических укладов [2]. Приоритетными направлениями инновационной деятельности на 2016–2020 годы являются: энергетика, в том числе атомная энергетика, и энергоэффективность; агропромышленные технологии и производство; промышленные и строительные технологии и производство; медицина, фармация, медицинская техника; химические технологии, нефтехимия; био- и наноиндустрия; информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии; рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов; национальная безопасность и обороноспособность, защита от чрезвычайных ситуаций. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.
1.6 Обеспечение инновационной деятельности
Кадровое обеспечение функционирования Национальной инновационной системы Республики Беларусь осуществляется путем подготовки научных работников высшей квалификации, специалистов инновационного менеджмента на основе государственного заказа, а также по инициативе субъектов хозяйствования. Государственная научно-техническая экспертиза инновационных проектов представляет собой анализ и оценку этих проектов с подготовкой заключений о целесообразности их выполнения и финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Для проведения государственной научно-технической экспертизы инновационных проектов могут привлекаться на договорной основе научные организации, учреждения высшего образования, общественные организации ученых, а также отдельные ученые и специалисты, в том числе зарубежные [1]. Финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности при их реализации [2]. У каждого министерства есть собственный источник для финансирования инновационной деятельности – отраслевой инновационный фонд, который формируется из отчислений всеми предприятиями, независимо от формы собственности, в размере 1% выручки (эти отчисления входят в себестоимость). Министерство финансов осуществляет прямое финансирование инновационной деятельности из бюджета. Минфином создан Республиканский инновационный фонд. В его функции входит также проведение экспертизы инноваций и разработок [5, с. 30]. Средства, предусмотренные в республиканском бюджете для финансирования инновационной деятельности, используются на: – Выполнение мероприятий государственной программы инновационного развития Республики Беларусь; – Реализацию инновационных проектов; – Организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы; – Проведение научно-практических мероприятий. В 2016–2020 годах финансирование Государственной программы составит 19869749,8 тыс. рублей. 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка уровня инновационного развития Республики Беларусь, международный опыт регулирования инновационной деятельности
Информационным агентством «Bloomberg» составлен рейтинг стран с наиболее высоким уровнем инновационного развития. На рисунке 1 представлен рейтинг стран с наиболее высоким уровнем инновационного развития (Bloomberg Innovation Index).
Рисунок 1 – Рейтинг стран с наиболее высоким уровнем инновационного развития. Источник: БелИСА
Рейтинг инновационных стран включает в себя показатели: 1) Интенсивность НИОКР – расходы на НИОКР в процентах от ВВП; 2) Производительность – объем ВВП на 1 час рабочего времени; 3) Концентрация высоких технологий – доля высокотехнологичных компаний в общем числе зарегистрированных фирм; 4) Концентрация исследователей – количество исследователей в области НИОКР на 1 млн. населения; 5) Технологические возможности – доля технологичной продукции в общем объеме ВВП, доля НИОКР-продукции в общем объеме экспортированной технологической продукции; 6) Уровень высшего образования – доля выпускников из сферы высшего образования, работающих в науке, технике, промышленности и строительстве; доля выпускников ВУЗов в общем объеме рабочей силы в стране; 7) Патентная активность – доля патентов, выданных в стране, от общего количества заявок, поданных и подтвержденных в мире; патентные заявки от резидентов в пересчете на 1 млн. долл. расходов на НИОКР. В 2013 году Республика Беларусь заняла 49 место в рейтинге. По сравнению с прошлым годом, Беларусь опустилась в рейтинге Bloomberg с 20 места на 49. Последнее объясняется изменениями в методологии проведения рейтинга и, в частности, в изменении весовых коэффициентов. В 2017 году первое место в списке топ-50 инновационных стран заняла Южная Корея, за ней следует Швеция, на третьей позиции – Германия. В десятку наиболее инновационных экономик, по версии Bloomberg, также вошли Швейцария, Финляндия, Сингапур, Япония, Дания, США и Израиль. Существуют две главные составляющие процесса инновационного развития – реализация инновационных проектов и развитие инновационного потенциала. Отсюда вытекает конкретная задача замера исходных параметров последнего, определения его места в общем потенциале страны, региона, предприятия, органа управления и т.д. В условиях современной конкуренции на наукоемких рынках выигрывают страны, предприятия, которые не только обладают инновационным потенциалом, но и грамотно его задействуют, т.е. преобразуют результаты НИОКР в конкурентоспособную продукцию. Высокотехнологичное производство все в большей степени формируется вокруг так называемых глобальных цепочек ценности, развитие которых в последние два десятилетия заметно трансформирует характер мировой экономики. Одной из характерных черт последней становится специализация предприятий и отраслей отдельных стран на определенных «звеньях» названных цепочек, иными словами, их вхождение в межнациональную индустриальную вертикальную интеграцию. Цепочки добавленной стоимости содержат такие этапы, как проектная стадия, производство, маркетинг, сбыт и послепродажное обслуживание. Ранее предприятия, государства пытались выстроить их самостоятельно, на своей территории. Однако все чаще они распределяются между разными компаниями, концентрируются в отдельных странах. Возрастает доля товаров и услуг носящих глобальный характер, а государства конкурируют между собой не столько за производство высокотехнологичной продукции, сколько за наиболее выгодные места в глобальных цепочках ценности. Происходит развитие научно-технических связей между странами, интернационализация исследований, разработок и наукоемкого производства. В развитии инновационных систем развитых стран можно проследить тенденцию усиления прямого регулирования инновационной деятельности. Можно выделить следующие меры, применяемые в мире в рамках соответствующей инновационной политики: бюджетное финансирование инновационных программ и проектов; имущественная поддержка инноваторов и инвесторов; налоговые преференции; формирование элементов инновационной инфраструктуры на национальном и региональном уровнях; регулирование внутренней и внешней инновационной кооперации субъектов инновационной деятельности [8]. Степень государственного регулирования инновационной деятельности в США значительно возросла. Большая часть инноваций разрабатывается в рамках государственно-частного партнерства. Выделяют ряд ключевых направлений инновационной политики в США, способствующих активизации инновационной деятельности. Данные тенденции создают возможности привлечения ведущих специалистов, достижения лидирующих позиций. Особое внимание уделяется развитию государственно-частного партнерства, сотрудничества научно-исследовательских организаций и бизнеса, а также международного сотрудничества в инновационной деятельности. Как результат, субъекты инновационной деятельности расширяют возможности коммерциализации результатов НИОКР. В развитых странах наряду с прямыми методами государственного регулирования, важнейшее место в которых занимает финансирование, принимаются меры по распространению инноваций с акцентом на методы стимулирования. Глобализация и регионализация, рост наукоёмкости технологий, ограниченность ресурсов отечественных субъектов инновационной деятельности приводят к тому, что инновационная кооперация обладает существенным потенциалом активизации инновационной деятельности. На рисунке 2 представлены особенности инновационной деятельности США, способствующие ее активизации.
Рисунок 2 – Особенности инновационной деятельности США, способствующие ее активизации. Источник: [8] 2.2 Основные тенденции государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь по сравнению с передовыми странами
Беларусь является европейской страной с переходной экономикой, которой удалось в значительной степени сохранить доставшиеся ей по наследству производственные мощности. Промышленность остается предметом главного внимания научно-технической и инновационной деятельности. Сравнительно малый сектор научно-технических исследований в значительной степени ориентирован на сектор крупных коммерческих предприятий. Уровень конкуренции в Беларуси все еще низок. Некоторые из крупных предприятий занимают монопольную позицию на белорусском рынке, что не способствует возникновению у них потребности к инновациям. В 2013 году из 411 активных инновационных организаций примерно 270 были крупными предприятиями. Большая часть (60%) инновационной продукции экспортировалась. Собственные средства оказались наиболее важным источником расходов на инновации в большинстве отраслей (54 % по всей экономике). В 2014 году 74,7% промышленных компаний финансировали технологические инновации, 9,5 % – организационные инновации и 15,8 % – маркетинговые инновации. Различные типы инноваций помогают друг другу и повышают шансы фирмы на успех на рынке. Потенциал технологической модернизации Беларуси прочно коренится в модели роста СНГ и поэтому имеет несколько общих черт со странами данного региона (например, Россией, Украиной и Казахстаном). Низкая доля компаний с сертификатом качества и слабое использование зарубежных знаний показывает, что, подобно российским компаниям, Белорусские компании, в основном, исключены из глобальных и европейских цепочек ценностей. Организации испытывают нехватку обученного персонала (технического и исследовательского персонала), и финансовых возможностей для развития. Страна находится в хорошем положении в отношении компетентности рабочих, но гораздо хуже в отношении компетенции научных работников. Для Беларуси характерна сугубо производственная ориентация научно-технических исследований. Инновационная деятельность в Беларуси в основном вращается вокруг удовлетворения отечественных технологических потребностей и отечественного производства и не воспринимает научно-исследовательскую деятельность как независимый источник роста. Подобно России и Украине, влияние прямых иностранных инвестиций на передачу технологий также является низким по причине низкой доли прямых иностранных инвестиций. Белорусского бизнес ориентирован на рынки СНГ. После начала переходного периода многие предприятия были реорганизованы. Последние годы некоторые из таких предприятий, существовавших в юридической форме республиканских унитарных предприятий, были трансформированы в акционерные общества с целью привлечения частных инвестиций. Однако их акции, как правило, оставались в собственности государства. Такие предприятия также сохранили тесные связи с курирующим министерством, что ограничивает принятие решений в интересах бизнеса. Беларусь хорошо выглядит в отношении инфраструктурных возможностей, но отстает по способности структурно меняться. Беларусь за последние 5-10 лет создала вспомогательную инфраструктуру, способствующую передаче инноваций и технологий. Содействие развитию инновационной инфраструктуры, в соответствии с Государственной программой инновационного развития на 2016-2020 годы, направлено на реализацию полного инновационного цикла, от изобретения до рыночной продукции. Беларуси необходимо способствовать сотрудничеству между разработчиками и пользователями высоких технологий и потенциальными инвесторами. Закон о государственной инновационной политике и инновационной деятельности (ЗГИПИД) признает риск в качестве ключевой особенности инновационной деятельности, которую необходимо учитывать при планировании, управлении и финансировании инноваций. Нетерпимость риска может оттолкнуть истинно инновационные проектные предложения от участия в конкурсах и таким образом привести к отбору для финансирования проектов по модернизации, которые имеют низкий уровень риска. Слабой частью Закона является раздел, касающийся финансирования инновационной деятельности, так как ЗГИПИД не содержит новых источников финансирования и не определяет новых инструментов финансирования. С точки зрения современного понимания инноваций как системного процесса, предполагающего комплексное взаимодействие многих участников и заинтересованных сторон, Государственная программа инновационного развития (ГПИР) 2016–2020 годы придерживается устаревшего понимания инновации как линейного процесса, проходящего от стадии НИОКР до стадии коммерциализации результатов исследований. Опыт развитых стран показывает, что подобный подход оказывается неэффективным в современной быстро меняющейся глобализированной экономике, поскольку к тому времени, как результаты появятся на рынке, большая часть из них, вероятно, устареет. Современная инновационная политика, является горизонтальной: она обеспечивает неограниченные возможности поддержки инноваций всем без исключения. Выбор проектов для финансирования производится на основе открытых конкурсов, а финансирование выделяется наиболее успешным заявкам, поданным в этом процессе. В инновационной политике Беларуси все еще доминирует вертикальная составляющая. ГПИР содержит подробный список индикативных проектов на период 2016–2020 годы, при этом оценка и отбор, предусмотренные программой, являются механизмом выбора ограниченного числа проектов для финансирования из обширного списка: программа не содержит механизмов финансирования альтернативных проектов, не включенных в предварительно составленный обширный список. Фактически многие «научно-технические проекты» по своему характеру являются инновационными проектами с высокой степенью риска (предлагают новую продукцию на рынок), в то время как многие «инновационные проекты» являются просто проектами инвестиций с низкой степенью риска, направленными на модернизацию действующих производств. Проблемой ГПИР является постоянный акцент практической инновационной политики на технологические инновации и отсутствие внимания к другим типам инноваций. Нормы Указа № 59 не содержат достаточных положений для определения фактических законных владельцев прав интеллектуальной собственности, возникающих в результате научных исследований, финансируемых из государственного бюджета. Научные учреждения имеют право на обладание правами интеллектуальной собственности, возникающими в результате проводимой ими деятельности, они не могут продать права интеллектуальной собственности или заниматься последующей коммерциализацией с третьими сторонами. Опыт ведущих стран показывает, что надлежащее решение прав интеллектуальной собственности для отдельных исследователей и групп исследователей стало важной движущей силой инновационного предпринимательства через стартап и спинофф компании, основанные на таких правах интеллектуальной собственности. Слабые связи и недостаточные возможности для взаимодействия между участниками инновационной деятельности, отсутствие спонтанного, идущего снизу вверх, сотрудничества между ними, возможно, являются наиболее серьезным недостатком функционирования Национальной инновационной системы. На практике, решения по финансированию проектов в рамках государственных программ принимаются в результате сложных бюрократических процессов с участием ряда различных государственных органов с широкими полномочиями на высоком правительственном уровне (Национальная Ассамблея, Администрация Президента и Совет Министров). Национальный инновационный фонд предоставляет возможности для финансирования на ранней
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|