Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технико-экономическая характеристика ОАО «Ашинский металлургический завод»




 

Ашинский металлургический завод основан в 1898 году. В 1992 году предприятие было преобразовано в акционерное общество «Ашинский металлургический завод», а в 2002 году за заводом закреплен статус градообразующего предприятия. Начинался завод с доменного производства. Мартеновские печи были построены в начале XX века, а собственное прокатное производство в Аше появилось лишь в его второй половине. На сегодняшний день завод является современным, динамично развивающимся предприятием металлургического комплекса России. Предприятие специализируется на выпуске широкой номенклатуры листового металлопроката как из стали обыкновенного качества, так и из низколегированных, конструкционных, жаропрочных, коррозионностойких и жаростойких марок стали и сплавов. Кроме того, заводом освоен выпуск тончайшей ленты из коррозионностойких, электротехнических, низкоуглеродистых марок стали, аморфных и нанокристаллических сплавов, магнитопроводов (сердечников трансформаторов). А в 1971 году начато производство товаров народного производства из коррозионностойкой стали. В России широко известны товары народного потребления марки АМЕТ, в число которых входят: посуда с трехслойным дном, вакуумные термосы, столовые приборы и кухонные принадлежности. В последние годы на заводе освоено производство садово-огородного инвентаря и металлических дверей из металла собственного производства.

На заводе аттестована и успешно действует система менеджмента качества. В марте 2005 года за успехи в области производства высококачественной продукции предприятие, как участник международного конкурса, отмечено дипломом Международной Академии Качества и Маркетинга. В настоящее время проводится подготовка к сертификации системы по охране труда и экологии, практически завершена работа по внедрению автоматизированной системы контроля за движением финансовых ресурсов Orakle Applications, серьезное внимание уделяется подготовке кадров.

Полученную прибыль завод вкладывает в освоение выпуска новой продукции и коренную реконструкцию производства. В последние годы значительно расширился сортамент выплавляемых марок металла.

У завода есть четкая программа по дальнейшему развитию производства, модернизации оборудования, внедрению прогрессивных технологий и освоению новых рынков сбыта. С целью повышения конкурентоспособности продукции построен и введен в эксплуатацию собственный энерговырабатывающий комплекс, позволивший почти полностью закрыть в данный момент потребности в электроэнергии. В настоящее время в здании будущего отделения непрерывной разливки стали, установлен агрегат «ковш-печь» (АКП) и начат монтаж машины непрерывного литья слябовой заготовки (МНЛЗ). В последующие 3 года будет смонтирована электропечь и построена ЛЭП-800, модернизировано прокатное производство и комплекс по выпуску товаров народного потребления.

С пуском МНЛЗ Ашинский металлургический завод получит возможность торговать не только листом, но и слябами. Увеличится выход годного металла, улучшится качество продукции и снизится ее себестоимость. С пуском электропечи, слябы и толстый лист завода смогут на равных конкурировать на рынке с продукцией крупных комбинатов.

Продукция металлургов Аши отличается высоким качеством, пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках. Идеальное расположение завода на Транссибирской железнодорожной магистрали позволяет в кратчайшие сроки поставить ее, в том числе малыми партиями в любую точку России и мира.

По данным комплексного рейтингового издания «Уральский капитал» 171-е место занял Ашинский металлургический завод по итогам работы в 2007 году в рейтинге 1000 крупнейших предприятий Уральского экономического региона и 27-е - среди 100 крупнейших предприятий Челябинской области.

ОАО «Ашинский металлургический завод» (ОАО «Ашинский металлургический завод», г. Аша Челябинской области) в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличило объем реализации продукции на 15.5% до 7 млрд. руб. Производство стали в 2006 г. увеличилось на 5%, толстолистового проката - на 3.3%. В 2008 г. ОАО «Ашинский металлургический завод» планирует увеличить производство стали на 100 тыс. тонн до 650 тыс. тонн, производство товарного проката - на 5% до 485 тыс. тонн. Также предприятие планирует освоить в 2006 г. промышленное производство просечного вытяжного листа для подъемных кранов и переходных лестниц. В ЭСПЦ предполагается установить оборудование автоматизированной навивки магнитопроводов.

ОАО «Ашинский металлургический завод» (Ашинский металлургический завод, Челябинская область) увеличило долю участия в ООО «ПКП Промоборудование» (Набережные Челны, Татарстан) с нуля до 100%. «Ашинский металлургический завод» является крупным производителем аморфных и электротехнических сталей.

ОАО «Ашинский металлургический завод» в 2002 году отправило на экспорт 37,9 тысячи тонн толстолистового проката, что на 177% больше, чем в такой же период прошлого года. В 2003 году объем экспорта толстолистового проката на Ашинском металлургическом заводе Челябинской области составил 15 тыс. тонн. Такая цель в 2003 году была поставлена впервые, прежде в таких больших объемах металлурги Аши металлопродукцию за рубеж не поставляли.

Производство и отгрузка толстолистового металлопроката составила в 2008 году 471192 тонн с учетом заготовки или 106,9% в отношении к 2007 году.

Отгрузка на внутренний рынок РФ составила 301738 т, отгрузка на экспорт - 113919 т, отгрузка заготовки для ЛПЦ-2 - 55535 т.

Таким образом, производство и отгрузка по РФ и СНГ по сравнению с 2007 годом увеличились на 14,1%, производство по экспортным контрактам увеличилось на 1,1%. Общее производство толстого листа увеличилось на 6,9%; по сравнению с 2007 годом. Тенденция производства в сравнении 2008/2007 гг. приведена в таблице 3.

 

Таблица 3

 

2008г.

2007.

2008/2007 гг.
  Т % т %  
РФ + СНГ 301738 64,0 264518 60,0 + 4,0%
Экспорт 113919 24,2 112715 25,6 - 1,4%
Итого 471192 100 440889 100 + 30303 т

 

Существенным ограничением развития металлургической промышленности является недостаточный уровень конкурентоспособности ее продукции.

Наиболее пользующиеся спросом продукция ОАО «Ашинский металлургический завод» представлена в таблице 4.

 


Таблица 4.

Группа производимых товаров Отношение 2008 к 2007
1 ПРОКАТ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ, ГОТОВЫЙ, ВКЛЮЧАЯ ЗАГОТОВКУ НА ЭКСПОРТ <http://product.digir.ru/index_parentid_772.html>86.36  
2 Прокат листовой качественный (без холоднокатаного конструкционного, нержавеющего и трансформаторного проката) <http://product.digir.ru/index_parentid_974.html>55.80  
3 Прокат листовой конструкционный горячекатаный <http://product.digir.ru/index_parentid_976.html>37.33  
4 Прокат листовой конструкционный горячекатаный легированный <http://product.digir.ru/index_parentid_983.html>34.05  
5 ЧУГУН, ФЕРРОСПЛАВЫ, ЛИГАТУРЫ, СТАЛЬ <http://product.digir.ru/index_parentid_644.html>32.62  
6 Сталь (без стали для дуплекс-процесса на своем заводе) <http://product.digir.ru/index_parentid_712.html>20.15  
7 Прокат листовой нержавеющий горячекатаный толщиной от 4 мм <http://product.digir.ru/index_parentid_1009.html>15.00  
8 Заготовка для переката, трубы из слитков и поковки из слитков <http://product.digir.ru/index_parentid_761.html>12.47  
9 Прокат из нержавеющей стали <http://product.digir.ru/index_parentid_53431.html>11.45  
10 ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ, ТЕПЛОЭНЕРГИЯ, ВОДА, ЛЕД, ХОЛОД <http://product.digir.ru/index_parentid_1.html>7.94  

 

Большой интерес вызывают страны, в которые осуществлялись поставки продукции.

Приведем данные в виде следующей таблицы:

 

Таблица 6. Покупатели продукции ОАО «Ашинский металлургический завод» за пределами РФ

Страна Тип продукции 2006 год, % 2007 год, % 2008 год, %
Белоруссия Прокат листовой 3,4 1,5 1,5
  ЭСПЦ 2,7 2,3 1,3
  ТНП 8,3 9,6 11,2
Украина Прокат листовой 2,5 2 2
  ЭСПЦ 2,8 1,4 0,8
  ТНП 8,6 9,7 11,5
Индия Прокат листовой 3,4 1,7 1,6
  ЭСПЦ 1,5 1,3 1,2
  ТНП 13,5 17,8 19,6
Казахстан Прокат листовой 7 3,5 2,5
  ЭСПЦ 3,7 1,5 0,9
  ТНП 11,2 14,9 15,1
Китай Прокат листовой 6,4 5,5 5,4
  ЭСПЦ 2,9 1,7 0,3
  ТНП 6,4 8,9 10,1
Иные страны Прокат листовой 2,3 2,8 3
  ЭСПЦ 1,4 1,8 0,5
  ТНП 6 8,1 8,5

 

Основными источниками поступления денежных средств ОАО «Ашинский метзавод» являются цехи-товаропроизводители ЛПЦ-1 и ЛПЦ-2. Исходя из этого, наиболее важными являются следующие факторы риска:

1. Состояние мирового рынка продаж металлопродукции. При ограничении экспортных продаж резко увеличивается поступление металлопродукции на внутренний рынок.

2. Повышение тарифов естественными монополиями.

.   Ограниченные мощности по производству стали.

.   Необеспечение необходимых объемов основного сырья для мартеновского производства и рост цен на него.

.   Полная зависимость в получении заготовки для производства листа из нержавеющей стали и сплавов для ЛПЦ-2 от внешних поставщиков.


2. Содержание и этапы разработки внешнеторгового контракта, применяемые в ОАО «Ашинский металлургический завод»

 

Внешнеторговый контракт

 

Традиционно под внешнеторговыми сделками понимаются сделки, содержанием которых являются экспортно-импортные операции по обмену товарами, услугами, продуктами творческой деятельности и т.п., в которых хотя бы одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо.

Безусловно, существенное значение имеет, у кого и при каких условиях есть право на заключение внешнеторговых сделок.

Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Несмотря на все обилие схем, применяемых во внешней торговле, существуют общие для всех контрактов правила их составления и обязательные к упоминанию пункты

Самое главное требование при составлении контракта - формулировки должны быть однозначными и не допускать двоякого толкования, а различные статьи контракта не должны противоречить друг другу. Внешнеторговые контракты, как правило, составляются и заключаются на основе какого-либо базиса INCOTERMS (международных правил толкования торговых терминов, публикуемых Международной торговой палатой). И конечно, статьи контракта не должны противоречить законодательству стран, резидентами которых являются договаривающиеся стороны.

В вводной части контракта обязательно содержание следующих элементов:

«Фирма ОАО «Ашинский металлургический завод», именуемая в дальнейшем Продавец, в лице «должность, имя», действующего на основании «Устава, Доверенности», с одной стороны, и фирма «название», именуемая в дальнейшем Покупатель, в лице «должность, имя», действующего на основании «Устава, Доверенности», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:».

В вводной части также обязательно:

наименование и номер контракта;

место и дату заключения контракта;

определение сторон, совершающих сделку.

Подписать внешнеторговый контракт согласно законодательства почти всех стран имеют право - либо руководитель фирмы, который действует на основании устава и ему не требуется никаких дополнительных полномочий, либо сотрудник фирмы, действующий на основании специальной доверенности. Во втором случае к контракту должна прикладываться копия доверенности, подписанной руководителем фирмы.

Копию такой доверенности могут потребовать при таможенном оформлении либо при налоговой проверке.

ПРЕДМЕТ КОНТРАКТА

«Продавец продал, а Покупатель купил на условиях поставки CIP Москва» «Инкотермс-2000» товары, спецификация которых приведена в Приложении(ях) к настоящему Контракту. Под товарами понимаются».

Предпочтительна именно формулировка «Продавец продал, а Покупатель купил» как наиболее полно отражающая обязательства, которые берут на себя стороны. Встречающаяся формулировка «Продавец поставил, а Покупатель принял и оплатил поставку» недостаточно описывает обязанности сторон. И уж совсем некорректно называть стороны во внешнеторговом контракте «Поставщик» и «Получатель» (именно во внешнеторговом, во внутренних российских договорах термин «Поставщик» вполне допустим). Хотя бы потому, что в том же контракте будет сделана ссылка на Инкотермс, где стороны называются именно «Продавец» и «Покупатель». Так что при желании можно легко оспорить сделку или какое-либо из ее условий.

В данной статье обязательно должно присутствовать описание товара, его наименование, номер артикула, важные характеристики, ассортимент. Описание товара может быть дано как в статье контракта, так и в спецификации, прилагаемой к контракту. Спецификация удобнее в случаях, когда речь идет о разовом контракте с большим ассортиментом либо о контракте с периодическими поставками. Как правило, спецификации используют для того, чтобы подробно описать характеристики товара, при этом, не загромождая описаниями основной текст контракта.

При ссылке на Инкотермс обязательно нужно указывать, какая редакция имеется в виду, чтобы не было двоякого толкования. В настоящее время последней редакцией являются «Инкотермс-2000».

КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА

«Количество товара по каждой позиции, поставляемого по настоящему Контракту, указано в Приложении(ях) к настоящему Контракту».

Если контракт предполагает периодическую поставку товара или если представляется невозможным заранее указать в контракте точное количество товара, можно использовать формулировку «Количество товара указано в счетах по каждой поставке». В этом случае контракт будет рамочным, то есть без точного указания количества товара. Но необходимо учитывать, что рамочные контракты могут затруднить таможенное оформление в России.

Единицы измерения, конечно, указываются вместе с количеством и вынесены в приложение(я). Но в некоторых случаях их полезно указать в явной форме и в самом тексте контракта. В зависимости от характера товара единицей измерения количества могут выступить меры веса, объема, длины или площади, а то и просто штуки. Важно помнить, что существуют метрическая (СИ) и англо-американская системы мер.

ОАО «Ашинский металлургический завод» использует единицы измерения в шт. и тоннах - количеством листов (шт.) весом (т).

КАЧЕСТВО ТОВАРА

«Качество поставляемого по настоящему Контракту товара должно подтверждаться сертификатом качества, выданным Продавцом, и соответствовать либо указанным в этом сертификате стандартам, техническим условиям, спецификациям, либо, в случае если они предусмотрены, образцам товара. Поставка поврежденного товара приравнивается к поставке товара ненадлежащего качества».

Говоря о качестве, нужно рассматривать два аспекта. Первый - это отсутствие внутренних дефектов, возникших из-за некачественного изготовления и/или применения некачественных материалов. Такие дефекты незаметны при внешнем осмотре и проявляются в процессе пользования изделием. Другой аспект - отсутствие механических, коррозионных и прочих внешних дефектов, то есть повреждений товара, возникших при его хранении, перевозке и перевалке.

Вводя в контракт пункт о качестве товара, как правило, имеют в виду только первый аспект. Поврежденный товар априори считается некачественным. Но поставщик по разным причинам может отказаться возмещать ущерб, поэтому следует очень четко прописать в контракте порядок сдачи-приемки и предъявления претензий, а также обсудить, кто будет нести ответственность за поставку некачественного товара.

СРОКИ И ДАТА ПОСТАВКИ

«Упомянутые в статье 1 настоящего Контракта товары должны поставляться в сроки, указанные в Приложении(ях) к настоящему Контракту».

Сроком поставки может быть:

календарный день (точная дата);

конкретный период времени (календарная неделя, месяц, квартал, год). При этом, как правило, добавляют слова «не позднее» и «в течение»;

период времени с момента совершения какого-либо действия, например: «В течение трех календарных дней с момента размещения заказа Покупателя в письменной или электронной форме».

Очень важно обратить внимание на то, что дата поставки определяет момент перехода права собственности от продавца к покупателю. Практическим применением этой информации служит постановка бухгалтерией товара на баланс предприятия.

Дата документа должна согласовываться с базисными условиями поставки.

БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ

«Базисными условиями поставки по настоящему Контракту являются условия CIP Москва с наиболее широким страховым покрытием по условию “А”, данные в толковании “Инкотермс-2000”«.

Строго говоря, стороны могут договориться о любом базисе поставки, и это не обязательно должны быть условия Инкотермс. В таком случае статья контракта, в которой подробно описывается этот базис поставки, должна быть включена в контракт.

Эта статья не является обязательной, если в других статьях контракта уже есть ссылки на Инкотермс и в них учтены и устранены все двоякие толкования, которые допускают Инкотермс. Актуально это и в ситуации, когда стороны не вносят дополнительных требований или изменений в толкование базиса поставки.

На сегодня действуют базисные условия поставки товаров в договорах купли-продажи товаров, систематизированные Международной торговой палатой в ее издании «Инкотермс-2000», публикация МТП № 560.

ЦЕНЫ И ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА

«Цены на товары указаны по позиционно в Приложении к настоящему Контракту и в счетах по каждой поставке. Цены указаны за штуку».

Если по каким-то причинам возникают затруднения с указанием цены в момент заключения контракта с периодической поставкой, можно ограничиться формулировкой: «Цены на товары указаны в счетах по каждой поставке».

«Цены понимаются СIP Москва. Цены указаны в долларах США».

Должны быть указаны базис и валюта цены.

«Цены твердые и не подлежат изменениям».

Эта оговорка страхует покупателя от изменения цен на товар в течение срока действия контракта, например, при периодических поставках. Но, как правило, в начале каждого календарного года иностранные фирмы пересматривают свой прайс-лист. Выходом из такой ситуации может быть ежегодное подписание дополнений к контракту с указанием новых цен. А эта оговорка гарантирует вам, что в течение года цена останется неизменной.

Кроме того, в зависимости от отрасли и характера сделки цены на товар могут быть либо подвижными, либо скользящими, либо фиксируемыми в процессе исполнения контракта.

«Продавец несет все расходы по поставке товара на условиях CIP Москва, включая стоимость перевозки до согласованного места назначения, стоимость экспортной упаковки и маркировки, погрузки товара и его закрепления в транспортном средстве (транспортных средствах), а также оплату всех экспортных сборов и пошлин в стране Продавца. Соответствующие расходы в стране Покупателя несет Покупатель».

Параграф конкретизирует, какие расходы несут стороны в соответствии с выбранным базисом поставки. Лучше сразу оговорить, кто несет незаметные на первый взгляд расходы по погрузке-разгрузке, упаковке и маркировке, чтобы не было неприятных неожиданностей в виде счета от продавца за дополнительные услуги. Тем более что оплата таких счетов затруднительна из-за валютного контроля в РФ.

«Общая сумма контракта составляет 10 000 000 (десять миллионов) долларов США. Общая сумма контракта может изменяться по письменному согласованию сторон и указывается в Дополнениях к настоящему Контракту».

Указание общей суммы контракта необходимо для оформления паспорта сделки (экспортного или импортного) в соответствии с правилами валютного регулирования в России. Если при периодических поставках сумма поставленного товара превысит общую сумму контракта, подписывается дополнение, предусматривающее увеличение общей суммы контракта. При этом придется перезаключать паспорт сделки.

УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА

«Платежи за товары, поставляемые по настоящему Контракту, производятся против коммерческого счета Продавца путем банковского перевода указанной в счете суммы на расчетный счет Продавца, указанный в настоящем Контракте, в течение:

дней нетто (полная сумма счета) с даты выставления коммерческого счета;

дней со скидкой 1% с даты выставления коммерческого счета;

дней со скидкой 2% с даты выставления коммерческого счета».

Этим пунктом описываются: форма расчета («путем банковского перевода»). Помимо этой, существуют еще и такие формы расчета, как аккредитив, инкассо, расчеты по открытому счету.

ОАО «Ашинский металлургический завод» использует в основном самую простую форму расчета - банковский перевод. «Банковские расходы оплачиваются следующим образом:

расходы Продавца - за счет Продавца;

расходы Покупателя - за счет Покупателя».

 


2.2 Внешнеторговые контракты ОАО «Ашинский металлургический завод»

 

ОАО «Ашинский металлургический завод» в основном специализируется на экспорте своей продукции, поэтому является продавцом. В части поставок на заводе существует определенное деление клиентов.

 

Таблица 5.

Виды контрагентов ОАО «Ашинский металлургический завод»

№ п/п Контрагент Вид договора Исключительные условия
1 Иностранный заказчик Внешнеторговый контракт Заключается предприятием на поставку продукции металлопроката.
2 Государственный посредник Договор комиссии Гос. посредник обладая лицензией на ведение ВЭД по поручению ОАО «Ашинский металлургический завод» заключает внешнеторговый контракт с иностранным заказчиком на поставку продукции металлопроката. Гос. посредник является контролером внешнеторговой деятельности предприятия.
3 Головные исполнители Договор поставки Головные исполнители - предприятия РФ, имеющие лицензию на осуществление внешнеторговой деятельности без участия гос. Посредника.
4 Соисполнители (исполнители составной части) Договор поставки Соисполнители, как правило, имеют договор поставки с головными предприятиями, а изделия ОАО «Ашинский металлургический завод» являются составными частями изделий соисполнителя. Продукция поставляется в экспортном исполнении по ценам, учитывающим уровень экспортной цены на готовое изделие соисполнителя.

 

На ОАО «Ашинский металлургический завод» действует положение о едином порядке рассмотрения, заключения, хранения договоров, в котором определен порядок прохождения контрактов на заводе. Все договоры подлежат заключению в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах правоспособности юридического лица, установленных учредительными документами, с соблюдением финансовой дисциплины. Рассмотрение договоров включает в себя подготовку, согласование, визирование, заключение контрактов.

При анализе возможностей повышения экспортного потенциала предприятий металлургии важно учитывать экономическую эффективность экспортных операций. Количественным показателем экономической эффективности внешнеэкономической операции служит отношение полученного результата в виде определенной денежной суммы к общей сумме осуществленных затрат на достижение этого результата.

Экономическая эффективность экспортной операции Ээ исчисляется по формуле.

 

,            (1)

 

где - чистая валютная выручка от экспортной операции Вэ, пересчитанная в национальную валюту по официальному валютному курсу Кв;

Зэ - полные затраты на производство экспортной продукции и осуществление экспортной операции.

Эффективность экспортных операций в большой степени зависит от профессиональной подготовки руководящих работников, разработки и реализации обоснованной маркетинговой политики, основанной на глубоком знании конъюнктуры мирового рынка конкретного товара (в нашем случае - продукции машиностроения), применении оптимальной стратегии и тактики проведения переговоров с торговыми партнерами.

Основными направлениями повышения экспортного потенциала ОАО «Ашинский металлургический завод» должны стать:

- наращивание производства и экспорта конкурентоспособной продукции, изготавливаемой по российским передовым технологиям с опорой на отечественный интеллектуально-кадровый и природно-ресурсный потенциал;

-  активный переход к комплексным формам сотрудничества, охватывающим всю инновационно-воспроизводственную вертикаль;

-  совместно финансируемые проекты российскими и иностранными партнерами, реализуемые на предприятиях, расположенных на территории России.

Таким образом, внешнеторговая политика, направленная на повышение экспортного ОАО «Ашинский металлургический завод», должна быть выработана с целью определения реальных возможностей, основных инструментов и механизмов наращивания производства экспортной продукции, повышения ее эффективности и совершенствования структуры.

Далее нам представляется важным в рамках работы рассмотреть более подробно, на примере Ашинского металлургического завода, некоторые из средств государственного стимулирования экспорта металлопродукции.

Безусловно, основным инструментом государственного стимулирования вывоза металлопродукции является возврат налога на добавленную стоимость.

Как известно, при экспорте товаров применяется налоговая ставка 0%. Чтобы подтвердить обоснованность ее применения, достаточно доказать, что товар был вывезен за пределы страны, и представить документы, указанные в ст. 165 НК РФ.

Подобный вывод следует не только из норм законодательства, но и из писем налоговых органов субъектов РФ. Однако, несмотря на это, отказов в возмещении налога со стороны налоговых инспекций довольно много.

Так, например, относительно ОАО «Ашинский металлургический завод» по результатам проверки налоговых деклараций по НДС, а также документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налоговым органом принято решение об отказе в возмещении из бюджета налога. Одной из причин отказа стали положения контрактов, согласно которым продажа товаров на экспорт осуществлялась на условиях FCA и DAF. Налоговая инспекция посчитала, что условия поставки влияют на порядок определения момента перехода права собственности на товар, а значит, и на разграничение экспортных операций от операций по реализации товаров на территории России.

Исходя из списка документов (указанных в НК РФ) видно, что для оформления льготы по налогообложению необходимо огромное количество времени и сил. Кроме того, после сбора всех вышеперечисленных документов бывают случаи отказа в предоставлении налогового вычета.

С такой ситуацией и столкнулся ОАО «Ашинский металлургический завод» в 2004 году.

ОАО «Ашинский металлургический завод» обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением, с учетом его изменения, о признании недействительным решения Инспекции МНС России N 26 по Уральскому округу от 19.10.2004 N 08-06/24190, которым налогоплательщику отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 21623 руб. за 2 квартал 2004 года, а также об обязании налоговый орган возместить путем зачета Обществу НДС в указанном размере за спорный период.

Решением Арбитражного суда от 12.04.2005, заявленные требования удовлетворены, поскольку налогоплательщик представил в налоговый орган все предусмотренные ст.ст. 165, 169 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации документы.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в налоговый орган представлена копия экспортного контракта от 28.10.2003 N 13-03, поставка товара по которому в соответствии с условиями контракта производилась на условиях FCA-Москва.

Согласно положениям Инкотермс-2000 термин FCA («Франкоперевозчик») означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте.

Довод налогового органа о том, что экспортным контрактом не предусмотрен момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю, обязательства продавца на основании указанного контракта выполнены в момент передачи товара на территории Российской Федерации, не опровергает факт экспорта товара, поскольку Инкотермс регулирует не момент перехода права собственности на передаваемую вещь, а момент перехода рисков утраты и повреждения имущества, объем и момент исполнения сторонами договора своих обязательств по поставке товара.

Еще один инструмент государственного стимулирования это упрощенный порядок декларирования.

Однако бывают случаи, когда установленная государством поддержка экспорта товаров металлопродукции не осуществляется из-за нарушений самих же государственных органов. Примером этому может служить попытка использовать ОАО «Ашинский металлургический завод» упрощенного порядка декларирования продукции металлопроката в начале 2006. 17.07.2006 таможенный брокер ЗАО «Электроспецсервис», действовавший от имени ОАО «Ашинский металлургический завод», направил в адрес таможни ВТД на бланке ГТД N 43104923 для оформления поставок на экспорт прокат черных металлов в августе 2006 года. Таможня уведомлением от 17.07.2006 N 36-52/593 сообщила обществу об отказе в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что телетайпограммой ФТС России от 14.07.2006 N ТФ-1751 действующая ставка вывозной таможенной пошлины в размере 198,8 долл. США за 1000 кг, установленная в отношении проката черных металлов, с 01.08.2006 будет увеличена.

Полагая, что данным ненормативным правовым актом таможенного органа нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения таможни, выраженного в уведомлении от 17.07.2006 N 36-52/593.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановил:

Признать недействительным решение таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы, выразившееся в отказе применения упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, адресованное открытому акционерному обществу «Ашинский металлургический завод».

Взыскать с таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы, в пользу открытого акционерного общества «Ашинский металлургический завод» государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение кассационной жалобы.

Особую значимость для сохранения и поддержания российского металлургического комплекса приобретает таможенно-тарифная политика. Основные принципы корректировки этой политики, в части, относящейся к горно-металлургическому комплексу, следующие:

совершенствование защиты рынка от недобросовестной конкуренции;

меры защиты отечественных металлопроизводителей не должны ухудшать конкурентной среды на рынке;

объектами таможенно-тарифной защиты должны быть конкретные виды отечественной металлопродукции, период действия защитных мер также должен быть определенной продолжительности.

Особую значимость для сохранения и поддержания российского металлургического комплекса приобретает таможенно-тарифная политика. Установление таможенных пошлин, как на ввоз, так и на вывод металлопродукции и дополнительного оборудования отражается на деятельности всех предприятий металлургии, в том числе и на ОАО «Ашинский металлургический завод». Например, в 2007 году руководство Ашинского металлургического завода (город Аша Челябинской области) подписало контракты на поставку кислородной станции и мостовых подъемных кранов для строящегося электросталеплавильного цеха предприятия. Изготовленное в Китае и США оборудование кислородной станции поставит московская компания «Премиум инжиниринг». Она же выполнит рабочий проект, выдаст базовый инжиниринг, обеспечит шефмонтаж, пуско-наладку и обучение персонала. По условиям контракта на изготовление оборудования отводится не более года. Уже первого марта 2009 года, за месяц до пуска электропечи, кислородная станция должна выйти на гарантийные испытания и выдать первый кислород. Мощность станции составит шесть тысяч кубических метров кислорода и 180 кубометров аргона в час, предусмотрено также получение азота. Финская фирма «Конекрейнц», имеющая официального представителя в Санкт-Петербурге и сервисный центр в Магнитогорске, поставит Ашинский металлургический завод четыре мостовых подъёмных крана. Тем самым на российском рынке отсутствуют изготовители специальной продукции для деятельности металлопроката, поэтому предприятия металлургии вынуждены закупаться на мировом рынке, в то время как препятствием этому являются высокие таможенные пошлины.

 


Заключение

 

В представленной работе рассмотрены проблемы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на примере экспорта металлопродукции ОАО «Ашинский металлургический завод».

В заключение можно сделать следующие выводы.

Отмечено, что развитие внешнеторговой деятельности представляет собой один из главных ориентиров при решении вопросов совершенствования и повышения эффективности производства, научно-исследовательской и инновационной деятельности металлургии России. Мероприятия по наращиванию экспортного потенциала предприятий металлургии являются неотъемлемой частью экспортной политики государства.

Экспорт металлопродукции основан на законодательстве о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, в частности законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», таможенном и налоговом законодательстве.

В соответствии с указанным выше законом экспорт товаров является таможенным режимом, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

Государственное регулирование экспорта металлопродукции осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации, в частности специальным органом, осуществляющим контроль за экспортом является Федеральная служба по технического и экспортному контролю. Также особое значение имеет Федеральная таможенная служба, а также Федеральная налоговая служба.

В практической части работы проанализирована внешнеэкономическая деятельность ОАО «Ашинский металлургически

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...