III. Частные приёмы воспитания.
I. Введение. Меня заинтересовала статья Яна Амоса Коменского «Каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях». Родителям, находящимся в тесном душевном контакте с ребенком, проще воспитывать нравственные качества, обучать основам поведения в обществе, формировать ответственность за свои поступки. Внимательно следящий за развитием ребенка родитель объяснит, что требуется от малыша и как правильно поступить в определенной ситуации. Ребенок доверяет родителям, поэтому все, что они говорят, для него истина. Если отец говорит, что драться нехорошо, значит, это именно так. Когда ребёнок идёт в школу задача воспитания разделяется между родителями и учителем. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Перед школой стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладевали умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Это требует приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни. «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений,» - говорил учитель учителей. Именно вопрос становления нравственности детей во всех её проявления мне хотелось бы разобрать.
II. Общие вопросы. По мнению Коменского легче всего прививать чувство нравственности и добродетель на первых годах жизни ребёнка, как «молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево». Выделяются несколько основных приемов, таких как:
постоянный образец добродетелей; своевременное и разумное наставление и упражнение; умеренная дисциплина. Главным и постоянным средством воспитания будет хороший пример, который ребёнок будет наблюдать так часто как это возможно. «Поэтому в том доме, где есть дети, нужна величайшая осмотрительность, чтобы не произошло чего-либо противного добродетели, но чтобы все соблюдали умеренность, опрятность, уважение друг к другу, взаимное послушание, правдивость и пр. Если это будет происходить постоянно, не нужны будут ни множество слов для наставления, ни побои для принуждения. Но так как часто сами взрослые нарушают правила нравственности, то не удивительно, что дети подражают тому, что видят,» - так считал Коменский. «Уместно будет учить детей словами тогда, когда мы видим, что примеры действуют на них недостаточно, или когда, желая подражать примеру других, они делают это недостаточно умело. Здесь-то и будет полезно дать им наставление…» - следующая воспитательная мера, которая рассматривается дидактом. Также он советует не прибегать к слишком длинным нравоучениям, особенно на ранних стадиях взросления. Формулировать свои недовольства и указания к поведению нужно просто и понятно. Действенной воспитательной мерой Коменский считал и наказание. Он писал: «Разумной похвалой и порицанием достигается многое не только у детей, но даже у взрослых.» Выделяется две ступени наказания. На первой следует «прикрикнуть на мальчика, если он ведет себя неприлично, разумно, но чтобы он почувствовал страх и следил за собой». Иногда могут последовать за этим более сильное порицание и обращение к его совести с последующим увещеванием и угрозой, чтобы он этого более не допускал. Если это не помогло, то на второй ступени следует «наказать розгами или побить рукой с той целью, чтобы ребенок опомнился и более следил за своим поведением».
«Здесь я не могу воздержаться от того, чтобы не выразить сурового порицания обезьяньей или ослиной любви со стороны некоторых родителей по отношению к детям. Закрывая на все глаза, такие родители позволяют детям расти без всякой дисциплины и без всякого наказания. В таких случаях детям разрешается совершать какой угодно негодный поступок, бегать туда и сюда, кричать, вопить, без причины плакать, грубо отвечать старшим, приходить в гнев, показывать язык, позволять себе какое угодно своеволие – все это родители терпят и извиняют.» - из этих строк можно понять, что именно вседозволенность и избалованность являются главными преградами на пути к становления нравственным и добродетельным человеком. Особенно печально, если чрезмерная родительская любовь привела к подобному результату. «Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей» - вот та верная истинна, которую выделяет Коменский. Именно соблюдение дисциплины обеспечит ребёнку правильное развитие как умственное, так и моральное. III. Частные приёмы воспитания. Первое на что следует обратить внимание – это умеренность и воздержание. Эти качества на самом деле привиты нам самой природой, главное не испортить их. «Таким образом, дети должны есть, пить, спать только в то время, когда их побуждает к этому природа, именно, когда очевидно, что у них есть чувство голода, жажды и потребность сна» - рекомендует Коменский. Не стоит искусственно возбуждать аппетит или заставлять спать ребёнка, если ему этого не хочется. Организм сам знает, что ему нужно, главное верно и вовремя понять его сигналы. Основы чистоты можно начинать закладывать на первом же году жизни, ухаживая за ребенком с возможно большей опрятностью. Аккуратное отношение к одежде нужно прививать с раннего возраста. «В одежде нужно требовать всевозможной чистоты, чтобы они не волочили одежды по земле, не пачкали и не пятнали ее умышленно» - замечает Коменский. Не стоит закрывать на неаккуратность глаза. Ведь ребёнок не сможет понять, что это не правильно если вы ему об этом не расскажете. «Лучше держать детей в строгости и в страхе, чем открывать им глубину своей любви и тем самым открывать им дверь к своеволию и непослушанию». Ребёнок должен понимать, что ваша к нему любовь это не ключ к вседозволенности. Также не стоит заступаться за ребёнка, если кто-то чужой сделал ему уместное замечание. Тогда ребёнок сможет «воспитать в себе скромность и уважение ко всем людям».
Следующее важное проявление добродетели – это сдержанность, т.е. знание ребёнком рамок дозволенного и умение не выходить за них. Коменский тут проводит интересную аналогию: «Нежному растению мы не позволяем расти пo своей воле, но привязываем к колышку, чтобы, будучи привязано, легче поднимало свою верхнюю часть и набирало силы.»
«Следует требовать от детей, чтобы они не отрицали сделанного, если что-то испортили, но скромно сознались и, с другой стороны, не говорили того, чего не было,» - так формулирует главное правило по формированию правдивости. Ошибкой со стороны взрослых будет переводить ложь ребёнка в шутку. Если он приучится подменять ложь шуткой, то он научиться лгать. Стремление обладать чужими вещами не присуще юному возрасту, но легко прививается ему. «Дети приучаются подражать, в этом они самые настоящие обезьяны; ведь что бы они ни видели, это к ним пристает, и они делают то же самое. Итак, няньки или те, кто занимается с детьми, должны вести себя в их присутствии с величайшей осторожностью» - по словам Коменского. Такие качества как радушие или благотворительность развиваются тогда, дети видят, как родителями раздается милостыня среди бедных, или если им самим прикажут отнести ее. Также важно научить их делиться. «Благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека праздным, но постоянно занимать его трудами, так как таким образом заграждается дорога злейшему искусителю» - считал Коменский. Игры не только занимают детский ум, спасая его от праздности, но и являются хорошей подготовкой к деятельной жизни. Речь – одно из главных отличий человека от животного. Развитие речи является определяющим для ребёнка на первых порах жизни, но когда он научиться говорить, не менее важно научить его и молчать. Вот что по этому поводу писал Коменский: «Родители должны научить детей молча выслушать какие-либо приказания отца или матери. Научившись молчать, дети, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, будут думать, что и как им разумно сказать. Ибо говорить все, что подвернется на язык, глупо, и не подходит тем, кого мы желаем сделать разумными существами.»
«Терпению ребенок может научиться, если в воспитании не будет излишней изнеженности и чрезмерной снисходительности.» - отмечает Коменский. Это не значит, что на любое проявление недовольства или огорчения стоит реагировать резко отрицательно. Важно понять, когда они перейдут на стадию капризов, и пресечь подобное лучше ещё в зачатке. Ведь иначе излишнее потворство может привести к дерзости и нахальству со стороны ребёнка. Нужно постоянно давать детям посильные задания. «Чтобы приучить детей к работе и услужливости, не нужно сильного труда, так как они сами по себе хватаются за все, только бы им не мешали и лишь бы их научили, как это должно делать благоразумно.» - пишет Коменский. Что касается вежливости, то родители могут обучить ей детей настолько, насколько сами в состоянии быть вежливыми. «Милым будет тот ребенок, который как по отношению к своим родителям, так и по отношению к другим ведет себя почтительно и приветливо; у некоторых это как бы прирожденное качество, другие должны в этом упражняться, и этим не следует пренебрегать,» - выделяет Коменский. Важную роль тут играет личный пример. Но далее он отмечает: «Чтобы эта приветливость и ласковость не была неразумной, ее нужно умерять скромностью и серьезностью.» Тут на помощь могут прийти поучительные басни и притчи, рассказанные ребёнку.
IV. Литература. Ян Амос Коменский «Учитель учителей: Избранное» - ООО Издательский дом «Карапуз», Е.Н. Леонович, Ю.А. Серебренникова – составление, вступительная статья, примечания, 2008 http://studopedia.ru/15_81641_nravstvennoe-vospitanie-v-seme-i-shkole.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|